Взаимосвязь креативности мышления и карьерного роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является – выявить взаимосвязь креативности мышления с особенностями карьерного роста.
Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:
1) Провести теоретико-методологический анализ содержания понятий «креативности мышления» и «особенностей карьерного роста»;
2) Описать методы диагностики креативности и карьерного роста;
3) Дать рекомендации по использованию описанных методов;
4) Провести диагностику креативности мышления и карьерного роста;
5) Формулирование выводов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Изучение теоретических основ понятия креативности………….6 стр.
1.1 Понятие креативности……………………….……………………....6 стр.
1.2 Основные психологические концепции исследования креативности……………………………………………………………….…9 стр.
Глава 2. Особенности карьерного роста…………………………………..19 стр.
2.1 Понятие карьеры и карьерного роста……………………………....19 стр.
2.2 Виды, планирование и контроль карьеры…………………………23 стр.
Глава 3. Методы изучения креативности и карьерного роста……….…..29 стр.
Заключение……………………………………………………………….....34 стр.
Литература…………………………………………………………………..37 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

КРВ_КУРСОВАЯ.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 2. Особенности карьерного роста

 

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Креативность - это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Многим людям, обладающим творческой потребностью, не хватает творческой компетентности (условие проявления креативной способности).

Творчество в современном мире все больше и больше начинает рассматриваться  уже не как процесс или деятельность, а как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ отношений с миром. Творчество как выражение своей индивидуальности в ограниченных сферах практики не обязательно означает писать картины, оно может выражаться в реализации наших планов, в самоактуализации и карьерном росте.

Именно о карьерном росте  и его особенностях дальше пойдет речь. Что такое карьера и карьерный рост, в чем заключается планирование и контроль карьеры, какие существуют виды карьеры… На эти и другие вопросы мы ответим в последующих параграфах.

 

2.1 Понятие карьеры и карьерного роста

 

Широко известен тот  факт, что в экстремальных ситуациях  человек способен проявить такие  качества, о существовании которых  и не подозревал в «мирное» время. Однако только единицы из тех, кто, например, потерял работу в период экономического кризиса, обнаружили в себе смелость и креативность и сумели применить их для оригинальных способов поиска работы.

Таким образом, люди, целенаправленно развивающие свою креативность, постоянно творчески растут и чаще достигают успешных результатов. Одним из таких достижений можно назвать карьерный рост. Для начала разберем вопрос о том, что такое «карьера»?

Полноценная карьера - это  сбалансированное соотношение, взаимодействие процессов внутреннего развития человека и его внешнего движения в освоении социального пространства. При этом внутреннее развитие включает профессиональный рост человека как  приумножение его знаний и навыков, изменение его влияния (власти, авторитета) в среде, престижа в глазах подчиненных или коллег, повышение уровня благосостояния. Внешнее движение фиксирует достигнутые в развитии результаты и сопровождается освоением человеком определенных ступеней, например, движением по должностным позициям, разрядам квалификационной лестницы, статусным рангам, уровням материального вознаграждения.

Карьера кроме процессной, имеет статичную характеристику. В карьерном движении важно как  содержание процесса, так и образ результата этого процесса, как содержание развития человека в социальном пространстве, так и форма этого развития, траектория пути, последовательность занимаемых человеком позиций в социальном пространстве.

Большую часть социальной жизни человек проживает в организациях, социальным для него является организационное пространство, которое, как часть общего социального пространства, характеризуется многомерностью. При этом, каждая «мерность» организационного (карьерного) пространства образована отдельным вектором возможного развития и продвижения работника: должностным, профессиональным, статусным или монетарным. А каждый из этих карьерных векторов, содержит совокупность карьерных позиций, последовательность которых и составляет карьеру. Должностной вектор образуется должностными ступенями, профессиональный - квалификационными разрядами, статусный - статусными рангами, монетарный - уровнями вознаграждения.

Таким образом, карьера  представляет собой процесс профессионального, социально-экономического развития человека, выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и фиксируемый в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций.

Другими словами, карьера - это развитие человека и освоение им организационного пространства конкретного предприятия (если рассматривается внутриорганизационная карьера).

Стремление человека управлять своей карьерой объясняется  тем огромным значением, которое  имеет карьера для его жизнедеятельности. Карьера выступает в роли своеобразного контекста трудовой жизни человека, структурируя его трудовой опыт (существенную часть общего жизненного опыта) последовательностью определенных ступеней, благодаря чему профессиональная жизнь видится не сплошной бессвязной массой действий и событий, а приобретает вид развития, упорядоченного этими ступенями.

Управление деловой  карьерой в организации заключается  в том, что с момента принятия работника в организацию и  до предполагаемого увольнения с  работы необходимо организовать его планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение по системе должностей или рабочих мест.

Управление карьерой затрагивает такие важные проблемы, как:

- удовлетворенность персонала  работой в организации и связанную  с этим производительность труда;

- преемственность профессионального  опыта и культуры корпорации;

- обеспечение бесперебойного  и рационального замещения ключевых  должностей;

- адаптивность и маневренность  в условиях быстрых изменений  в содержании и разделении  труда, в условиях кризисов;

- наконец, оно связано  с вопросами внутреннего повышения  профессионального потенциала и  внешнего роста организации в  среде.

Все это тем более  актуально сегодня, когда рыночная экономика вынуждает организации  самостоятельно заботиться об обеспечении  своей деятельности необходимыми человеческими ресурсами, определять цели, направления, приоритеты кадровой политики, а глобальная тенденция гуманизации отражается в смещении ценностей, акцентов внимания в сторону увеличения роли человеческого фактора в развитии экономики, возрастания значения подсистемы управления персоналом в системе управления организацией. В этих условиях на уровне экономики в целом на первый план выходит управление развитием человеческих ресурсов, а на уровне отдельного предприятия - управление развитием кадров, развитием ресурсов каждого конкретного человека, управление его продвижением в рамках организации.

Необходимость и целесообразность управления карьерой очевидна, так  как оно способствует слиянию  и реализации на взаимовыгодной основе потребностей человека, интересов организации и общества в целом. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

Планирование продвижения по службе (карьера) - определение конкретного пути развития сотрудника в его деятельности на фирме, осуществляемое заранее. Это согласованная со штатным расписанием последовательность должностей, которые сотрудник занимал ранее и которые ему предстоит занять. Планирование карьеры состоит в определении целей развития карьеры и путей, ведущих к их достижению. Развитием карьеры называют действия, предпринимаемые сотрудником для реализации своего плана. Одной из главных задач планирования является обеспечение взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер.

Трудовой путь - последовательность трудовых перемещений, всех занимаемых рабочих мест с указанием времени пребывания на каждом. Можно выделить межотраслевой, профессионально-должностной (с подразделением на межпрофессиональный и впутрипрофессиональный) и миграционный трудовой путь работников.

В зависимости от направления  переходов трудовой путь подразделяется на вертикальный и горизонтальный. Вертикальный трудовой путь может быть:

- восходящим (карьера);

- нисходящим (деградация).

 

Итак, карьера - это развитие человека и освоение им организационного пространства конкретного предприятия. Это более широкое понятие, чем просто продвижение по служебной лестнице в процессе работы на одном предприятии. Современная карьера включает в себя серию различных работ, выполняемых в результате перемещения между различными организациями.

Карьера занимает важное место в структуре потребностей современного человека, оказывая тем  самым влияние на его удовлетворенность трудом и жизнью в целом. Успешная карьера обеспечивает человеку материальное благополучие, удовлетворение его высших психологических потребностей, таких, как потребность в самореализации, в уважении и самоуважении, в успехе и власти, потребность в развитии.

 

2.2 Виды, планирование и контроль карьеры

Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег [16].

Карьера - это не только продвижение по службе. Понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии. Необходимо отметить также, что жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является ее частью [9]. Иначе говоря, карьера - это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

 

Различают несколько  видов карьеры [7]:

1) Карьера  внутриорганизационная - означает, что Работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии работник проходит последовательно в стенах одной организации.

2) Карьера  межорганизационная - означает, что работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии работник проходит последовательно в разных организациях.

3) Карьера  специализированная - характеризуется тем, что сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление   на   работу,   профессиональный   рост,   поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии   и  области  деятельности,   в  которой  он специализируется.

4) Карьера  неспециализированная - этот вид карьеры широко развит в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на 3 года. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

5) Карьера вертикальная - вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).

6) Карьера   горизонтальная -   вид   карьеры,   который предполагает  перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.

7) Карьера скрытая - вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Этот вид карьеры доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

 

8) Карьера ступенчатая - вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение  взаимодействия всех видов карьер [14]. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда конкретных задач, а именно:

Информация о работе Взаимосвязь креативности мышления и карьерного роста