Взаимосвязь креативности мышления и карьерного роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является – выявить взаимосвязь креативности мышления с особенностями карьерного роста.
Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:
1) Провести теоретико-методологический анализ содержания понятий «креативности мышления» и «особенностей карьерного роста»;
2) Описать методы диагностики креативности и карьерного роста;
3) Дать рекомендации по использованию описанных методов;
4) Провести диагностику креативности мышления и карьерного роста;
5) Формулирование выводов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Изучение теоретических основ понятия креативности………….6 стр.
1.1 Понятие креативности……………………….……………………....6 стр.
1.2 Основные психологические концепции исследования креативности……………………………………………………………….…9 стр.
Глава 2. Особенности карьерного роста…………………………………..19 стр.
2.1 Понятие карьеры и карьерного роста……………………………....19 стр.
2.2 Виды, планирование и контроль карьеры…………………………23 стр.
Глава 3. Методы изучения креативности и карьерного роста……….…..29 стр.
Заключение……………………………………………………………….....34 стр.
Литература…………………………………………………………………..37 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

КРВ_КУРСОВАЯ.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии

Кафедра психологии развития и профессиональной деятельности

 

 

 

 

 

 

К У Р С  О В А Я    Р А Б  О Т А

 

Дисциплина: «Психология управления»

 

Тема: «Взаимосвязь креативности мышления и карьерного роста»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил

Студентка IV курса

очного отделения

специальность «Психология»

 

Стебакова Л. А.

 

Проверил

Кишиков Р.В.

 

 

 

 

Москва

2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

Глава 1. Изучение теоретических основ понятия креативности………….6 стр.

      1.1 Понятие креативности……………………….……………………....6 стр.

      1.2 Основные психологические концепции исследования креативности……………………………………………………………….…9 стр.

Глава 2. Особенности карьерного роста…………………………………..19 стр.

     2.1 Понятие карьеры и карьерного роста……………………………....19 стр.

     2.2 Виды, планирование и контроль карьеры…………………………23 стр.

Глава 3. Методы изучения креативности и карьерного роста……….…..29 стр.

Заключение……………………………………………………………….....34 стр.

Литература…………………………………………………………………..37 стр.

 

«Только творческий, креативный взгляд дает возможность осознавать присутствие  нового в настоящем»

Маршалл Маклюэн

 

Введение

 

В настоящее время все стремятся проявлять свою индивидуальность как во внешнем виде, так и в принятии каких-либо решений. Многие стараются проявить творческий подход даже к решению повседневных жизненных задач. В современном обществе встречаются действительно одаренные и талантливые люди, хотя некоторые ученые утверждают, что творческие способности присущи любому человеку, главное – суметь раскрыть эти способности и развить их.

Как в настоящем, так  и в прошлых столетиях творческая активность человека несет в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создает культуру всего человечества в целом. Термин «творчество» указывает, и на деятельность личности, и на созданные ею ценности. Творчество - это, прежде всего отображение сущности человека, его отношения к окружающему миру, его желания, мечты, чувства, которые двигают человечество вперед. В основе творчества лежит открытость к возможностям мира. Творчески направленная личность более открыта для получения внешней информации, она не терпит смирения, а ищет выход, пути решения. Здесь имеет место понятие «креативности».

Креативность с научной  точки зрения рассматривается как  сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных  направлениях ее изучения. За период от первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени исследователями создана обширная детальная картина феноменологии креативности. С изучением креативности связаны такие знаменитые личности как 3.Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, Т. Амабайл, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов и другие. Несмотря на достижения ученых понятие креативности в данный момент нельзя назвать четко определенным и устоявшимся как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях, поэтому еще у каждого есть свой шанс прояснить эту не менее загадочную сущность человека.

Что же такое креативность? Креативность - это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек - это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая все во что-то новое, неповторимое.

Сейчас как раз то время, когда общество осознало это, и стремится развивать в человеке творческую нить. Современные руководители и работодатели требуют от своих коллег и сотрудников творческого подхода, находчивости, разносторонности, оригинальности, новаторства, иными словами креативности.

 

Актуальность выбранной темы.

В наши дни творческая одаренность является основой экономического процветания. Актуальность креативности очевидна, она повсюду: и в анкете по трудоустройству, и в реализации наших планов, и в карьерном росте, и в творческой самореализации, и в культуре цивилизации. Именно поэтому стоит заострить свое внимание на изучении данного вопроса.

Долгое время проблема творчества не имела ни четкого предмета исследования, ни методики исследования. В данное время креативность все больше становится доступной для изучения. Появляются методики, позволяющие изучать творческие способности человека, и уже существуют теории, объясняющие развитие творческих способностей, и описывающие методы их исследования.

 

Таким образом, целью работы является – выявить взаимосвязь креативности мышления с особенностями карьерного роста.

Предмет – взаимосвязь креативности с карьерным ростом.

Объект – креативность мышления и особенности карьерного роста.

 

Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:

1) Провести теоретико-методологический анализ содержания понятий «креативности мышления» и «особенностей карьерного роста»;

2) Описать методы диагностики креативности и карьерного роста;

3) Дать рекомендации по использованию описанных методов;

4) Провести диагностику  креативности мышления и карьерного роста;

5) Формулирование выводов. 

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что изложенный материал может быть использован в психологической, в социально-культурной, в исследовательской  деятельности и может послужить основанием для проведения исследований в данной области.

В работе использованы труды  таких авторов как Д.Б. Богоявленская, психологические словари под  ред. Ребера Артура, Копорулиной В.Н., и Петровского А.В., Ярошевского  М.Г., Пономарева Я.А., Рубинштейна С.А., Дружинин В.Н. (статья, электронный вариант) и многих других. А так же были использованы материалы таких авторов  как А.Я.Кибанова (д.э.н.), словарь понятий и определений Журавлева П.В., С.В. Шекшни и др.

 

Глава 1. Изучение теоретических аспектов креативности

 

1.1 Понятие  креативности

 

Креативность проявляется  практически во всех психических  процессах человека, в его чувствах и общении. Креативность может характеризовать  личность в целом, отдельные ее стороны, продукты деятельности или процесс  их создания. Все основные достижения людей, преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческого потенциала. Креативное мышление можно охарактеризовать - как способность к нешаблонному анализу, преодолению стереотипов, установлено разнообразных связей между объектами и их свойствами, к обобщению явлений, не связанных между собой очевидной связью. В чувствах креативность проявляется в тонкости и широкой гамме переживаний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций, возникающих у человека в процессах мышления и воображения.

Что означает само понятие  «креативность»?

Существует несколько  понятий креативности, но все они  связаны с одаренностью и творческими  способностями. В раличных словарях дается различная трактовка этого понятия. Например, в большом толковом психологическом словаре под редакцией Артура Ребера дается следующее определение:

«Креативность – это умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми [4].»

В кратком психологическом  словаре под редакцией Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. дана следующая трактовка данного понятия:

«Креативность – это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [11].»

В словаре под редакцией Копорулиной В.Н. другое определение:

«Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации [18].»

При дальнейшем рассмотрении вопроса о креативности, следует опираться на определение, данное в кратком психологическом словаре под редакцией ПетровскогоА.В. и Ярошевского М.Г., о том, что креативность – это творческая одаренность. Поэтому для более подробного определения понятия «креативность» необходимо рассмотреть причины, обусловливающие одаренность и структуру данного явления.

Одной из таких причин является наследственность. Но нельзя влияние этого фактора рассматривать в отрыве от влияния другого фактора – раннего обучения, то есть чем раньше у человека будут развивать творческие способности, тем гениальнее будет этот человек.

Другим фактором влияния  на проявление креативности является среда. Факторы среды могут полностью  компенсировать или, наоборот, разрушить влияние наследственности.

При достижении человеком каких-либо целей и результатов креативность может и не помочь. Если человек, обладающий творческими способностями, не имеет волевых качеств, внутренней выдержки, то он не добьется поставленных целей. Реализованная креативность является следствием проявления сильных личностных качеств, таких как умение противостоять обществу, добиваться реализации поставленной цели и побеждать в борьбе.

На реализацию творческих идей влияют не только внешние факторы, но и внутренние факторы самого человека: мотивация достижения, готовность к риску при отстаивании нестандартных путей решения задачи, наличие знаний (для проявления креативности необходим широкий кругозор, знакомство со многими областями знаний и культуры) и ценностные ориентации, которые позволят воплотить креативное решение в жизнь.

Личностные качества, которые позволяют  создать что-то новое и, с другой стороны дают силы для преодоления  препятствий, которые появляются на пути создания нового, также являются значимым фактором. Но отделить влияние среды от влияния личностных качеств на проявление креативности невозможно.

Всякое творчество создается на основе уже имеющегося опыта. Вся  творческая продукция строится на новых  комбинациях предшествующих психических элементов – формах, которые были восприняты из реального мира и которые были впоследствии изменены.

Проявлению креативности способствуют интенсивные эмоциональные переживания. Самыми сильными побудителями проявления творческих способностей являются: любовь, зависть и чувства, проявляющиеся в стремлении приобрести материальные блага. Кроме факторов, которые способствуют проявлению креативности, существуют факторы, которые препятствуют этому. К таким факторам относятся: страх, боязнь проявить инициативу, слишком высокая самокритичность и лень.

Обычно, креативные люди обладают высоким  интеллектом и готовностью к  риску, то есть креативный человек не боится высказывать свои идеи вслух, и главной особенностью таких  людей является оригинальность, но без стремления подчеркнуть свою необычность.

 

Итак, понятие креативности определяется в различных источниках по-разному, но из всех представленных ранее определений можно сделать вывод, что креативность – это творческая одаренность, которая способствует порождению необычных идей и помогает быстро решать проблемные ситуации. Были выявлены факторы:

  1. влияющие на проявление креативности: наследственность, окружающая среда, возможность самостоятельно делать выбор, внутренние факторы самого человека, интенсивность эмоциональных переживаний.
  2. препятствующие проявлению креативности: страх, боязнь проявить инициативу, слишком высокая самокритичность, лень, чрезмерная помощь при решении задачи.

 

1.2 Основные психологические концепции исследования креативности

 

К началу 60-х годов  ХХ века был уже накоплен масштабный опыт тестирования интеллекта, что в свою очередь поставило перед исследователями новые вопросы. В частности, выяснилось, что профессиональные и жизненные успехи вовсе не напрямую связаны с уровнем интеллекта, вычисляемым с помощью тестов IQ. Опыт свидетельствовал, что люди с не очень высоким IQ оказываются способны на незаурядные достижения, а многие другие, чей IQ значительно выше, нередко от них отстают. Было высказано предположение, что здесь решающую роль играют какие-то иные качества ума, которые не охвачены традиционным тестированием. Поскольку сопоставление успешности решения проблемных ситуаций с традиционными тестами интеллекта в большинстве случаев показало отсутствие связи между ними, некоторые психологи пришли к выводу, что эффективность решения проблем зависит не от знаний и навыков, измеряемых интеллектуальными тестами, а от особой способности «использовать данную в задачах информацию разными способами и в быстром темпе». Такую способность назвали креативностью.

Информация о работе Взаимосвязь креативности мышления и карьерного роста