ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Особенности проявления фрустрационного поведения у студентов психологов специализирующихся в управлении на разных курсах обучения. Особенности фрустрационного поведения у студентов психологов в области управления. Развитие становления профессионала и управленческое консультирование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ФРУСТРАЦИОННОЕ
ПОВЕДЕНИЕ»………………………………………………………….5
1.1 Понятие «фрустрационное поведение» в психологии…………...5
1.2Понятие «тревожности» 12
1.3 Молодость…………………………………………….…………. 16
II ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА………..………...18
Основные фазы развития профессионала 18
2.1 Управленческое консультирование 18
2.2 Описание методик 20
III ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ-УПРАВЛЕНЦЕВ 27
3.1 Описание выборки и хода исследования 27
3.2 Первичный анализ данных 27
3.3 Статистический анализ данных 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.42 Кб (Скачать файл)

Таблица 3.7

Сводные данные по методике Бойко «Определение состояния фрустрации»

 

5 курс

4 курс  1

4 курс 2

3 курс

1

2

1

2

2

2

2

2

3

3

3

2

3

3

3

4

3

3

3

3

5

3

3

5

4

6

4

4

5

4

7

7

5

5

4

8

7

5

5

4

9

   11

50

6

4

10

 

61

8

5

11

 

71

9

5

12 13

 

7

 

6

        13

 

93

 

6

 

        Для студентов 5 курса характерно отсутствие фрустрации (60%), у 39% устойчивая тенденция к фрустрации, и 1% является фрустрированным. Для 4 курса 1 характерна устойчивая тенденция к фрустрации (70%) и у 30% фрустрация отсутствует. У 4 курса 2 преобладает устойчивая тенденция к фрустрации 60%, 40% - фрустрация отсутствует. 3 курс: 70%) - фрустрация отсутствует, 30% - устойчивая тенденция к фрустрации. Из данной таблицы можно сделать следующие выводы: 2% студентов являются очень фрустрированпыми, у 42% присутствует устойчивая тенденция к фрустрации и 56%- отсутствие фрустрации.

 

 

3.3 Статистическая  обработка данных

Для статистического анализа данных мы использовали Н - критерий Крускала - Уоллиса, который предназначен, для  оценки различий одновременно между  тремя, четырьмя и т.д. выборками  по уровню какого-

либо   признака   [18,   С.   42-48].   Для   проведения   анализа   нами   были выдвинуть следующие статистические гипотезы:

H0:   Между   выборками   существуют лишь, случайные различия   по уровню исследуемого признака.

Н1-. Между выборками существуют не случайные различия по уровню исследуемого признака.

Критерий   H  -  Крускала  - Уоллиса высчитывается   по следующей формуле:

 

 

 

где,

N -общее количество испытуемых  в объединенной выборке,

n     количество испытуемых в каждой группе,

T - суммы рангов по каждой группе.

После проведения всех математических процедур по сравнению различных признаков особенностей фрустрационного поведения в разных группах испытуемых, мы пришли к следующему результату.

 



 

 

 

Значение

Выводы о различиях и не различиях

Несуществующие животное

4,898

Нет различий

Личностная тревожность

9,032

Нет различий

Ситуативная тревожность

6,907

Нет различий

Бойко

2,245

Нет различий

OD

9,373

Есть различия

ED

22,135

Есть различия

NP

48,700

Есть различия


        Из данных, представленных в данной таблице мы видим, что студенты не отличаются между собой по состоянию тревожности (Методика «Несуществующее животное»), ситуативной тревожности и определение состояния по Бойко различия наблюдаются по   Экспериментально-Психологической методике изучения   фрустрационных   реакций.   Каждая реакция, по С. Розенцвейгу, связана с внешне обвинением, самообвинением и безобвинением. Следовательно, можно сделать, вывод то, что в определенных ситуациях   студенты   будут   реагировать   каждый   по-разному.   Кто—то в случившемся будет обвинять себя или других, а для кого-то ситуация не будет иметь никакого значения.

Деятельность психолога, который  специализируется в управлении, связана  непосредственно с взаимодействием  с людьми, постановкой определенных задач и решение их, возможна разработка различных тренинговых заданий.

Известно, что фрустрация возникает  при чувствах тревоги, отчаянья, гнева  которые охватывают человека, когда  на пути к достижению цели он встречается  с неожиданными помехами, препятствующими удовлетворению потребности.

Что же происходит с психологом-управленцем, когда он оказывается в состоянии  фрустрации?

Когда на его пути возникает препятствие, он пытается его преодолеть различными для него способами. Если не, получается, преодолеть возникшее препятствие, то психолог-управленец может обвинить в этом окружающих его людей, что приводит к агрессии. Возможно то, что будет происходить самообвинение в случившемся, и для достижения своей цели человек ничего не будет предпринимать. Столкнувшись, с препятствием на пути к достижению своей цели психолог-управленец может никого и ничего не обвинять, а просто будет ждать, когда все решиться с течением времени.

Следовательно, можно предположить следующий вывод: то, как человек  будет, воспринимать состояние фрустрации, зависит от него самого.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе мы рассмотрели  понятие «фрустрационного поведения» в современной психологии и «тревожность», которая изучалась такими авторами как 3. Фрейд. А. Фрейд, В.В. Бойко, С. Розенцвейг, Н.Э. Миллер, Д.А. Грэй, Д. X. Барлоу.

Когда у человека возникает определенное препятствие, то речь идет о «фрустрации» психическое состояние, возникающее  вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в виде гнетущего  напряжения, тревожности, отчаяния, гнева. По С. Розенцвейгу, состояние фрустрации по направленности может выражаться в трех формах поведения (реакций) человека: экстрапунитивной (человек обвиняет других), интрапунитивной (обвинение  самого себя) и импунитивной (человек  никого не обвиняет в случившемся).

Тревожность понимается как длительное диффузное состояние, причина которой индивиду неизвестна. Тревога появляется у человека вследствие наличия незаконченных ситуаций, заблокированной активности, не дающей возможности, разрядить возбуждение или при возникновении препятствия.

В определенных ситуациях человеку полезно сталкиваться с фрустрацией, так как он тревожится за свое будущее. Фрустрирующая ситуация вызывает определенное поведение, при помощи которого человек  начинает реагировать на ситуацию.

В практической части мы сопоставили эти два понятия между собой и выяснили, как фрустрационное поведение выражается на разных курсах обучения у студентов факультета психологии. При анализе полученных данных мы пришли к выводу, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, и фрустрационное поведение у студентов психологов управленцев будет иметь специфические особенности на разных курсах обучения.

В зависимости от типа реакции на фрустрацию каждый человек будет

по-своему   реагировать  на   неё.   Когда  возникает,   препятствие у человека, то он может обвинить других или чтобы другие, решили за него

самого. Возможно, человек начнет обвинять самого себя, принимает вину

на   себя   или   берег   на   себя   ответственность   за   исправление   ситуации. Фрустрирующая ситуация   может рассматриваться   как  малозначащая,  как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать.

 

СПИСО ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.:     ЕВРОЗНАК, 2002.     512 с. (Секреты психологии)

2. Бороздина П.В. Психология делового общения. Учебник. - 2-е изд. 
М.: «ИНФРА-М»,2003.    295с.    (Серия «Высшее образование»).

  1. Бреслав Г. М. Психология эмоций. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004      544с.
  2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюст. Руководство. М.: Изд. ВЛАДОС 11Р1 СС, 2003. 160с: ил. - (Психология для всех).
  3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности.— СПб.: Изд. «Питер», 2000. - 560с: ил.   (Серия «Практикум по психологии»).
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Фонд «Мир»,2005.    336с.
  5. Ильин Е.11. Эмоции и чувства СПб: Питер, 2002- 752с: ил. (Серия « Мастера психологии»):
  6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2004.    304с
  7. Климов Е. Д. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие / Е. А. Климов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 320с
  8. Кулагина И. К)., Колюцкий В.П. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебник для студ. высш. учеб. заведения.    М.: II (, Сфера, при участии «Юрайт», 2003. - 464с
  9. Литвак   М.И   Командовать   или   подчиняться?   Изд.3-е   (Серия «Психологические этюды»). Ростов - на    Дону: изд-во «Феникс», 2003. 384с
  10. Малкина 11ых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. — М.: Изд. Эксмо, 2005.    416 с. (Справочник практического психолога).

              13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,  отрочество:   Учебник  для  студентов  вузов.   2-е изд.,  исправ.  и допол. - М.: Издательский Центр «Академия». 2000. —456с.

           14.Пряжников И.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия»,2001.    480 с.   -

15.Психологические тесты. / Под ред. Л.Л. Карелина: В 2 томах. -М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Т.1 312с.

          16.Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. Л. С. Тарас, К.В Сельченок М.:АСТ, Мн. Харвест, 2002 480с. ( Библиотека практической психологии).

         17.Романова П.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограмы. 2-е изд. (116.: 11итер, 2004. -464 е.: ил.

18. Сидоренко Е.В. Методы математической  обработки в психологии.    СПб.: ООО «Речь», 2004.    350с, ил.

19. Филатов Ф.Р. Общая психология. Серия «Высший балл». Ростов-на    Дону: Феникс2003.    448 с.    

20. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастая психология).    М.: Гардарики, 2004.    349 с

21. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В.П. Дружинин. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2003. 319с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).


Информация о работе ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ