Взаимосвязь самооценки и уверенности в себе у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности психолого-педагогических условий формирования самооценки и уверенности в себе у студентов.
1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2. Подобрать методики для исследования;
3. Продиагностировать уверенность в себе у студентов;
4. Продиагностировать самооценку личности у студентов;
5. Составить диагностическое заключение по уверенности в себе и самооценки личности на студентов;
6. Выявить взаимосвязь между уверенностью в себе и самооценки личности на данной выборки.

Содержание

Введение………………………………………………..………..........….....3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования уверенности в себе и самооценки у студентов……..…………………...………………………………7
1.1 «Самооценка и уверенность как психологический феномен»…….7
1.2 Анализ отечественных и зарубежных психологов по проблеме самооценки и уверенности в себе у студентов ……………………................10
1.3 Психологические условия формирования самооценки и уверенности в себе у студентов………………………………….……………………………15
1.4 Психологические особенности студенческого возраста……..........28
1.5 Выводы по главе……………………………………………………..36
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий формирования самооценки и уверенности в себе у студентов………………………………………………………………………...37
2.1 Программа и методы исследования ……………...…………..…….37
2.2 Качественный анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования……………………………………………………………………..42
2.3 Сравнительный анализ и математическая обработка результатов эмпирического исследования …………………………………………………..47
2.4 Выводы по главе……………………………………………………..49
Заключение …………………….……………………………........….....50
Список использованной литературы……………………………...…......52
Приложения ……………………………………….…..…………...……..54

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 143.90 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Брянский государственный университет

имени академика И.Г.Петровского

Институт педагогики и психологии

 

Факультет психологии, рекламы и связей с общественностью

Кафедра общей и профессиональной психологии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Взаимосвязь самооценки и уверенности в себе у студентов»

 

Направление подготовки:

050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Психология образования»

 

 

 

 

Выполнил(а):

студент(ка) 3 курса 1 группы

 

 

Научный руководитель:

ассистент

Лысенко Елена Николаевна

 

 

 

 

Брянск 2014

 

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………..………..........….....3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования уверенности в себе и самооценки у студентов……..…………………...………………………………7

    1. «Самооценка и уверенность как психологический феномен»…….7
    2. Анализ  отечественных и зарубежных психологов по проблеме самооценки и уверенности в себе у студентов ……………………................10
    3. Психологические условия формирования самооценки и уверенности в себе у студентов………………………………….……………………………15
    4. Психологические особенности студенческого возраста……..........28
    5. Выводы по главе……………………………………………………..36

Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий формирования самооценки и уверенности в себе у студентов………………………………………………………………………...37

2.1 Программа и методы исследования  ……………...…………..…….37

2.2 Качественный анализ и интерпретация результатов  эмпирического исследования……………………………………………………………………..42

2.3 Сравнительный анализ и математическая обработка результатов  эмпирического исследования …………………………………………………..47

2.4 Выводы по главе……………………………………………………..49

Заключение …………………….……………………………........….....50

Список использованной литературы……………………………...…......52

Приложения ……………………………………….…..…………...……..54

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Интенсификация образования диктует необходимость полноценного включения студентов в учебно-воспитательный процесс с первого дня их пребывания в вузе. Начальный период обучения специфичен своей напряжённостью, важностью для личностного и профессионального становления, будущего специалиста.

Однако в организации профессиональной подготовки студентов существует ряд проблем. Одна из них состоит в том, что учебный процесс на младших курсах осуществляется без учёта специфики ситуации, которая заключается в адаптации студентов к вузовскому обучению. Наиболее типичные их проявления – тревога за неспособность полноценно включиться в учебный процесс, низкая самооценка, неуверенность в себе.  Решение этих проблем, на наш взгляд, неразрывно связано с необходимостью целенаправленно организованного педагогического содействия, выявления педагогических условий, реализация которых позволит оптимизировать процесс адаптации студентов к обучению в вузе.

Основными составляющими  этой работы являются теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по проблеме исследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена, а также краткую характеристику основных методов его измерения, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.

Я считаю, что данная тема достаточно актуальна, так как  в современных условиях проблема уверенности в себе и самооценка личности занимает особое место.

Итак, тема нашего исследования: «Взаимосвязь самооценки и уверенности в себе у студентов».

В науке в настоящее время накоплен значительный фонд знаний, необходимых для постановки и исследования данной проблемы. Как показало изучение научной литературы, адаптация представляет собой целостный биологический, физиологический, психологический, социальный и педагогический процесс, и, в то же время, носит индивидуальный характер, что в значительной мере определяет степень её воздействия на личность студента.

Объект исследования: самооценка и уверенность студентов.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования самооценки и уверенности в себе у студентов.

Цель исследования: выявить особенности психолого-педагогических условий формирования самооценки и уверенности в себе у студентов. 
1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;  
2.  Подобрать методики для исследования;

3.  Продиагностировать уверенность в себе у студентов;  
4.  Продиагностировать самооценку личности у студентов;  
5. Составить диагностическое заключение по уверенности в себе и самооценки личности на студентов; 

6.   Выявить взаимосвязь между уверенностью в себе и самооценки личности на данной выборки. 

Цель и предмет исследования предопределили необходимость постановки и реализации следующих задач:

1.Провести  теоретический анализ научной  литературы.

2. Выявить психолого-педагогические условия, способствующие формированию уверенности и самооценки у студентов.

3.Подобрать методы и методики, адекватные цели исследования.

4.Провести исследование психолого-педагогических условий формирования уверенности и самооценки у студентов.

5.Провести математическую обработку и анализ результатов исследования.

6.Сделать  вывод полученных в эмпирическом  исследовании результатов.

В процессе решения поставленных задач были использованы методы:

1) теоретические методы - теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме; анализ выполненных ранее диссертационных исследований; анализ и синтез эмпирического материала;

2) экспериментальные методы – констатирующий эксперимент, тестирование, количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы и математическая обработка данных; графическая интерпретация; описание, обобщение и систематизация полученных данных.

Испытуемым предлагались следующие методики:

1. тест Райдаса «Уверенность  в себе»;

2. опросник аффилиации А. Мехрабиана;

3. методика исследования самооценки личности С.А. Будасси;

4. методике исследования самооценки личности Дембо — Рубинштейн

Статистическая обработка проводилась с помощью программы Excel. Для обработки и анализа результатов исследования применялись следующие статистические методы: факторный дисперсионный анализ, метод множественных сравнений Шеффе, критерий χ2 – Пирсона.

База эмпирического исследования: исследование проводилось на базе Брянского Государственного Университета имени академика И. Г. Петровского г. Брянска.

Испытуемыми выступили студенты 2-х курсов. Всего было проанализировано 60 студентов, в возрасте от 17 до 21 года.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике для повышения уровня эффективности учебно-воспитательной деятельности в вузах.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, использованием методов статистической обработки результатов.

Отдельные положения и выводы, полученные по результатам исследования, могут использоваться в практике работы кураторов групп, и психологического консультирования студентов, по проблемам трудностей взаимодействия с окружающими людьми, адаптацией к социальным переменам.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст изложен на 81 странице. Работа содержит 6 таблиц, 8 рисунков, 2 формулы. Список литературы состоит из 70 источников.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования уверенности в себе и самооценки у студентов

 

 

    1. «Самооценка и уверенность как психологический феномен»

 

Понятие «самооценка».

Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Понятие «уверенности в себе»

Уверенность в себе — готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из–за опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия, то имеет место самоуверенность.

Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки).

Уверенную личность характеризует:

эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых им чувств.

Под этим Сальтер понимал, во-первых, открытость личности. С его точки зрения, уверенный человек чувства "называет своими именами" и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Во-вторых, чувства уверенный в себе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает.

Он не стремится:

- скрыть или "смягчить" проявления своих как позитивных, так и негативных чувств;

- экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, что означает ясное проявление чувств и соответствие между словами и невербальным поведением;

- прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;

- использование местоимение "Я" в речи;

- способность без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств;

- способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей.

Неуверенность формируется в ситуации когда социальная среда, в которой рождается человек, крайне бедна впечатлениями и однообразна. Репертуар навыков, которые доступны:

- наблюдению и копированию, очень ограничен;

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и уверенности в себе у студентов