Взаимосвязь креативности мышления и карьерного роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является – выявить взаимосвязь креативности мышления с особенностями карьерного роста.
Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:
1) Провести теоретико-методологический анализ содержания понятий «креативности мышления» и «особенностей карьерного роста»;
2) Описать методы диагностики креативности и карьерного роста;
3) Дать рекомендации по использованию описанных методов;
4) Провести диагностику креативности мышления и карьерного роста;
5) Формулирование выводов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Изучение теоретических основ понятия креативности………….6 стр.
1.1 Понятие креативности……………………….……………………....6 стр.
1.2 Основные психологические концепции исследования креативности……………………………………………………………….…9 стр.
Глава 2. Особенности карьерного роста…………………………………..19 стр.
2.1 Понятие карьеры и карьерного роста……………………………....19 стр.
2.2 Виды, планирование и контроль карьеры…………………………23 стр.
Глава 3. Методы изучения креативности и карьерного роста……….…..29 стр.
Заключение……………………………………………………………….....34 стр.
Литература…………………………………………………………………..37 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

КРВ_КУРСОВАЯ.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

- увязать цели организации  и отдельного сотрудника;

- планировать карьеру  конкретного сотрудника с учетом  его специфических потребностей  и ситуаций;

- обеспечить открытость процесса управления карьерой;

- устранять "карьерные  тупики", в которых практически  нет возможностей для развития  сотрудника;

- повышать качество  процесса планирования карьеры;

- формировать наглядные  и воспринимаемые критерии служебного  роста, используемые в конкретных карьерных решениях;

- изучать карьерный  потенциал сотрудников;

- использовать обоснованные  оценки карьерного потенциала  работников с целью сокращения  нереалистичных ожиданий;

- определять пути служебного  роста, которые помогут удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.

Планирование  и контроль карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

Планирование  карьеры работника представляет собой организацию его продвижения по ступеням должностного и квалификационного роста, помогающую ему развить и реализовать профессиональные знания и навыки в интересах фирмы.

В деятельности службы управления персоналом по планированию карьеры  работников происходит наиболее гармоничное  совмещение интересов и целей  фирмы (гарантирование вложений в подготовку работников, обеспечение их лояльности интересам фирмы, уменьшение текучести, эффективное использование) с индивидуальными интересами и целями самих работников (удовлетворение потребностей в самоуважении и признании, в достижении независимости). Это позволяет сформировать продуктивные и устойчивые отношения между ними. Потому работа по планированию карьеры строится на индивидуальном подходе к возможностям профессионального продвижения и роста.

В 1909 г. немецкий ученый Оствальд (1853-1932 гг.) на основе исследования творческих биографий великих ученых обнаружил, что высоких результатов добились люди с разными и даже противоположными типами характера. При этом некоторые из них по проявлениям своего характера воспринимались окружающими, как люди заурядные. В своей книге «Великие люди» Оствальд сформулировал гипотезу, что нужно выявлять не то; какие черты характера лучшие для высоких результатов, а то, какие условия способствуют в наибольшей степени достижению этих результатов. Сегодня гипотеза Оствальда получила широкое теоретическое и практическое подтверждение.

 

Организация работы по планированию и реализации карьеры работников включает:

 

 • ознакомление  работников с имеющимися в  фирме возможностями продвижения  в виде программ обучения и  консультаций по индивидуальным  планам повышения квалификации;

• регулярное информирование и консультирование по открывающимся в фирме возможностям обучения и вакантным местам;

• разработку программ поддержки  и психологического консультирования, противодействующих кризисам карьеры;

• перемещение работников по трем направлениям:

1) продвижение вверх по ступеням квалификационного или служебного роста;

2) горизонтальное перемещение  (ротация);

3) понижение.

 

Таким образом, управление карьерой работников в определенной степени является естественным продолжением и результатом всей деятельности службы управления персоналом. Данный процесс начинается уже на этапе найма, в ходе которого претенденту должна быть представлена полная и достоверная информация о возможностях и перспективах работы в фирме. Хорошо продуманная и организованная программа подготовки и повышения квалификации работников обусловливает реализацию планов по построению карьеры: повышение в должности, перемещение и т. п.

 

 

Глава 3. Методы изучения кративности  и карьерного роста

 

В данной работе, наряду с задачей изучения теоретических  основ креативности и особенностей карьерного роста на основе литературы, была поставлена цель - выявить взаимосвязь креативности мышления с карьерным ростом.

В современной психологии существует множество методик, позволяющих  определить уровень креативности.

 

I. Для изучения креативности можно использовать такие методики как:

1) Тест вербальной  креативности (RAT) С. Медника (взрослый вариант).

Предложенная методика представляет собой русскоязычный  адаптированный вариант теста С. Медника (тест отдаленных ассоциаций). Методика адаптирована в лаборатории психологии способностей Института психологии РАН.

Испытуемым предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно  отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание.

Взрослый вариант методики, адаптированный А. Н. Ворониным представляет собой групповой сокращенный вариант, состоящий из одной серии (20 триад) и не предполагающий разминки, так как разминка у взрослых людей в ситуации дефицита времени для выполнения дает систематический сдвиг в результатах тестирования. Стимульный материал для сокращенного группового варианта методики взят из второй серии подросткового варианта методики.

2) Тест Торренса

Тесты Торренса предназначены  для использования в следующих  целях: исследование развития одаренности  учащихся; индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;

3) Тест дивергентного  мышления Дж. Гилфорда.

Представляет собой  большой класс диагностических  методик для выявления дивергентного мышления, разработанного на основе кубической модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда.

4) Экспресс-метод  Д. Джонсона.

Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом  психодиагностики креативности. Тест направлен на оценку и самооценку характеристик творческой личности. Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения.

5) Опросник  креативности Рензулли.

Опросник составлен  Джозефом С. Рензулли и Робертом К. Хартманом  на основе обзора работ различных  авторов в области изучения творческого мышления и творческих проявлений личности. Опросник Рензулли является экспресс-методом, позволяет быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени, а также дополняет батареи тестов, требующие больших затрат времени и сил.

 

В настоящее время  для оценки уровня креативности в  нашей стране наиболее широко применяются  тесты творческого мышления Торренса — адаптированный вариант, батарея  креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда, и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.

Тест дивергентного  мышления Гилфорда предназначен, в  основном, для взрослых людей, где  батарея креативных тестов состоит  из экспресс-тестов, а тесты творческого мышления Торренса являются весьма трудоемкими при проведении и обработке данных.

Таким образом, наиболее оптимальными методами диагностики  кретивности можно назвать:

- Тест вербальной креативности  Медника, который позволяет проверить  такие параметры вербальной креативности, как скорость придумывания вербальных ассоциаций, оригинальность, необычность ассоциирования, целенаправленность ассоциаций;

- Экспресс-метод Д. Джонсона, который позволяет выявить оценку и самооценку характеристик творческой личности;

- Опросник Рензулли (экспресс-метод), который позволяет быстро и  качественно проводить диагностику  в условиях ограниченного времени,  а также дополняет батареи  тестов, требующие больших затрат  времени и сил.

Данные методики являются наиболее оптимальными методами, направленными на изучение креативности. Эти методики позволяют быстро и качественно проводить диагностику в условиях дефицита времени, удобны в использовании.

Такие методики как Тест дивергентного мышления Дж. Гилфорда и Тест Торренса требуют больших временных затрат, являются трудоемкими при проведении и в обработке получаемых данных.

 

II. Для изучения карьерного роста можно использовать такие методики как:

1) Методика  диагностики личности «Мотивация  к успеху» Т. Элерса.

Личностный опросник. Предназначен для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха.

Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов  «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом. Исследования показали, что чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. Людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован  на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют  высокую готовность к риску, но высокую  мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

2) Методика  диагностики ценностных ориентаций  в карьере («Якоря карьеры»; Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)

Опросник предназначен для выявления структуры карьерных  ориентации личности и доминирующей ориентации в выборе карьеры. Испытуемому  необходимо ответить на 41 вопрос по 10-бальной  шкале. Тест позволяет выявить такие карьерные ориентации как: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. По каждой карьерной ориентации подсчитывается количество баллов. Та, которая наберет наибольшее количество баллов и будет являться ведущей. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация - в таком случае карьера не является центральной в жизни личности.

3) Методика  «Опросник профессиональной готовности»  (Методика разработана Л. Н.  Кабардовой).

Профессиональную готовность определяют как субъективное состояние  личности, означающее желание и способность  заниматься данным видом профессиональной деятельности. Опросник построен на самооценке человеком своих склонностей  и возможностей.

4) Коммуникативные и организаторские склонности (КОС) (В.В. Синявский, В.А. Федорошин)

Исследование коммуникативных  и организаторских склонностей  с помощью тест-опросника КОС  можно проводить и с одним  испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция. По результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей.

 

На мой взгляд, перечисленные  методы, касающиеся диагностики карьерного роста, так же позволяют быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени, удобны в использовании. Перечисленные методы могут использоваться как обособленно друг от друга, так и комплексно, в батарее тестов, требующих больших затрат времени и сил.

Таким образом, не стоит  рассматривать стремление человека «подняться по карьерной лестнице»  обособленно от его личностных, профессионально-важных качеств, от его мотивации. На основании  этого следует комплексно использовать описанные методы.

 

 

Заключение

 

Данная работа была направлена на теоретические положения креативности и карьерного роста.

Анализ многогранных проявлений креативности в самых  разных сферах и сторонах личности позволяет определить ее сущность, которая состоит в ярко выраженной индивидуальности человека, в отходе от стереотипных форм поведения, в желании и готовности всегда идти своим путем.

В современном обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными  качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.

Важнейшим элементом  культуры и цивилизации человечества является творчество. А предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.

Необходимость учитывать  креативность индивида очевидна, ведь универсальный потенциал креативности может быть реализован как на путях  созидания, так и на путях разрушения. Среди современных технических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие, и разрабатывались, казалось, лишь для его блага.

Пути и судьбы творческого  потенциала определяются, прежде всего, тем, как личность обращается со своим творческим потенциалом. Особенности личности могут стать непреодолимой преградой для реализации даже самого грандиозного творческого потенциала, но сильная и внутренне богатая личность может и в какой-то мере компенсировать недостаток одаренности. Так, в американских исследованиях креативности встречается такая характеристика знаменитого писателя первой половины ХХ века Томаса Вулфа: гений без таланта. Анализ жизненного пути выдающихся творцов все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость и увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативность это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но при определенных условиях она может привести к грандиозным достижениям.

Информация о работе Взаимосвязь креативности мышления и карьерного роста