Задачи, решаемые с помощью симметрических многочленов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению возможностей применения для решения различных алгебраических задач метода, основанного на свойствах симметрических многочленов.
К сожалению, такой раздел алгебры как теория симметрических многочленов выходит за рамки школьной программы, хотя минимальные знания по этой теме могут быть весьма полезны при решении целого ряда задач. Например, решение алгебраических уравнений высших степеней и их систем, разложение многочленов на множители, доказательство тождеств и др.

Содержание

Введение 3
1. Понятие симметрического многочлена 5
2. Задачи, решаемые с помощью симметрических многочленов 9
2.1. Уравнения 9
2.1.1.Уравнения высших степеней (возвратные)…………………………………
2.1.2. Задания, связанные с квадратными уравнениями…………………………
2.1.3. Иррациональные уравнения………………………………………………...
2.2. Неравенства и тождества 9
2.2.1. Неравенства………………………………………………………………….
2.2.2. Доказательства тождеств……………………………………………………
2.3. Системы уравнений 11
2.3.1. Системы уравнений от двух переменных……………………………….....
2.3.2. Системы уравнений от трех переменных………………………………….
Заключение 22
Библиографический список 23

Вложенные файлы: 1 файл

Симметрические многочлены курсовая.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

z5+1/z55-5σ3+5σ,

z6+1/z66-6σ4+9σ2-2,

z7+1/z77-7σ5+14σ3-7σ,

z8+1/z88-8σ6+20σ4-16σ2+2,

z9+1/z99-9σ7+27σ5-30σ3+9σ,

z10+1/z1010-10σ8+35σ6-50σ4+25σ2-2,

…………………………………………

     Степень возвратного многочлена, а значит и уравнения, определяется как самая  высокая степень при одном одночлене всего многочлена. Для многочлена (уравнения) нечетной степени сначала проводится деление на z+1 (согласно теореме о возвратных многочленах нечетной степени), а затем уже заменяется выражениями от z. 

2.1.1.Уравнения высших степеней (возвратные) 

Задача: Решить уравнение 12z4-16z3-11z2-16z+12=0.

Решение: Это уравнение имеет в левой части возвратный многочлен, т.е. является возвратным и имеет четную степень 4. Преобразуем его левую часть:

12z4-16z3-11z2-16z +12 = z2(12z2-16z-11-16*1/z+12*1/z2) =

= z2[12(z2+1/z2)-16(z+1/z)-11] = z2[12(σ2-2)-16σ-11]=z2(12σ2-16σ - 35).

Так как  z=0  не является корнем исходного уравнения,  то мы приходим к квадратному уравнению относительно σ:12σ2-16σ-35=0.

Решим его.

Д=b2-4ac=162-4*12*(-35)=256+1680=1936.

σ1= (-b+√Д)/2a = (16+44)/2*12=60/24=5/2.

σ2 = (-b - √Д)/2a= (16- 44)/2*12= -28/24= -7/6.

Таким образом, для нахождения  корней первоначального уравнения мы    получаем две системы:  z+ 1/z= -7/6, z+1/z= 5/2.

Решая их, получаем четыре корня исходного уравнения:

z1, 2= (- 7±i√95)/12, z3=2, z4

Ответ: (- 7+i√95)/12; (- 7 - i√95)/12; 2; ½.

Задача 2: Решить уравнение

4z11+4z10-21z9-21z8+17z7+17z6+17z5+17z4-21z3-21z2+4z+4=0.

Решение: Это возвратное уравнение нечетной степени 11.

Согласно теореме  разделим его левую часть на z+1:

4z11+4z10-21z9-21z8+17z7+17z6+17z5+17z4-21z3-21z2+4z+4=  

= (z+1) (4z10-21z8+17z6+17z4-21z2+4).

Таким образом, мы получили два уравнения(т.е. систему уравнений):

   z+1 = 0,

    4z10-21z8+17z6+17z4-21z2+4=0.

Первое  имеет корень z1= -1. Второе - представляет собой возвратное уравнение, левую часть которого мы преобразуем:

4z10-21z8+17z6+17z4-21z2+4=z5(4z5-21z3+17z+17*1/z – 21*1/z3+4*1/z5)=

= z5[4(z5+1/z5) - 21(z3+1/z3)+17(z+1/z)]=z5[4(σ5-5σ3+5σ) - 21(σ3-3σ)+17σ]=

=z5(4σ5 – 41σ3+100σ).

Так как  z=0 не является корнем исходного уравнения, то мы приходим к следующему уравнению:

5 – 41σ3+100σ = 0.

Вынесем σ за скобки:

  σ (4σ4 – 41σ2+100) = 0.

σ =0 или 4 – 41σ2+ 100 = 0. Решим биквадратное уравнение, заменяя

  σ2 = t, σ= ± √t,

4t2 – 41t + 100 = 0.

  Д=b2-4ac= (-41)2- 4 * 4 * 100 = 1681 – 1600 = 81

  t1, 2 = (-b ± √Д)/2a= (41±√81)/2*4 = (41±9)/8;

    t1 = 50/8 = 25/4,

    t2 = 32/8 = 4.

  σ1, 2 = ± √25/4 =  ± 5/2, σ3, 4 = ± √4 = ± 2.

Итак, мы получили пять корней:

  σ=0, σ= 5/2, σ= -5/2, σ=2, σ= -2;

Следовательно, мы имеем пять уравнений:

z+1/z=0,              z+1/z= -5/2,            z+1/z= 5/2,      z+1/z= 2,         z+1/z= - 2.

Решая их и учитывая корень z1 = - 1, получим одиннадцать корней исходного уравнения:

z1= -1,               z2=i,                z3= -i,                       z4= -2,                    z5= -½,                                                        z6=2,    z7=½,                      z8=z9= -1,                z10=z11=1.

Ответ: - i, -2, -1, -½, ½, 1, 2, i.  

2.1.2. Задания, связанные с квадратными уравнениями 

Задание: Составить квадратное уравнение, корнями которого являются квадраты корней заданного уравнения x2+6x+10  =0.

Решение: Пусть x1, x2 - корни исходного уравнения,  y1, y2 - корни искомого уравнения, а p и q – коэффициенты искомого уравнения.

По теореме  Виета:

сумма корней первого  уравнения:

x1+x21= -b = -6,

а произведение этих корней:

x1x2= σ2 =c=10.

Аналогично, сумма  корней второго уравнения:

y1+y2= -p,

а произведение этих корней:

y1y = q.

По условию  мы имеем:

y1 = x12, y2 =  x22.

Поэтому p= -(y1+y2)= -(x12+x22) = -S2 = -(σ12- 2σ2)= -16 и q=y1y2 = x12x22 22= 100.

Таким образом, искомое уравнение имеет вид: y2 - 16y + 100 = 0.

Ответ: y2-16y+100 = 0. 

2.1.3. Иррациональные уравнения 

Задача: Решить иррациональное уравнение 4√97 – x  + 4√x  = 5.

Решение: Положим 4√x = y,  4√97 – x  = z. Тогда исходное уравнение имеет вид: y + z = 5.

Кроме того, мы имеем:

y4 + z4 = x+ (97 – x) = 97.

Таким образом, мы получили систему уравнений

     y+z=5,

     y4 + z4 = 97.

Введем  новые неизвестные σ1 = x+y, σ2 = xy. Теперь мы имеем систему    уравнений:

     σ1 = 5,

     σ1 – 4σ12σ2 +2σ22 = 97.

из которой  мы получаем для  σ2 квадратное уравнение:

σ22 – 50σ2 +264 = 0.

Решим его. Пусть  σ2 = t,  t2 – 50t  + 264 = 0.

По теореме  Виета получаем

  t1 +t2 = 50,

  t1 t = 264. 

   t1 = 6,

    t2 = 44.

Так что σ2 = 6 и σ2 = 44. Мы получили две системы уравнений:

    σ1 = 5,                                      σ1 = 5,

    σ2 = 6;                                     σ=  44.                                    

Или:

     y+z = 5,                                y+z = 5,

     yz = 6;                                     yz = 44.

Первая система  имеет два решения:

      y1 = 2,                               y= 3,

      z1 = 3;                                    z= 2.

Но y=4√x     , и, следовательно, для первоначального x есть два решения:

x1 =  16, x2 = 81.

Вторая  система дает для y и z (значит, и для x) еще два решения, правда комплексные, а для иррациональных уравнений берутся лишь действительные значения.

Ответ: 16, 81.  

2.2 Неравенства и  тождества 

     Метод симметрических многочленов также  с успехом применяется для доказательства многих неравенств (от двух, трех   и   более            переменных). Главным образом используются степенные суммы и следующая теорема.

Теорема: Пусть σ1 и σ2 – действительные числа. Для того, чтобы оба числа x, y,определяемые из системы уравнений

 x + y = σ1,

  xy = σ2,

были  действительными, необходимо и достаточно, чтобы σ1 2 удовлетворяли неравенству σ12 – 4σ2 ≥ 0. Равенство σ12 =4σ2 достигается лишь в случае, если x = y. Для того чтобы оба числа x, y были действительными и неотрицательными, необходимо и достаточно, чтобы числа σ1, σ2 удовлетворяли неравенствам σ12 – 4σ2 ≥ 0, σ1 ≥0, σ2 ≥0. (Теорема приводится без доказательства).

   Для неравенств от двух переменных метод симметрических многочленов применяется так:

- заменяют симметрический многочлен f(x,y) его выражением через σ1 и σ2;

- заменяют σ2 выражением через σ1 и неотрицательную величину z= σ12 – 4σ2, т.е. подставляют σ2 = ¼ ( σ12 – z);

- получают многочлен от σ1 и z, и в зависимости от условия доказывают то, что нужно доказать (решить). Как правило, сделать это в отношении исходного неравенства значительно сложнее, для чего и применяется метод симметрических многочленов;

- иногда заменяют σ12 его выражением через σ1 и z, т.е. σ12= z + 4σ2.

       Для любых действительных чисел  x, y, z, справедливо      неравенство         σ12 ≥ 3σ2; равенство достигается лишь при x=y=z.

Информация о работе Задачи, решаемые с помощью симметрических многочленов