Анализ затрат на производство продукции: постоянные и переменные

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотрение и раскрытие сущности и методики деления постоянных и переменных затрат на примере ОАО «Валуйский ликероводочный завод».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность себестоимости продукции.
2. Дать определение постоянных и переменных затрат.
3. Охарактеризовать методики деления постоянных и переменных затрат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические вопросы анализа постоянных и переменных затрат на производство………………………………………………………………………5
1.1. Сущность себестоимости: понятие, структура и виды…………………….5
1.2. Сущность постоянных и переменных затрат……………………………….9
1.3. Методы деления затрат на постоянные и переменные……………….......14
2. Анализ деятельности ОАО «Валуйский ликероводочный завод», анализ постоянных и переменных затрат………………………………………………19
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Валуйский ликероводочный завод»…………………………………………………………19
2.2. Анализ затрат на производство продукции (постоянных и переменных) ОАО «Валуйский ликероводочный завод»………………………………….....24
3. Мероприятия по снижению себестоимости продукции ОАО «Валуйский ликероводочный завод»………………………………………………………....32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_m_litvinova.docx

— 4.42 Мб (Скачать файл)

Пример 3.

Рассмотрим применение метода наименьших квадратов для данных примера 2 (табл. 1.3.3).

 

 

 

Таблица 1.3.3

Динамика валовых расходов и объемов производства (продаж)

Месяц

Х

Rвал

Х2

Х · Rвал

I

18

7400

324

133200

II

16

7100

256

113600

III

22

8000

484

176000

IV

24

9000

576

216000

V

25

10000

625

250000

VI

20

7500

400

150000

VII

15

7000

225

105000

Итого

140

56000

2890

1143800


 

Величина переменных затрат на единицу продукции rv определяется исходя из соотношений:

 

                         (3)

 

Общую сумму постоянных расходов рассчитываем по формуле [20]

 

             (4)

 

Подставляя соответствующие значения в формулы (3) и (4), получим:

Вывод: себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее производства и реализации природных, материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат.  Критерием выделения постоянных и переменных затрат является их зависимость от изменения объема производства и продаж зависит от степени использования производственно-бытовых возможностей предприятия. Деление затрат на постоянные и переменные, осуществляется двумя основными методами: аналитическим и статистическим.

 

2. Анализ деятельности ОАО «Валуйский ликероводочный завод», анализ постоянных и переменных затрат

2.1. Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Валуйский  ликероводочный завод»

 

Открытое акционерное общество   «Валуйский ликероводочный завод» одно из старейших  предприятий России (завод основан в 1887 году), расположено на юго-востоке Белгородской области в старинном русском городе Валуйки.

ОАО «Валуйский ликероводочный завод» является современным предприятием ликеро-водочной индустрии, оснащенным по последнему слову техники, использующим в производстве самые передовые технологии, научные и технические достижения.

Адрес завода: 309990, Белгородская область, г. Валуйки, ул. Октябрьская, 39 ОАО «Валуйский ликероводочный завод» тел./факс (47236) 3-04-30, 3-19-72.

Основные виды деятельности:

  • производство, хранение и реализация ликероводочной продукции;
  • выпуск безалкогольной продукции, в том числе функциональные напитки, обогащенные микроэлементами и комплексом витаминов, а также напитки с содержанием сока.

Общее руководство деятельностью общества осуществляет Совет директоров.

Основными покупателями ОАО «Валуйский ликероводочный завод» являются оптовые организации: ООО «Скиф», ООО «Добрыня».

Качество продукции неоднократно отмечалось высшими наградами международных и специализированных выставок в России и за рубежом [21].

Организационная структура ОАО «Валуйский ликероводочный завод» отражена на рисунке (рис. 2.1.1):

 

Рис. 2.1.1 Организационная структура

ОАО «Валуйский ликероводочный завод»

 

Во главе ОАО «Валуйский ликероводочный завод» стоит генеральный директор, который координирует деятельность всей организации. В его компетенции находятся все вопросы текущей деятельности ОАО «Валуйский ликероводочный завод», за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Совета директоров.

К ограниченной структуре предприятия выделяются подразделения, выполняющие определенный круг функций. Каждое подразделение (сектор сбыта, производственный сектор, технический сектор), выделенное в организационном плане, обладает в некоторой мере административно-хозяйственной самостоятельностью, то есть имеет право принимать и обеспечивать выполнение соответствующих управленческих решений в пределах своей компетенции, определенной для каждого подразделения генеральным директором.

Во главе каждого подразделения стоит начальник (коммерческий директор - сектор сбыта; начальник цеха - производственный сектор; технический директор - технический сектор).

Организация процессов управления ОАО «Валуйский ликероводочный завод» построена на сочетании двух принципов построения управленческих структур: линейной и функциональной.

Линейная структура управления ОАО «Валуйский ликероводочный завод»: нижестоящее звено (подразделение, работник) полностью подчиняется вышестоящему руководителю. При генеральном директоре ОАО «Валуйский ликероводочный завод» создан аппарат из его заместителей (руководителей структурных секторов), подготавливающих проекты решений, что требует от генерального директора высокого профессионализма при процессе принятия решения. Однако, генеральный директор во избежание негативных последствий излагает концентрации права принятия решений, делегирует значительную часть полномочий нижестоящим руководителям подразделений ОАО «Валуйский ликероводочный завод» (сохраняя при этом за собой право контроля и оценки качества, принимаемых низшим звеном, управленческих решений, что сохраняет в структуре управления предприятия основные черты линейной структуры).

Функциональная структура управления ОАО «Валуйский ликероводочный завод» выражается в том, что при каждом производственном секторе созданы специализированные, по выполняемым функциям отделы (рис. 2.1.2.).

Анализируя функционально-линейную модель (см. рис. 2.1.2), можно сказать, что в составе ОАО «Валуйский ликероводочный завод»  подразделения разбиваются, в соответствии с выполняемыми функциями, на 3 сектора (производственный, технический, сбытовой). Каждый сектор включает в себя ряд отделов, которые распределены по принципу специализации [21; с. 1-12].


 


 


 







Рис. 2.1.2 Функционально-линейная модель организационной структуры ОАО «Валуйский ликероводочный завод»

 

Миссия ОАО «Валуйский ликероводочный завод»:  удовлетворение потребностей общества, путем обеспечения высококачественной алкогольной и безалкогольной продукцией, при профессиональном и ответственном отношении к работе сотрудников предприятия.

Основной целью ОАО «Валуйский ликероводочный завод» является наращивание объемов производства и выпуск высококачественной продукции.

Рассмотрим долю ОАО «Валуйский ликероводочный завод» среди других предприятий в производстве ликероводочной продукции на рынке Белгородской области и проанализируем показатели динамики производства и реализации его продукции, приведенные в таблице.

Доля ОАО «Валуйский ликероводочный завод» в производстве ликероводочной продукции на рынке Белгородской области составила:

- 2012 год - 53,32%;

- 2011 год - 45,94%;

- 2010 год - 52,5%.

 

Таблица 2.1.1

Основные экономические показатели ОАО «Валуйский ликероводочный завод», тыс. руб. (приложение А, Б)

 

Показатели

2010 год

2011 год

2012

год

Абсолютное отклонение

Темп прироста, %

2011/

2010

2012/

2010

2011/

2010

2012/

2010

1. Валовой оборот

1982

3660

6493

+1676

+2813

84

226,48

2. Валовая продукция

1982

3660

6493

+1676

+2813

84

226,48

3. Выручка, тыс.р.

353924

428143

465851

+74219

+111927

20,97

31,62

4. Изменение незав-го производства

-

2

22

+2

+22

-

-

5. Товарная продукция

1982

3658

6471

+1676

+4489

84,56

226,48

6. Материальные затраты в товарной продукции

1453

2523

4739

+1070

+3286

73,64

226,15

7. Средняя величина основного  капитала (внеоборотных активов), тыс. р.

77158

72867

69688,5

-4291

-7469,5

-5,56

-9,68

8. Средняя величина оборотного капитала (оборотных активов), тыс. р.

146792

188951

295258

+42159

+148466

28,72

101,14

9. Полная себестоимость проданных  товаров тыс.р.

289133

347135

389993

+58002

+100860

20,06

34,88

10. Прибыль (убыток) от продаж, тыс.р.

36630

44958

43501

+8328

+6871

22,73

18,75

11. Прибыль (убыток) до налогооблажения, тыс.р.

27670

24596

6958

-3074

-20712

-11,1

-74,85

12. Чистая прибыль (убыток), тыс.р.

20950

18024

2506

-2926

-18444

-13,96

-88,03

13. Показатели эффективности использования  ресурсов, капитала и затрат

13.1. Коэфициент оборачиваемости оборотного  капитала

2,41

2,26

1,58

-0.15

+0,17

-6,22

-34,43

13.2. Затратоемкость проданных товаров

1,22

1,23

1,19

+0,01

-0,03

0,81

-2,45

13.3 Рентабельность продаж,%

0,1

0,1

0,09

0

-0,01

0

-10

13.4. Рентабельность активов по чистой  прибыли,%

0,09

0,07

0,007

-0,02

-0,083

-22,22

-92,22


Из приведенной таблицы видно, что валовой оборот продукции завода с каждым годом увеличивается. Так величина валовой продукции в 2011 году по сравнению с 2010 годом возросла на 84%, а в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 226,48%. Что касается выручки, то она с каждым годом увеличивается. В 2011 году по сравнению с 2010 она возросла на 74219 тыс. руб., а в 2012 на 111927 тыс. руб. Немалый темп роста наблюдается и по товарной продукции завода (соответственно +84% и +226,48%). Одновременно с ростом валовой и товарной продукции повышаются материальные затраты. В 2012 году их величина достигла 4739 тыс. руб. Средняя величина основного капитала с каждым годом уменьшается, а средняя величина оборотного капитала увеличивается. Одновременно с увеличением выручки возрастает и полная себестоимость проданных товаров. Так полная себестоимость в 2012 по сравнению с 2010 году увеличилась на  100860 тыс. руб. Прибыль от продаж в 2011 году по сравнению с 2010 увеличилась на 8328, а в 2012 на 6871, что меньше по сравнению с 2011 годом. Чистая прибыль с каждым годом уменьшается, что негативно сказывается на предприятии (приложение А, Б).

 

2.2. Анализ затрат на производство продукции (постоянных и переменных) ОАО «Валуйский ликероводочный завод»

 

Анализ себестоимости начинают с анализа динамики себестоимости всей товарной продукции. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода.

Анализ себестоимости продукции на ОАО «Валуйский ликероводочный завод» был проведен с целью решения следующих задач:

  • определение динамики по основным показателям себестоимости;
  • определение причин изменения себестоимости по факторам, по видам продукции, по статьям калькуляции;
  • выявление и оценка неиспользованных возможностей снижения себестоимости и разработка мер по мобилизации резервов снижения себестоимости.

Общая сумма затрат может измениться из-за объёма выпуска продукции, её структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов.

 

Таблица 2.2.1

Затраты на производство продукции ОАО «Валуйский ликероводочный завод» за 2011-2012гг

 

Сумма, тыс. руб.

Структура затрат, %

2011г.

2012г.

2011г. +/ - к 2012г

2011г.

2012г.

2012г. +/ - к 2011г.

Оплата труда

3564

3898

334

46,7

44,3

-2,4

Начисление на фонд заработной платы

1208

1321

113

15,8

15,0

-0,8

Материальные затраты в том числе:

2566

3244

678

33,6

36,9

3.3

сырье и материалы

1862

2257

395

24,4

25,7

1.3

топливо

136

148

12

1,8

1,7

-0,1

электроэнергия

568

839

271

7.5

9.5

2,0

Амортизация

121

91

-30

1.6

1,0

-0,6

Прочие затраты

164

245

81

2.2

2.8

0,6

Полная себестоимость

7623

8799

1176

100

100

-

Объем производства

13770

15478

1708

-

-

-

Информация о работе Анализ затрат на производство продукции: постоянные и переменные