Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:48, реферат

Краткое описание

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений.. . . . . . . . . .3
2. Теоретические основы педагогического просвещения родителей дошкольников. . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Дифференцированный подход к работе с родителями. . . . . . . . . . . . .
2.3. Направления работы воспитателей и социальных педагогов дошкольных учреждений с родителями. . . . . . . . .
2.4. Формы и методы работы с родителями: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
а) посещение семей; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
б) наглядная пропаганда; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
в) родительские собрания; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.90 Кб (Скачать файл)

- воспитатели не всегда  умеют поставить конкретные задачи  и выбрать соответствующие им  содержание и методы;

- содержание педагогического  просвещения родителей недостаточно  дифференцированно, при выборе  методов сотрудничества воспитатели  не учитывают возможностей и  условий жизни конкретных семей; 

- довольно часто воспитатели,  особенно молодые, используют  лишь коллективные формы работы  с семьей.

Причины этого - недостаточное  знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень  педагогической культуры родителей, особенности  воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Принимая во внимание выше сказанное, можно сделать вывод, что заведующий детским садом, методист и социальный педагог должны вести  систематическую работу по повышению  уровня знаний, умений и навыков  воспитателей в области сотрудничества с семьей.

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать  всю воспитательно-образовательную  работу в детском саду. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими  наблюдениями, совместной деятельностью  детей и родителей и т.п.).

При анализе планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский  сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей раннего  возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, во второй группе детей раннего возраста много  внимания необходимо уделять роли семьи  в адаптации к дошкольному  учреждению, в средней группе - роли в формировании познавательных интересов, трудолюбия у детей, в старших  группах - обучению детей, воспитанию у  них чувства ответственности  за выполнение обязанностей, подготовке детей к школе и т.п.

Особое значение должно придаваться  изучению условий воспитания детей  в семье. Помимо вышеуказанных методов  анкетирования и тестирования существует масса других способов изучения семьи, как групповых, так и индивидуальных. Самым распространенным является посещение  семьи социальным педагогом или  воспитателем.

Видя ребенка в семейной среде, воспитатель более глубоко  познает его интересы, которые  часто отличаются от интересов в  детском саду, имеет возможность  ближе подойти к самому ребенку. Он может выявить положительные  приемы воспитания, которые рекомендует  другим родителям, а также использует в индивидуальном подходе к ребенку  в детском саду. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год, особое внимание уделяя неблагополучным  семьям.

Как правило, больше ошибок совершают молодые специалисты. В помощь молодым педагогам можно  предложить вопросники относительно различных  видов деятельности ребенка в  семье. Например, при ознакомлении с  игровой деятельностью можно  уделить внимание следующим вопросам:

- наличие игрушек, их  соответствие возрасту ребенка  и его интересам;

- размещение игрушек,  их состояние;

- что побуждает родителей  покупать игрушки;

- любимые игрушки ребенка,  какими игрушками ребенок любит  играть дома и знают ли об  этом родители;

- решают ли родители  педагогические задачи с помощью  игры;

- когда и с кем дети  играют (с братьями, сестрами, с другими  детьми и т.п.).

При выявлении характера  трудового воспитания педагог выясняет:

- есть ли у ребенка  систематические трудовые обязанности  в семье, их содержание, направленность;

- как дети выполняют  эти обязанности;

- какие орудия труда  есть у ребенка, где они хранятся;

- установлено ли определенное  время для выполнения ребенком  трудовых обязанностей;

- учат ли родители детей  работать, практикуют ли совместный  труд с детьми;

- интерес ребенка к  отдельным видам труда.

Такого типа вопросники можно  применять, изучая различные виды деятельности ребенка. После изучения ответов  родителей воспитатель или социальный педагог при каких-либо нарушениях должен направить работу родителей  в нужное русло, указав на ошибки. Но предложения семье, которые дает воспитатель, должны быть конкретными. Например: если приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности - какие именно и т.д.

Нужно стараться проводить  анализ посещений семей каждый год, обобщать результаты. выявлять положительное  и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы.

Для выявления затруднений  родителей в воспитании детей  в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений  по улучшению работы детского сада можно проводить опросы следующего плана:

1. Что Вас радует в  поведении Вашего ребенка?

2. С какими трудностями  Вы сталкиваетесь при воспитании  ребенка?

3. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если  таковое есть) в поведении ребенка?

4. Какие темы Вы хотели  бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях?

5. Каковы Ваши пожелания  по улучшению работы детского  сада?

Обобщение ответов помогает составить общее представление  о том, как они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины  отклонений в его поведении и  корректировать их. Также такие небольшие  опросники помогают активизировать и направлять работу педагогов, так как в них содержатся не только ответы на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов организации воспитательной работы в детском саду.

Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего причина  в том, что педагоги часто не используют или используют недостаточно положительный  опыт семейного воспитания, не всегда осуществляют своевременную подготовку родителей к родительским собраниям. консультациям, беседам и т.п. Активность родителей повышается, если педагоги своевременно просят их рассказать о  своем опыте, о проблемах, возникающих  в воспитании детей.

Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в  процессе повседневных контактов между  педагогами и родителями. Этот настрой  определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности  личности родителей и затруднения  семейного воспитания.

В целях облегчения работы воспитателя при подготовке к  мероприятиям по педагогическому просвещению  родителей особое внимание нужно  уделять систематизации и разработке различных рекомендаций. Тематический материал можно условно разделить  на четыре группы:

1. Содержание семейного  воспитания и вопросы повышения  педагогической культуры родителей  в детском саду.

2. Практические рекомендации  воспитателям относительно содержания, форм и методов работы детского  сада с родителями: а) изучение  семей; б) педагогические беседы  и тематические консультации; в)  родительские собрания; г) изучение, обобщение и распространение  опыта семейного воспитания; д)  индивидуальная работа с неблагополучными  семьями и детьми из этих  семей; е) рекомендуемая тематика  мероприятий для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы воспитателей с родителями.

3. Повышение педагогических  умений воспитателей: а) планирование  работы с родителями; б) педагогическое  самообразование педагогов; в)  педагогический опыт; г) консультации  и семинары с воспитателями.

Итак, изучение опыта работы показало, что вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать  в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение  педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического  мастерства определяют уровень воспитанности  ребенка и отношение родителей  к выдвигаемым детским садом  требованиям.

На примере работы я/с  № 66 г. Тамбова можно предложить следующую методическую работу - это  проведение методических недель по проблеме работы с кадрами.

1. Консультации на тему "Работе с родителями - нетрадиционные  подходы".

2. Просмотр и анализ  конспектов нетрадиционных встреч  с родителями.

3. Составление конспектов  встреч с родителями в свете  новых подходов.

4. Составление перспективного  плана работы с родителями  разных возрастных групп на  год совместно с методистом, психологом, социальным педагогом.

5. Педсоветы на тему "Работа  педагогического коллектива с  родителями" (нетрадиционные подходы), с приглашением родителей из  состава родительских комитетов.

Необходимо постоянно  расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения  и воспитания родителей.

 

§4. Формы и методы работы с родителями.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического  просвещения родителей, как и  уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется:

- наглядная пропаганда,

- посещение семей, 

- родительские собрания,

- беседы и консультации,

- конференции родителей, 

- устные журналы, 

- анкетирование, 

- дни открытых дверей,

- круглые столы, 

- организация клубов,

- организация деловых  игр. 

Стоит коснуться некоторых  форм и методов более подробно.

 

 

а) Посещение семей

Педагогическая помощь родителям  должна основываться на тщательном и  всестороннем изучении каждой семьи, каждого  ребенка. Работа с родителями будет  иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и  взаимному интересу родителей и  воспитателей, если в ней будут  реализованы в единстве следующие  задачи:

1. Ознакомление с материальными  условиями жизни семьи, ее психологическим  климатом, особенностями поведения  ребенка в семье.

2. Определение уровня  педагогической культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного  опыта семейного воспитания с  целью его распространения.

5. Осуществление коллективного,  дифференцированного и индивидуального  педагогического воздействия на  родителей на основе тщательного  анализа полученных данных о  каждой семье.

Решать эти задачи можно  при помощи различных методов  работы с родителями, но наиболее действенной  формой для этого является посещение  семей.

Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения  семьи увидит, какие взаимоотношения  преобладают между ее членами, каков  психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом последующем посещении  семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные  с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи ребенка  раннего возраста выдвигаются следующие  цели и темы бесед: "Условия для  развития предметной деятельности ребенка", "Соблюдение режима дня ребенка  раннего возраста", "Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических  навыков и самостоятельности ребенка" и др. Цели посещения на дому старших дошкольников иные: "Трудовые поручения и обязанности ребенка в семье", "Формирование первоначальных навыков учебной деятельности будущего школьника в семье", "Воспитание интереса к книге", "Подбор игрушек" и др. К примеру, посещая малообеспеченую семью, можно выяснить, какие конкретно трудности они испытывают; продумать, чем ДОУ может помочь семье (бесплатное посещение детского сада, покупка игрушек и т.п.). Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность.

Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать  родителей не только о времени  посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в  таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно  отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно  влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко  определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Информация о работе Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений