Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:48, реферат

Краткое описание

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений.. . . . . . . . . .3
2. Теоретические основы педагогического просвещения родителей дошкольников. . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Дифференцированный подход к работе с родителями. . . . . . . . . . . . .
2.3. Направления работы воспитателей и социальных педагогов дошкольных учреждений с родителями. . . . . . . . .
2.4. Формы и методы работы с родителями: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
а) посещение семей; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
б) наглядная пропаганда; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
в) родительские собрания; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.90 Кб (Скачать файл)

План

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

1. Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Теоретические основы педагогического просвещения родителей дошкольников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

2.2. Дифференцированный подход к работе с родителями. . . . . . . . . . . . .

2.3. Направления работы воспитателей и социальных педагогов дошкольных учреждений с родителями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.4. Формы и методы работы с родителями: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

а) посещение семей; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

б) наглядная пропаганда; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

в) родительские собрания; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения  эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного  воспитания и развития детей. Воспитатели  детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания  воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

Актуальность проблемы состоит  в том, что детский сад - первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченых, многодетных, неполных, опекунских семьях.

Для создания в семье благоприятных  условий для воспитания детей, для  недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими  навыками и умениями педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ

Согласуя свои действия с  семьей, детский сад старается  дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно  взаимодействие семьи и дошкольного  учреждения для детей из иммигрантских  семей, из неполных и неблагополучных  семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в  обществе.

Только активная двусторонняя связь может компенсировать "неполноценность" их существования, улучшить адаптацию  детей к новым условиям (к примеру, детей-беженцев), наладить связь "неблагополучных" детей с окружением. Что касается детей из так называемых "благополучных" семей, то только во взаимосвязи детского сада и семьи возможно овладение  различными видами деятельности, нормализовать  контакты с детьми из разных социальных слоев, повысить педагогическую культуру родителей. Важно отметить, что задача педагогического состава ДОУ - осознавая  разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми.

Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи  и детского сада. Важно, чтобы условия  в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы  и дома, и в детском саду ребенок  сталкивался не с насилием, в том  числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду.

Третья проблема - развить  интерес детей к познанию окружающего  мира. Поэтому так важно уделять  внимание доверительным беседам  с ребенком и его родителями. Поэтому  процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен. Главное, чтобы ребенок как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей педагогов и психологов в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

Еще одна проблема - научить  детей общению друг с другом, научить  не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия  семьи.

Несмотря на разницу в  методах педагогической организации  дошкольных учреждений, в том числе  и в работе с родителями, вся  их деятельность объединяется единой целью - воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для  жизни в обществе, в социуме. Важно  объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить их.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется  и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными  ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с  семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье  закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Современная ситуация, в  которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и  более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи социальных педагогов.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в  целом на физическое, психическое  и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном  введении ребенка в общество, чтобы  его развитие шло сообразно природе  ребенка и культуре страны, где  он появился на свет. Обучение ребенка  тому социальному опыту, который  накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям  народа - прямая функция семьи как  социального института. Но все это  невозможно без систематического просвещения  родителей.

Из всех проблем, стоящих  перед современной семьей, для  социального педагога в данный момент важнейшей является проблема адаптации  семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации  выступает социальный статус семьи, т.е. ее состояние в процессе адаптации  в обществе.

Структура социальной адаптации  семьи выглядит следующим образом.

1-й компонент социальной  адаптации семьи - материальное  положение семьи. Материальное  благосостояние семьи складывается  из денежной и имущественной  обеспеченности. Учитывается уровень  доходов семьи, ее жилищные  условия, предметное окружение.  Социальный педагог составляет  социального паспорт семьи, где  указывается ее экономический  статус, что немаловажно для дифференциального  подхода в просвещении родителей  дошкольников.

2-й компонент социальной  адаптации семьи - ее психологический  климат, т.е. эмоциональный настрой,  который складывается как результат  настроений членов семьи, их  душевных переживаний, отношений  друг с другом, отношений друг  к другу. Высокий показатель  уровня социально-психологического  климата: благоприятные отношения  в семье, построенные на принципах  равноправия, сотрудничества, уважения  прав личности каждого из членов  семьи.

Неблагоприятный психологический  климат в семье является в том  случае, когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных  своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости.

Промежуточное состояние  семьи, когда неблагоприятные тенденции  еще слабо выражены, не имеют хронического характера, расценивается как удовлетворительное, в этом случае социально-психологический  статус семьи считается средним.

Уровень психологического климата  семьи - еще один важный компонент  для дифференцированного подхода  в просвещении родителей.

3-й компонент - социокультурная  адаптация, что является едва  ли не главным компонентом  в педагогическом просвещении.  Высокий уровень культуры семьи:  семья обладает широким кругом  интересов, развитыми духовными  потребностями. Семья ориентирована  на всестороннее воспитание ребенка  и поддерживает здоровый образ  жизни.

В семьях с низким уровнем  культуры духовные потребности семьи  не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая  деятельность, слаба моральная регуляция  членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни.

Средний уровень культуры характеризуется отсутствием характеристик, свидетельствующих о высоком  уровне культуры, семья не осознает проблемы, не проявляет активность в направлении его повышения.

4-й компонент - ситуационно-ролевая  адаптация, которая связана с  отношением к ребенку в семье.  В случае конструктивного отношения  к ребенку, высокой культуры  и активности семьи в решении  проблем ее социально-ролевой  статус высокий. Если в отношении  к ребенку присутствует акцентуация  на его проблемах - средний.  В случае игнорирования проблем  ребенка и негативном отношении  к нему - низкий.

Для дифференциации просветительской работы социальный педагог проводит анкетирование родителей, из бесед  с детьми и экспресс-опроса родителей  составляет характеристики категорий  семей, различающихся по уровню социальной адаптации, благополучию.

Деятельность социального  педагога с семьей включает три основных составляющих:

- помощь в образовании,

- психологическую помощь,

- посредническую.

Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование  родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения  требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности детского сада и семьи. Именно с такими целями проводится широкое просвещение родителей  по тем или иным вопросам в зависимости  от категории семьи.

Из существующего множества  типологий семьи задачам деятельности социального педагога отвечает следующая  комплексная типология, которая  предусматривает выделение четырех  категорий семей, различающихся  по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и  крайне низкому:

- благополучные семьи,

- семьи группы риска,

- неблагополучные семьи,

- асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно  справляются со своими функциями, практически  не нуждаются в поддержке социального  педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и  других внутренних ресурсах, быстрее  адаптируются к нуждам своего ребенка  и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения  проблем, им достаточно разовой однократной  помощи в рамках краткосрочных моделей  работы.

Семьи групп риска характеризуются  наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как  благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и  снижающего адаптивные способности  этих семей. Они справляются с  задачами воспитания с большим напряжением  своих сил, поэтому социальному  педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптивными факторами, отслеживать, насколько  они компенсированы другими положительными характеристиками, и в зависимости  от этого подбирать другие формы  и методы педагогического просвещения, нежели в первом случае.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в  нескольких одновременно, не справляются  с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно  снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная  поддержка со стороны социального  педагога.

Информация о работе Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений