ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Особенности проявления фрустрационного поведения у студентов психологов специализирующихся в управлении на разных курсах обучения. Особенности фрустрационного поведения у студентов психологов в области управления. Развитие становления профессионала и управленческое консультирование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ФРУСТРАЦИОННОЕ
ПОВЕДЕНИЕ»………………………………………………………….5
1.1 Понятие «фрустрационное поведение» в психологии…………...5
1.2Понятие «тревожности» 12
1.3 Молодость…………………………………………….…………. 16
II ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА………..………...18
Основные фазы развития профессионала 18
2.1 Управленческое консультирование 18
2.2 Описание методик 20
III ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ-УПРАВЛЕНЦЕВ 27
3.1 Описание выборки и хода исследования 27
3.2 Первичный анализ данных 27
3.3 Статистический анализ данных 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.42 Кб (Скачать файл)

         Возникновение конфликта может зависеть и от партнера по общению, который проявляет по отношению к субъекту вербальную или физическую агрессию (отказывая в просьбе, запрещая, угрожая, выражая несогласие в оскорбительной форме, не пуская, выгоняя, приставая, нападая и т.д.). Все это вызывает у субъекта определенные отрицательные эмоции — досаду, обиду, злость, негодование, гнев, ярость, с появлением которых и начинается формирование мотива агрессивного поведения. Переживание этих состояний приводит к возникновению потребности (желания) субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока абстрактной цели: что надо сделать, чтобы наказать обидчика, устранить его как источник конфликта, унизить, навредить, найти способ сохранения чувства собственного достоинства. Во многом выбор способа поведения будет определяться как внешними обстоятельствами, так и опытом, воспитанностью человека, которые уже на этом этапе могут блокировать прямое агрессивное поведение (как вербальное, так и физическое), переведшего в косвенно-агрессивно.

         Хотя агрессия рассматривается как социально-негативное явление, для сохранения внутреннего гомеостаза в организме, а в конечном итоге — и здоровья человека, она может играть положительную роль. Существует мнение, что открытое агрессивное поведение является при фрустрации «катарсисом», чем-то очищающим, освобождающим от длительного и тягостного состояния злости.

        Месть особая  форма  враждебной  агрессивности,  для  которой характерна задержка в проявлении непосредственной агрессии. Ее цель —  отплатить   за   причиненную   обиду,   страдание.   Месть   может   принимать разные формы, в том числе и неадекватные. Из древнегреческой мифологии известно, что Медея, желая отомстить мужу Ясону за его неверность, не нашла ничего лучшего, как убить собственных детей. В наше время жены мстят неверным мужьям тем, что сами становятся неверными мужу, а при вынужденном разводе с ним отказывают ему в свиданиях с его ребенком. О женской мести написана целая книга. Такое социальное явление, как феминизм, во многом основывается на желании женщин отомстить мужчинам за вековое притеснение. «И станут жены гиенам подобны», — писал еще Ф. Шиллер в «Песне колоколов».

       Вместе с тем месть может быть защитой от чувств, которые вызывают тревогу и приносят такие страдания, что человек предпочитает их вытеснять. Уповая на месть, он избегает необходимости обращать внимание на ранящие его чувства.

        Эгрессивное поведение. Еще одной формой фрустрационного поведения может быть эгрессивное поведение. Эгрессивное поведение (от лат. egredior выйти, избегать) — это уход из фрустрирующей, конфликтной, трудной ситуации. Это поведение проявляется в различных формах: избегание грудных заданий, ответственных поручений, уход с уроков, если предстоит контрольная работа, побеги из неблагополучной семьи и т. п.

Эгрессивное поведение вызывают следующие  обстоятельства (Дерешкявичус, Иовайша):

        1)отсутствие положительного эмоционального отношения со стороны других;

         2)расхождения собственной самооценки с оценкой другими;

        3)непосильные требования к субъекту, порождающие фрустрационные переживания (постоянный страх перед неудачей);

         4)переживание бессилия, потеря надежды на возможность преодолеть трудности, избавиться от наказания;

        5)отрицательное  отношение к предъявляемым к субъекту требованиям.

 Проявлению агрессивного поведения способствуют повышенная внушаемость субъекта, подражание другим лицам, проявляющим этот тип поведения в сходных ситуациях, ожидаемое облегчение после избегания возможных неприятностей, ожидание неограниченной свободы, самостоятельности.

1.2 Понятие «тревожности»

Тревога как психологическое понятие. Понятие «тревога» было введено  в психологию 3. Фрейдом и в  настоящее время многими учеными  рассматривается как разновидность  страха. Тревога является результатом  активности воображения, фантазии будущего. Тревога появляется у человека вследствие наличия незаконченных ситуаций, заблокированной активности, не дающей возможности разрядить возбуждение. В связи с этим тревога понимается как эмоциональное состояние  острого внутреннего мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидания чего-то важного, значительного для  человека в условиях неопределенности.

Тревога - эмоция, возникающая при  общей оценке ситуации как неблагоприятной. Тревога довольно часто повышает аппетит, интенсифицируя обмен веществ. Те, кто работают с тревогой, отмечают, что на работе у них аппетит  повышен, тогда как во время отдыха, часто активного он умеренный [11, С. 250-254].

Выраженная тревога проявляется  как тягостное неопределенное ощущение «беспокойства», «дрожания», «кипения», «бурления» в различных частях тела, чаще в груди, и нередко сопровождается различными соматовегетативными расстройствами (тахикардией, потливостью, учащением мочеиспускания, кожным зудом и т. п.). У маленьких детей вследствие неразвитости речи тревога может быть установлена на основании своеобразного поведения: беспокойный взгляд, суетливость, напряженность, плач или отчаянный крик   при  изменении   ситуации.   Дети постарше выражают   жалобы   следующим образом:     «как-то  не   по себе», «неспокойно», «внутренняя дрожь», «нет  покоя». Как пишет Э. Шостром, тревога подобна сосущему чувству голода. Человек, пребывающий в тревоге, не  осуществляет  полное действие  и  занят тем,  что подавляет растущую агрессию, в результате чего впадает в апатию[7, С. 142].

Тревога, как правило, нарастает  вечером и сопровождается двигательным беспокойством. Показано также, что  по мере приближения важного для  человека события уровень тревоги  нарастает, причем в большей степени  у высокотревожных субъектов. В  связи с этим автор выделяет предрабочую  и рабочую тревогу.

Хотя тревога связана с опасением  человека за благополучный исход важного для него дела и поэтому близка психологически к эмоции боязни, она все же отличается от страха. Боязнь имеет конкретный источник переживания, связана с определенным объектом, который оценивается как, безусловно, опасный. Тревога же не имеет четкого и конкретного повода для своего возникновения. Это вероятностное переживание неудачи («а вдруг...»). В отличие от страха, являющегося биологической реакцией на конкретную угрозу, тревога часто понимается как переживание неопределенной, диффузной или беспредметной угрозы человеку как социальному существу, когда опасности подвергаются его ценности, представление о себе, положение в обществе. Таким образом, тревога понимается как переживание возможности фрустрации социальной потребности.

К. Ясперс считает, что тревога отражает беспокойство и не обязательно связана с пониманием угрозы. Поэтому кроме «объективной» тревоги, связанной с реально существующей угрозой, выделяют и собственно тревогу («неадекватную» тревогу), появляющуюся в нейтральных, не угрожающих ситуациях. Такому взгляду соответствует возникновение тревоги у детей. Маленькие дети могут тревожиться о том, что родители бросят их или перестанут любить (когда родители, например, в виде   наказания   ребенка   лишают   его  своего   расположения).   Дети   часто думают,   что   рождение   братика   или   сестренки   обязательно   заставит родителей отвергнуть их самих [17. С. 144].

       К. Изард считает, что тревога это не некий отдельный самостоятельный феномен, а комбинация состояния страха с одной или несколькими другими эмоциями: гневом, виной, стыдом, интересом [7, С. 144].

     Стадии развития тревоги. Ф. Б. Березин описал стадии (уровни) развития тревоги, но мере нарастания ее интенсивности («явления тревожного ряда»). Наименьшую интенсивность тревоги выражает ощущение внутренней напряженности, выражающееся в переживаниях напряжения, настороженности, дискомфорта. Оно не несет еще в себе признака угрозы, а служит лишь сигналом приближения более выраженных тревожных явлений. По мере нарастания тревоги у человека появляется тревожно-боязливое возбуждение, выражающееся в паническом поиске помощи, в потребности в двигательной разрядке. Дезорганизация поведения и деятельности на этой стадии достигает максимума [7, С. 1441].

       Источники тревоги. Л. II. Фоминова установила, что более половины детей в начальной школе испытывают повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и до 85 % связывают это со страхом наказания и боязнью расстроить родителей. Вторая причина тревоги — «трудности в обучении». По данным Л. Д. Андреевой, наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у младших подростков, продолжает оставаться школьная жизнь. Как показали Б.И.Кочубей и Е. В.Новикова, тревогу часто испытывают не только двоечники, но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушепия [7,С.144-146].

 

Тревога  в  этих   случаях    часто    порождается конфликтностью

самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт заставляя, этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Тревога, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием, переходит в свойство личности — тревожность. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося и результативность его деятельности.

 

 

1.3   Молодость

Молодые годы это время овладения  профессией, приобретение экономической  ответственности, полное включение  во все виды социальной и общественной жизни страны. Па этой стадии складывается собственная семья и строится свой образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установления круга знакомств, связанных с  общей работой. Возраст между  двадцатью и тридцатью годами сензитивен для познания себя в профессиональных различных ситуациях, для преодоления  жизненных трудностей [18, С.328-330].

Известно, что в возрасте 18-25 лет (его называют «студенческим» или «ранней зрелостью», «поздней юностью») люди в среднем характеризуются очень хорошими показателями физического здоровья, развития. Но если рассматривать именно студентов, то они отличаются как раз «худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе». И это связано с разнообразными психологическими перегрузками, сопровождающими  ход обучения   в  вузе  и  разрушительно влияющими  на здоровье [9, С. 243].

Стадия ранней взрослости (молодости) характеризуется получением избирательного нрава, полной юридической и экономической  ответственности, возможностью включения  во все виды социальной активности.  На этой стадии принимаются смысложизненные решения, выстраивается стратегия (стиль жизни), продолжается или завершается получение профессионального образования, осваиваются профессиональные роли и складывается соответствующий круг общения. Большинство людей образуют собственную семью, появляются первые дети. Осваиваются и реализуются супружеские и родительские роли [20, С.288].

Молодости свойствен оптимизм. Человек  приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществлять свои цели и  идеалы. В молодости доступны самые  сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, легко устанавливаются и развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникающие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения цели.

 

 

 

 

       II ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА

2.1 Основные  фазы развития профессионала

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта груда, предложенная Е.А. Климовым.

Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций  восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных  оценок, которые становятся основой  дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

Стадия игры (от 3 до 6-8 лег), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями.

Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются  функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая  желание погулять и расслабиться после школы. [14, С. 109].

Стадия «оптации» (от 11-12 до 14-18 лет). Речь идет о том периоде, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Очень точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только телесностью, но и многоаспектными условиями культуры.

Стадия адепта. Это человек уже  вставший на путь приверженности к  профессии и осваивающий ее.

Информация о работе ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ