Анализ рынка туристических услуг Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе был произведен анализ российского рынка туристиче-ских услуг и в частности рынка туристических услуг Амурской области. Анализ был произведен на основе статистических данных, опубликованных в официальных изданиях.
Целью работы является изучение основных методов анализа рынка, анализ рынка туристических услуг данной территории, а так же определение перспектив развития изучаемого рынка.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты анализа рынка
1.1 Понятие рынка и его виды
1.2 Методы анализа рынка
1.3 Рынок услуг и его особенности
2 Анализ рынка туристических услуг
2.1 Понятие и особенности рынка туристических услуг
2.2 Анализ рынка туристических услуг России
2.3 Анализ рынка туристических услуг Амурской области
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по маркетингу.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции. В первую очередь на это указывают все более широкие меры рекламного воздействия при продвижении своего туристского продукта на внешних рынках. Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения, является одной из существенных тенденций развития туризма.

Лидерами туристического бизнеса на выездном направлении на данный момент являются: ООО Турбюро "Дальневосточный Феникс", ЗАО (фирма) "Амуртурист", ООО турфирма "Амурассо", доля которых в общем объеме туристского потока составляет 70 %. На въездном направлении бесспорным лидером по количеству обслуженных туристов является ЗАО (фирма) "Амуртурист" – 68 %.

Широкая рекламная кампания туристических возможностей области способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику страны. Туристические организации области принимают активное участие в различных выставках-ярмарках, презентациях, форумах, рекламных турах как в России, так и за рубежом, продвигая свой туристский продукт, что является весьма продуктивным способом продвижения туристического продукта.

К слабым сторонам конкуренции  можно отнести такие до сих  пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма факторы, как:

  • недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количест-

во гостиничных средств  размещения туристского класса с  современным уровнем комфорта;

  • высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам;
  • высокая стоимость и неразвитая сеть авиа- и железнодорожных перевозок;
  • препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;
  • дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии.

К конкурентным преимуществам  можно отнести:

  • наличие разнообразных туристских ресурсов (уникальная природа, наличие памятников культурно - исторического наследия);
  • географическое положение;
  • наличие новых туристских продуктов, удовлетворяющих потребность в путешествиях.

В Амурской области, как  и в других дальневосточных субъектах РФ, есть объективные природные условия для развития въездного туризма: уникальная природа, памятники культурно - исторического наследия и многое другое. Однако они малопривлекательны из-за плохой инфраструктуры: труднодоступности, отсутствия гостиниц, кафе и ресторанов. Возможность привлечения туристов ограничивает нехватка общедоступной информации, единого реестра туристических ресурсов. Отсутствие генеральной схемы маршрутов снижает осведомленность населения о наличии предложений в регионе. Между тем эти предложения есть, и многие из них весьма интересны. На территории области сложилось несколько основных зон туризма и отдыха – это турбазы вблизи Благовещенска, Хинганский, Норский, Зейский заповедники, Муравьевский парк устойчивого пользования, некоторые территории Архаринского (озера Долгое, Клешинское), Магдагечинского (Гонженский источник), Бурейского (ГЭС, заказник «Урочище Иркун») районов.

В Амурской области существует программа «Развитие туризма  в области до 2012 года», которая предусматривает ряд мероприятий по развитию экотуризма. В соответствии с ней в ближайшие пять лет объемы вну-треннего и выездного туризма в Амурской области должны вырасти в 2,5 раза35.

Для развития туризма  предполагается  проводить подготовку и переподготовку экскурсоводов, гидов- переводчиков и руководителей туристических групп, предусмотреть их сертификацию. На эти цели планируется выделить 73,3 млн. рублей. При этом областной бюджет потратит 15 млн., остальную сумму должны вложить инвесторы36. В программе определены две зоны развития туризма- южная и северная. На юге области предусмотрено развитие проектов «Динозавры Азии» на базе находящегося в Благовещенске кладбища динозавров, «Этнографическая деревня»- строительство национальной русской деревни неподалеку от областного центра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее  время маркетинговый анализ туристического рынка становятся реальной насущной потребностью и практически единственной возможностью получения информации, необходимой для принятия правильных решений. Анализ рынка представляет собой основу маркетинговых исследований. Ключевыми моментами в анализе является исследование спроса, предложения, конкуренции, а так же сложившейся на рынке конъюнктуры.

Общая цель анализа рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в туристических услугах, и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложения на туристические услуги, т.е. конъюнктуры рынка.

Исследование туристского  рынка целесообразно проводить  по следующим направлениям:

  • представить текущее состояние туристского рынка по основным экономическим показателям;
  • раскрыть основные эволюционные процессы и тенденции развития рынка предложения туристских услуг;
  • определить состояние спроса на туристские услуги и тенденции в его динамике.

В настоящее время  полноценной готовности туристического рынка к широким маркетинговым  исследованиям еще нет, фирмы чаще всего обходятся собственными силами без привлечения специализированных фирм.

В результате анализа рынка туристических услуг Амурской области было установлено:

  • за последние годы значительно выросло число фирм, занимающихся туристической деятельностью. Это способствовало расширению ассортимента предлагаемых услуг и ожесточению конкурентной борьбы на туристическом рынке;
  • количество выезжающих из Амурской области туристов значительно превышает поток въезжающих туристов;
  • наиболее привлекательным для выездного туризма является Китай, Таиланд, Турция, а так же некоторые страны Европы;
  • въездной туризм в данном регионе развит слабо. Основным источником иностранных туристов является Китай и Япония; 
  • направления повышения качества туристических услуг в Амурской области: повышение качества услуг по размещению; улучшение качества дорог; расширение ассортимента предлагаемых услуг.

Аналогичная ситуация сложилась  и на общероссийском рынке. Но рынок туристических услуг России только начинает борьбу за большую долю мирового рынка. Он обладает достаточной перспективой роста и вполне способен преодолеть сложности, возникшие в связи с кризисом в экономике страны. Кроме того, он обладает достаточным потенциалом для дальнейшей конкурентной борьбы  на мировом рынке.

На основании всего  вышесказанного можно говорить о  том, что специфика формирования индустрии туристических услуг связана с динамичными изменениями туристического спроса, с индивидуализацией потребительского спроса, с применением дифференциального предложения туристических товаров и услуг с учетом интересов потребителей, требований  общества и факторов улучшения среды проживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алексунин В. А. Маркетинговые исследования рынка курортно-туристических услуг /  Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2008. – № 3. –  С. 52 – 60 
  2. Амурская область в цифрах: краткий стат. сборник: Амурстат /ред. кол. В.Н. Дьяченко. – офиц. издание. – Благовещенск, 2009.- 434 с.
  3. Амурский статистический ежегодник: стат. сборник / под ред. В.Н. Дьяченко. – 2009. – 29 с.
  4. Аркисян Е. Г. Рынок туристических услуг Дальнего востока / Е.Г.Аркисян // Дальневосточный капитал. – 2008. – № 4. – С. 14 – 16
  5. Благовещенск в цифрах: стат. сборник / Амурстат. –Благовещенск, 2009. – 44с .
  6. Бутко И. И. Маркетинг в туризме : учеб. пособие / И. И. Бутко, В. А. Ситников. – М. : Дашков и К: Наука-Спектр, 2009. – 412 с.
  7. Ветитнев А. М. Маркетинг некоммерческих санаториев /А.М. Ветитнев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 2. – С. 110 – 115
  8. Волков Ю. Ф. Гостиничный и туристический бизнес / Ю. Ф. Волков. – 2-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 638 с.
  9. Гавриленко Н. И. Основы маркетинга : учеб. пособие / Н. И. Гавриленко. – М. : Академия, 2007. – 320 с.
  10. Годин А. М. Маркетинг : учеб. / А. М. Годин. – М.: Дашков и К, 2009 – 652 с.
  11. Гостиничный и туристический бизнес / Ю.Ф. Волков.– 2-е изд.-   Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 638 с.
  12. Григорьев М.Н. Маркетинг  / М.Н. Григорьев. – М.: Геральдики , 2006. – 366 с.
  13. Малхотр Н. Маркетинговые исследования с помощью SPSS. Практическое руководство / Н. Малхотр. – 4-е изд. – М.: Издательский дом  «Вильямс», 2009. – 1166 с.
  14. Маркетинг : общий курс : учеб. пособие / под. ред. Колюжной, А.Я. Якобсона. – М. : Омега-Л, 2006. – 476 с.
  15. Новиков В. К. Регионы России – новые возможности для  развития туризма / В. К. Новиков // Туристическая газета. – 2009. – № 2. – С. 24-28
  16. Основы маркетинга : учеб. пособие / Ф. Котлер [и др.]. – М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 944 с.
  17. Российский статистический ежегодник : стат. сборник / Росстат. – М. – 2009. – 1126 с.
  18. Сапрунова В. Б. Туризм : эволюция, структура, маркетинг / Сапрунова В. Б. // Маркетинг. – 2006. – № 4. – С. 46 – 52
  19. Синяева И. М. Развитие рынка туристических услуг в России / И. М. Синяева // Маркетинг в России и за рубежем. – 2008. - № 1. – С. 56 – 61
  20. Соловьев Б. А. Маркетинг : учебник / Б. А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 383 с.
  21. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. / под ред. И.К. Беляевского.- «Финансы и статистика», 2007.- 465 с.
  22. Статистика: Учебник / И.И. Елисеева [и др.]. – М.: КНОПРУС, 2006. –   524 с.
  23. Типугин И. К. Туризм с человеческим лицом, или Турфирма как один из способов выживания малого бизнеса / И.К. Типугин // Консультант директора. – 2007. - № 13. – С. 2 – 13
  24. Ткачева Т. Н. Рынок туристических услуг России / Т. Н. Ткачева // Международный бизнес. – 2007. – № 11. – С. 12 – 23
  25. Черкасова И. А. Маркетинг туристических услуг для сегмента VIP-потребителей / И.А. Черкасова // Маркетинг. – 2006. – № 1. – С. 78 – 83
  26. Черкасова И.А. Роль маркетинга в формировании инфраструктуры туризма / И.А. Черкасова // Маркетинг. – 2007. –  № 1. – С. 55 – 62
  27. Юрик Р. А. Анализ современного состояния российского рынка туристических услуг / Р.А. Юрик // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – № 2. – С. 67 – 76

1 Основы маркетинга : учеб. пособие / Ф. Котлер [и др.]. – М.; СПб.; К.: Издательский дом  «Вильямс», 2002. –  С.40

2 Там же С.40

3 Там же С. 40

4 Годин А. М. Маркетинг : учеб. / А. М. Годин. – М.: Дашков и К, 2009. –  С. 56

5 Статистика рынка товаров и услуг : учеб. – 2-е изд. /  под ред. И.К. Беляевского. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 14

6 Григорьев М.Н. Маркетинг  / М.Н. Григорьев. – М.: Геральдики , 2006. – С. 58

7 Годин А. М. Маркетинг : учеб. / А. М. Годин. – М.: Дашков и К, 2009 – С. 67

8 Гавриленко Н. И. Основы маркетинга : учеб. пособие / Н. И. Гавриленко. – М. : Академия, 2007. – С.38

9 Годин А. М. Маркетинг : учеб. / А. М. Годин. – М.: Дашков и К, 2009 – С.39

 

10 Алексунин В. А. Маркетинговые исследования рынка /  Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2008. – № 3. –  С. 55 

11 Алексунин В. А. Маркетинговые исследования рынка / Маркетинг и маркетинговые исследования.– 2008. – № 3. –  С. 56  

12 Там же С. 56 

13 Малхотр Н. Маркетинговые исследования с помощью SPSS. Практическое руководство / Н. Малхотр. – 4-е изд. – М.: Издательский дом  «Вильямс», 2009. – С. 901

14 Статистика: Учебник / И.И. Елисеева [и др.]. – М.: КНОПРУС, 2006. –  С. 56

15 Малхотр Н. Маркетинговые исследования с помощью SPSS. Практическое руководство / Н. Малхотр. – 4-е изд. – М.: Издательский дом  «Вильямс», 2009. – С. 769

16 Статистика рынка товаров и услуг : учеб. – 2-е изд. /  под ред. И.К. Беляевского. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 47

17 Статистика рынка товаров и услуг : учеб. – 2-е изд. /  под ред. И.К. Беляевского. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 24

18 Основы маркетинга : учеб. пособие / Ф. Котлер [и др.]. – М.; СПб.; К.: Издательский дом  «Вильямс», 2002. – С. 628 

19 Гавриленко Н. И. Основы маркетинга : учеб. пособие / Н. И. Гавриленко. – М. : Академия, 2007. – С. 295

20 Основы маркетинга : учеб. пособие / Ф. Котлер [и др.]. – М.; СПб.; К.: Издательский дом  «Вильямс», 2002. – С. 629

21 Там же С. 630

22 Там же С. 631

23 Годин А. М. Маркетинг : учеб. / А. М. Годин. – М.: Дашков и К, 2009 – С. 69

24 Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. / под ред. И.К. Беляевского.- «Финансы и статистика», 2007.- С. 134

25 Гавриленко Н. И. Основы маркетинга : учеб. пособие / Н. И. Гавриленко. – М. : Академия, 2007. – С. 300

26 Сапрунова В. Б. Туризм : эволюция, структура, маркетинг / Сапрунова В. Б. // Маркетинг. – 2006. – № 4. – С. 48

27 Там же С. 47

28Сапрунова В. Б. Туризм : эволюция, структура, маркетинг / Сапрунова В. Б. // Маркетинг. – 2006. – № 4. –  С. 47

29 Волков Ю. Ф. Гостиничный и туристический бизнес / Ю. Ф. Волков. – 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. – С. 15

30 Волков Ю. Ф. Гостиничный и туристический бизнес / Ю. Ф. Волков. – 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. – С. 16

31 Типугин И. К. Туризм с человеческим лицом, или Турфирма как один из способов выживания малого бизнеса / И.К. Типугин // Консультант директора. – 2007. - № 13. – С. 4

32 Ткачева Т. Н. Рынок туристических услуг России / Т. Н. Ткачева // Международный бизнес. – 2007. –      № 11. – С. 14 

33 Там же С. 23

34 Ткачева Т. Н. Рынок туристических услуг России / Т. Н. Ткачева // Международный бизнес. – 2007. – № 11. – С. 21

35Аркисян Е. Г. Рынок туристических услуг Дальнего востока / Е.Г.Аркисян // Дальневосточный капитал. – 2008. - № 4. - С. 15

36  Там же С. 16




Информация о работе Анализ рынка туристических услуг Амурской области