Взаимосвязь самооценки и уверенности в себе у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности психолого-педагогических условий формирования самооценки и уверенности в себе у студентов.
1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2. Подобрать методики для исследования;
3. Продиагностировать уверенность в себе у студентов;
4. Продиагностировать самооценку личности у студентов;
5. Составить диагностическое заключение по уверенности в себе и самооценки личности на студентов;
6. Выявить взаимосвязь между уверенностью в себе и самооценки личности на данной выборки.

Содержание

Введение………………………………………………..………..........….....3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования уверенности в себе и самооценки у студентов……..…………………...………………………………7
1.1 «Самооценка и уверенность как психологический феномен»…….7
1.2 Анализ отечественных и зарубежных психологов по проблеме самооценки и уверенности в себе у студентов ……………………................10
1.3 Психологические условия формирования самооценки и уверенности в себе у студентов………………………………….……………………………15
1.4 Психологические особенности студенческого возраста……..........28
1.5 Выводы по главе……………………………………………………..36
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий формирования самооценки и уверенности в себе у студентов………………………………………………………………………...37
2.1 Программа и методы исследования ……………...…………..…….37
2.2 Качественный анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования……………………………………………………………………..42
2.3 Сравнительный анализ и математическая обработка результатов эмпирического исследования …………………………………………………..47
2.4 Выводы по главе……………………………………………………..49
Заключение …………………….……………………………........….....50
Список использованной литературы……………………………...…......52
Приложения ……………………………………….…..…………...……..54

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 143.90 Кб (Скачать файл)

- социальная среда, реакции родителей или воспитателей также однообразны и преимущественно негативны;

- достижения и успехи этой средой отрицаются, не замечаются или подвергаются критике;

- негативная обратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызывает переживание неуспеха;

- негативные самооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами внутреннего диалога и приводят к отказу от собственной инициативы в овладении новыми сторонами реальности, пассивности и несмелости в осуществлении своих намерений.

В результате неуверенный человек меньшего достигает в жизни. Сама жизнь, любая форма активности у него сопряжена с массой негативных переживаний, эти переживания в свою очередь сказываются на здоровье самого человека и его близких. В более широком контексте обществу или организации, в которой живут и работают неуверенные в себе люди, недостает инициативы его членов. В таком обществе или организации доминируют застойные явления, слишком много энергии тратится на бесполезные обсуждения и сомнения. Разумная кооперация людей для осуществления общих намерений не возникает, каждый живет в рамках собственного мира.

 

 

1.2 Анализ  отечественных и зарубежных  психологов по проблеме самооценки  и уверенности в себе у студентов

 

Проблема формирования самооценки и уверенности в себе представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время как в России, так и за рубежом. Исключительная сложность данной проблемы и ее важность для практики дали толчок к написанию множества работ.

В отечественной и зарубежной психологической литературе особое внимание уделяется изучению самооценки в разные возрастные периоды. Проблеме изучения самооценки посвящено большое количество исследований: как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Вопросы ее структуры, функций, онтогенеза, возможностей направленного формирования обсуждались в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.В. Бороздиной, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, Л.Б. Филонова, Р. Бернса, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов. Самооценка интерпретируется как личностное образование, участвующее непосредственно в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира. 

В психологической литературе накоплен материал об особенностях взаимосвязи самооценки подростков и успешности их учебной деятельности (Захарова А.В., Липкина А.И., Савонько И.С., Серебрякова Е.А., Собиева Г.А., Бернс Р., Куперсмит С. и др.). 

Успешность обучения в университете отражает степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных стандартами среднего образования, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успешность обучения находит свое выражение в оценочных баллах. Высокая успеваемость достигается системой дидактических и воспитательных средств, оптимальной организацией учебной деятельности.  
Вместе с тем необходимо констатировать, что вопросы взаимовлияния самооценки и успешности обучения у подростков в современных условиях разработаны в отечественной психологической науке недостаточно.  

Назовем здесь тех, кто внес несомненный вклад в разработку данной проблемы: среди зарубежных авторов отметим R.F. Baumeister, N. Branden, J.D. Campbell, S. Coopersmith, J. Crocker, N. Emler, K.J. Gergen, A.G. Greenwald, S. Harter, S. Jones, M.H. Kernis, C. Mruk, M. Rosenberg, K. Sedikides, A. Gregg, L.E. Wells, G. Marwell, R.C. Wylie и др.; среди отечественных – И.И. Чеснокову, Л.И. Божович и ее школу, А.В. Захарову, Л.В. Бороздину и ее учеников, В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, И.С. Кона и др.

В настоящее время существует много определений уверенности в себе, но в целом отразить всю многогранность этого понятия, на наш взгляд, очень сложно, поэтому приведем несколько наиболее интересных определений. П. Ванцвайг: «Способность полагаться на себя, это отвага мыслей, чувств и поступков». Р. Альберти и М. Эммонс: «Уверенный человек отвечает без заминок, говорит достаточно громко и естественным для себя тоном, не избегает смотреть на собеседника, охотно обсуждает предложенную тему, открыто говорит о своих чувствах и высказывает свое мнение, считает себя равным остальным и не причиняет боли ни себе, ни другим». А. М. Прихожан: «Уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего «Я» и владеет способами и формами такой реализации. Естественно, эта реализация не ущемляет потребностей других людей, прежде всего в силу того, что ему не надо заботиться о защите своего «Я». Уверенный в себе человек достаточно свободен в выборе целей и средств, так как ему не надо защищаться или самоутверждаться. Он может ставить перед собой задачи любого уровня и искать подходящие средства, обучаться, спрашивать, выяснять» . Уверенность в себе, как одно из наиболее важных личностных качеств менеджера упоминает И.Д. Ладанов: «Уверенность в себе для менеджера является наиболее важным личностным качеством, т.к. когда менеджер уверен в себе, он действует решительно и целенаправленно. Неуверенность в себе снижает продуктивность его деятельности. Неуверенные в себе менеджеры не могут обеспечить своему подразделению достойного процветания».

Словарь Ожегова объясняет понятие уверенность: «Твердая вера в кого— что - либо, убежденность, чувство уверенности в своих силах», и далее определяет уверенного в себе человека, как: «Твердый, непоколебимый, не сомневающийся в своих силах и возможностях» .

Согласно психологическому словарю под редакцией В.В. Давыдова уверенность в себе это: «переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам». В.Л. Мишутко в справочнике психотерапевта расширяет данное понятие: «Уверенность в себе в межличностных отношениях это способность индивида выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, притязания, желания, интересы, чувства и т.д. в отношении своего окружения.

Уверенность предполагает наличие:

а) субъективной установки на самого себя (разрешать себе иметь и действительно иметь собственные притязания);

б) социальной готовности и способности ее адекватно реализовать (владеть собственными притязаниями и добиваться их осуществления);

 в) свободы от социального  страха и торможения (способность  регистрировать и обнаруживать собственные притязания)».

Первоначально проблема уверенности изучалась в психиатрической и психотерапевтической практике, где она рассматривалась как один из симптомов сопровождающих расстройство личности и социальной адаптации.

Бурно М. Е. отмечает, что патологическая застенчивость /неуверенность психоаналитически объясняется «законсервировавшимся» комплексом Эдипа. Понятие застенчивость, по его мнению, в западной психиатрической практике было известно задолго до широкого распространения психоанализа. А. Дюга во Франции (1889 г.) писал, что застенчивый человек мучается застенчивостью, поскольку, «не смешиваясь» с людьми, не открываясь им, не знает себя, людей и настоящего отношения их к себе.

В одной из первых русских работ по психотерапии дефензивности, И.А. Сикорский (1900г.), обозначает характерологические дефензивные расстройства термином «неполные или недоразвившиеся характеры», отмечает «присутствие тонко развитого чувства стыда». И.А. Сикорский видел психотерапевтическое лечение подобных расстройств в укреплении у пациента веры в себе.

По мнению ряда специалистов, именно уверенность в себе оказывает наибольшее влияние на субъективную оценку качества жизни человека, обеспечивая адекватную регуляцию поведения и деятельности (А.В. Баранова, Г.М. Головина, Т.Н. Савченко, M. Argyle, С. Ryff, R. Veenhoven). Уверенность в себе рассматривается как индикатор таких личностных свойств подрастающего человека, как самопринятие, самоценность, чувство собственного достоинства. В связи с этим подросток нуждается в помощи (сопровождении) по целенаправленному формированию уверенности в себе как условии положительной оценки качества своей жизни.

Состояние и степень разработанности проблемы. Проблема качества жизни широко обсуждается и привлекает внимание специалистов из самых разных областей науки и практики. Это достаточно сложная, многосторонняя и комплексная категория, предмет изучения философов (А.О. Каракотова, О.А. Кутуева, А.С. Тодоров, Е.М. Ходос, G. Guyatt, F. Peonidis), экономистов (С.А. Айвазян, Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева, О.А. Ковынёва, J. Galbraith,

A. Marchante, S. Wismer и др.), социологов (И.В. Бесгужев-Лада, В.В. Бойцов,

B.В. Давыдова, М.Б. Лига, А.И. Субетто, Р.Р. Яппарова, J. Bell, В. Liu, A. Toffler) и пр. К  ее изучению в последнее время  активно подключились психологи. Так, имеются зарубежные и отечественные  исследования, в которых качество  жизни представлено как психологический  феномен (А.В. Баранова, Г.М. Головина, Г.М. Зараковский, В.И. Кулайкин, Т.Н. Савченко, Е.А. Угланова, F. Andrews, M. Argyle, A. Campbell, L. Carstensen, E. Diener, P. Fayers, D. Haybron, D. Kovac, M. Rapley, D. Shin, R. Veenhoven, R. Whitrod).

В психологии качество жизни рассматривается как жизненное благополучие, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего существования и ощущение счастья (M. Rapley). Смыслообразующая функция этой характеристики состоит в том, что оно как интегральное отношение личности в конкретный момент к жизни является не простым переживанием человеком жизненной ситуации, а имеет для него ценностное значение, придает смысл и задает цели будущего развития в жизнедеятельности субъекта (A.B. Баранова, Е.Б. Моргунов).

 

1.3. Психологические условия формирования самооценки и уверенности в себе у студентов

 

Проблема уверенности в себе в современной социальной психологии

Уверенность в себе давно уже является предметом повышенного интереса. Причина в том, что это качество делает людей счастливыми, способствует всестороннему развитию, повышает эффективность общения. И напротив, его отсутствие затрудняет развитие личности, снижает эффективность коммуникативных процессов, а в крайних случаях может приводить к развитию невротических состояний.

В прошлом веке неуверенность в себе, по утверждению Ф. Зимбардо, Э. Шострома, К. Роджерса, Э. Фромма, достигла эпидемических размеров и затронула практически все слои населения во всех странах мира.

Уверенность - это социально-психологическое качество, которое формируется в процессе социализации личности, а фактор уверенности -неуверенности играет основную роль в межличностных взаимодействиях людей.

Понятие "уверенность - неуверенность" присутствует в большинстве языков мира, в некоторых встречается несколько слов для обозначения этого качества личности. Неуверенность в себе определяется Оксфордским словарем как: «легкий испуг, робость, недоверчивость». Неуверенный в себе человек описывается как осторожный в словах и поступках, не настаивающий на своих правах, болезненно робкий. Человек, не уверенный в себе, может быть необщительным и склонным к уединению, казаться подозрительным, темным, пользующимся скверной репутацией.

Как психологическое понятие, "уверенность в себе" появилась в учебниках психологии сравнительно недавно в связи с задачами психологической коррекции и психотерапии.

Принято считать, что студенты, успешно овладевающие учебными дисциплинами, активно принимающие участие в практических занятиях и семинарах, научных и научно-практических конференциях, приобретая профессиональные знания, вместе с тем обретают уверенность. Действительно уверенность в своих силах, знаниях и умениях является следствием наличия этих сил и знаний.

Уверенность в себе, как и многие другие качества личности, формируется под воздействием внешних и внутренних условий. К внешним условиям относятся: особенности родительского и школьного воспитания, влияние референтных групп, национально-культурных и иных факторов, обуславливающих личный социальный опыт. К внутренним: установки, ценности, базовые потребности, стратегии самооценивания, восприимчивость к воздействию внешних факторов, умение ставить перед собой цели.

Однако, часто личностные особенности человека таковы, что не позволяют использовать силы и средства, которые дает ему образование и жизненный опыт. Следовательно, проблема уверенности в себе не решается приобретением знаний, умений и других профессиональных качеств. Процесс формирования уверенности в себе имеет свой специфический механизм, свои предпосылки и динамику. Ряд специфических черт обуславливается возрастным фактором.

Согласно теории Э.Эриксона, студенческий возраст (17 - 20 лет), ознаменован формированием эго-идентичности и переживанием ролевого смешения. Задача человека, находящегося на этом возрастном этапе, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся знания о себе, интегрировать многочисленные образы себя в личную идентичность, осознание своего прошлого и будущего, которое логически следует из него. Характерные для этого возраста конфликты идентичности, «путаница ролей» и другие трудности препятствуют развитию уверенности в себе. Слабость Я -концепции сопровождается сомнениями, социальной робостью, апатией.

Влияние студенческой группы (особенно на младших курсах), по мнению Э.Эриксона, на ценности и установки студентов, является более значимым, чем родительское влияние. Именно студенческие группы помогают молодым людям сохранить уверенность в себе в то время, когда они переживают различные социальные и психофизиологические изменения в процессе своего личностного и профессионального становления. Обретенное в этой социальной среде чувство эго-идентичности подкрепляется возросшей уверенностью индивида в том, что его представления о внутренней тождественности и целостности согласуется с оценкой другими людьми.

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и уверенности в себе у студентов