ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Особенности проявления фрустрационного поведения у студентов психологов специализирующихся в управлении на разных курсах обучения. Особенности фрустрационного поведения у студентов психологов в области управления. Развитие становления профессионала и управленческое консультирование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ФРУСТРАЦИОННОЕ
ПОВЕДЕНИЕ»………………………………………………………….5
1.1 Понятие «фрустрационное поведение» в психологии…………...5
1.2Понятие «тревожности» 12
1.3 Молодость…………………………………………….…………. 16
II ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА………..………...18
Основные фазы развития профессионала 18
2.1 Управленческое консультирование 18
2.2 Описание методик 20
III ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ-УПРАВЛЕНЦЕВ 27
3.1 Описание выборки и хода исследования 27
3.2 Первичный анализ данных 27
3.3 Статистический анализ данных 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.42 Кб (Скачать файл)

Понятно, что в зависимости от профессии речь может идти в связи  с этой фазой и о многолетнем, и о совсем кратковременном процессе.

Если  речь  идет о многолетней   подготовке   профессионала, то приходиться различать тех, кто находится на первом, втором годах обучения. Здесь происходит очень существенные изменения      самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности. Также свои специфические   «кризисы   развития», и потребность в психологической поддержке становления профессионала.

Стадия адаптанта. Как бы хорошо ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала  в учебном заведении, выпускник  никогда не подходит «как ключ к  замку» к производственной работе. Так как социальные и деятельностные нормы учебного заведения, с одной стороны, и производственного коллектива с другой, различны. И молодой специалист, для того чтобы распознать, попять, почувствовать новые, непривычные для него нормы, должен найти в себе возможности саморегуляции. Эти нормы регулируют и поведение, и образ жизни, и манеры, и внешний облик профессионала, не говоря уже о собственно технологических тонкостях дела.

Стадия интернала. Это уже опытный, поднаторевший в своем деле работник, который и устойчиво любит  свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно  справляться с основными профессиональными  функциями на трудовом посту.

Стадия мастера. Работник может  решать и простые, и самые трудные  профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он обрел  свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания  считать себя в чем-то незаменимым  работником.

Стадия авторитета. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или  даже за пределами.

Возможно, сил и энергии у  него сейчас становится меньше, чем  когда он был моложе, но профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

           Стадия   наставника.   Авторитетный   мастер  своего  дела  в любой профессии обрастает своими единомышленниками, подражателями, учениками, последователями [8,С.248-251].

2.2 Управленческое консультирование

Различают два подхода к определению  управленческого консультирования:

1-й подход (Фриц Стееле): под процессом  консультирования понимается любая  форма оказания помощи в отношении  содержания, процесса или структуры  задачи или серии задач, при  которых сам консультант не  отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен  за это.

2-й подход (Лэрри Грейнер и Роберт Метцгер): управленческое консультирование это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений.

Управленческое консультирование понимается и функционирует либо как профессиональная служба, либо как метод, обеспечивающий практическую помощь.

Профессиональные консультанты должны обладать навыками, необходимыми:

  1. Для решения проблем и обмена опытом.
  2. Выявления проблем организации.
  3. Нахождение нужной информации.
  4. Анализа проблем и синтеза фактов.
  5. Разработка предложений по совершенствованию работы.

6.Общения с людьми.

           7.Планирования изменений.

           8.Преодоления сопротивления изменениям.   

            9.Помощи клиентам в накоплении опыта.

           10.Передачи методов управления из одной страны в другую.     

           Мастерство и искусство управленческого консультанта сводится  к тому, чтобы правильным образом дать правильный совет нужному лицу в нужное время. Клиенту следует научиться принимать и использовать совет консультанта по управлению.

          Процесс управленческого консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенных задач и осуществления желаемых изменений  организации-заказчике (клиенте).

Наиболее распространенной является пятифазная модель управленческою консультирования (модель изменений), в которой выделяют этапы подготовки, диагноза, планирования действий, внедрения и завершения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Подготовка

Первый контакт с клиентом

 

Предварительный диагноз проблемы

 

Планирование задания

 

Предложение клиенту относительно задания

2.Диагноз

Контакт на консультирование

 

Обнаружение фактов

 

Анализ и синтез фактов

 

Детальное изучение проблемы

3.Планирование

Выработка решений

действий

Оценка альтернативных вариантов

 

Предложения клиенту

 

Планирование осуществления решений

   

4.Внедрение

Помощь в осуществлении Корректировка  предложений Обучение

5.Завершение

Оценка

Конечный отчет Расчет по обязательствам Планы на будущее  Уход консультанта


Понятие «управленческое консультирование»  нередко выходит за рамки традиционного понятия консультирования в связи со спецификой целей и задач, которые должны быть достигнуты в результате его использования. К ряду консультантов «управленцев» часто относят психологов-консультантов в области рекламы, пропаганды, торговли. Как правило, профессиональные обязанности этих специалистов достаточно далеки от практики оказания психологической помощи [21, С.224-228].

Психолог-управленец должен обладать  определенными способ-

ностями и личностными качествами. К способностям можно отнести высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания; переключение и распределение внимания; хорошее развитие образной и словесно-логической памяти; развитие мышления; развитие мнемических способностей; коммуникативные способности; способность проявлять качества лидера в общении с подчиненными; способность к абстрагированию; высокий уровень понятийного мышления.

Личностные качества: личная ответственность; терпимость; уважение и интерес к  другим; конфиденциальность; интуиция; целеустремленность; инициативность; эрудированность; уверенность в  себе; стремление к личностному росту [17, С. 307-308; 380-381].

 

 

2.3 Описание  методик.

Методика «Определение состояния  фрустрации»

Методика разработана В. В. Бойко.

Инструкция. Ознакомившись с последующими ситуациями, дайте ответ, согласны вы с ними (поставьте рядом с номером  знак «плюс») или нет (поставьте знак «минус»).

Текст опросника  состоит из 12 утверждений.

Обработка данных и выводы. За каждый положительный ответ начисляется  по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов. Если опрашиваемый набрал 10-12 баллов, то он очень фрустрирован, 5-9 баллов — у него имеется устойчивая тенденция к фрустрации, 4 балла и меньше — фрустрация отсутствует.

Экспериментально-психологическая методика изучения фрустра-

ционных реакций.

Методика описана С. Розенцвейгом под названием «Методика рисуночной фрустрации». Она позволяет выявить склонность человека к различным типам направленности его реакций при возникновении состояния фрустрации. Приводимый вариант методики разработан в НИИ психиатрии им. В. М. Бехтерева.

Инструкция. Имеется 22 рисунка, на каждом из которых изображены два или  несколько говорящих человек. То, что они говорят, написано в квадрате слева. Что вы будете отвечать им в этой ситуации? Запишите самый первый ответ, который придет вам на ум, на листке ответов под соответствующим номером. Работайте как можно быстрее.

Если у испытуемых нет вопросов по процедуре проведения эксперимента, им предлагается приступить к выполнению задания.

С помощью специальною ключа  ответы испытуемых, данные в произвольной форме, классифицируются экспериментатором согласно авторской    типологии.  Индивидуальные   оценки  протоколируются     и суммируются,   в   окончательном   виде   представляя   тип   и   направление эмоциональных реакций испытуемого.

С. Розенцвейг по направлению реакции выделяет три типа: 
экстрапунитивпые (внешнеобвинительные — Е), интрапунитивные (самообвинительные — I) и импунитивные (безобвинительные — М). По типу реагирования: «с фиксацией на препятствии» — ОD, «с фиксацией на самозащите»   — ED) и «с фиксацией па удовлетворении потребности» — NF.

Для указания, что в ответе доминирует «фиксация на препятствия» к буквам, обозначающим направленность реакций, добавляется значок «прим». Тип реакции  «с фиксацией на самозащите» обозначается этими буквами без значка, а  тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строчными буквами е, i, m. эти оценки заносятся в регистрационный лист для дальнейшей обработки.

Поскольку обсчет получаемых результатов  способом, предложенным автором, очень  сложен, мы в данном случае ограничимся  описанием упрощенной интерпретации  полученных данных, позволяющих судить о тенденции испытуемого реагировать  на фрустрирующую ситуацию тем или  иным способом, а также о том, что  для него является большим фрустратором: препятствие или обвинение.

Преимущественная направленность реакции определяется при сравнении  числа случаев реакций типа Е, I, М по всем картинкам. Что является для испытуемого большим фрустратором определяется путем подсчета (%) и сравнения типа реакций OD и ЕD. Перевод количества ответов в проценты необходим потому, что число картинок, относящихся к препятствиям и обвинениям, в тесте не одинаковое. Ситуации «препятствия» встречаются в 16 картинках (1,3, 4, 6, 8, 9,11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22), ситуации «обвинение» — в 8 картинках (2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21).

Тест «Несуществующее животное»

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой       руки зафиксированной в виде  графического  следа  движения,   рисунка).   По И.М.   Сеченову,   всякое   представление,   возникающее   в   психике,   любая тенденция, связанная  с этим  представлением, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль заканчивается движением").

По своему характеру тест "Несуществующее животное" относится к числу  проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа  может быть представлен в описательных формах.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте  несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

Для определения уровня тревожности  мы выделили следующие признаки:

  1. Зарисовка или заштриховка глаз или рта.
  2. Прорисовка несколько раз одной линией.
  3. Прерывание линии.
  4. "Зарисовка или заштриховка какой-то части тела.
  5. Ремонтирование инородных частей тела.

Шкала оценки уровня реактивной и  личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

Данный тест является надежным информативным  способом самооценки уровня тревожности  в данный момент (реактивная тревожность  как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергом (США) и адаптирован  Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует  устойчивую склонность воспринимать большой  круг ситуаций как угрожающие, реагировать  на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется  напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность  вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень  высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными  и невротическими  срывами и с психосоматическими

заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный  уровень тревожности — естественная    и    обязательная

особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень "полезной тревоги".

Шкала оценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РГ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21 -40) тревожности.

 

III ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПИХОЛОГОВ-УПРАВЛЕНЦЕВ

3.1 Описание выборки и хода исследования

Наше исследование мы проводили  в четырех группах испытуемых. Первую группу испытуемых составляют студенты пятого курса группы 156 ПУ (9 человек). Вторая группа испытуемых состоит из студентов четвертого курса группы 157 ПУ/1 (13 человек). Третья группа испытуемых состоит из студентов четвертого курса группы 157/2 (11 человек). Четвертую группу испытуемых составляют студенты третьего курса группы 158 ПУ (13 человек).

Информация о работе ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ