Взаимосвязь самооценки и уверенности в себе у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности психолого-педагогических условий формирования самооценки и уверенности в себе у студентов.
1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2. Подобрать методики для исследования;
3. Продиагностировать уверенность в себе у студентов;
4. Продиагностировать самооценку личности у студентов;
5. Составить диагностическое заключение по уверенности в себе и самооценки личности на студентов;
6. Выявить взаимосвязь между уверенностью в себе и самооценки личности на данной выборки.

Содержание

Введение………………………………………………..………..........….....3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования уверенности в себе и самооценки у студентов……..…………………...………………………………7
1.1 «Самооценка и уверенность как психологический феномен»…….7
1.2 Анализ отечественных и зарубежных психологов по проблеме самооценки и уверенности в себе у студентов ……………………................10
1.3 Психологические условия формирования самооценки и уверенности в себе у студентов………………………………….……………………………15
1.4 Психологические особенности студенческого возраста……..........28
1.5 Выводы по главе……………………………………………………..36
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий формирования самооценки и уверенности в себе у студентов………………………………………………………………………...37
2.1 Программа и методы исследования ……………...…………..…….37
2.2 Качественный анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования……………………………………………………………………..42
2.3 Сравнительный анализ и математическая обработка результатов эмпирического исследования …………………………………………………..47
2.4 Выводы по главе……………………………………………………..49
Заключение …………………….……………………………........….....50
Список использованной литературы……………………………...…......52
Приложения ……………………………………….…..…………...……..54

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 143.90 Кб (Скачать файл)

Из определения идентичности, данного Э.Эриксоном, можно выделить три основные элемента, которые имеют первостепенное влияние на формирование уверенности в себе у будущих менеджеров:

1. у студентов должен сформироваться  образ себя, направленный на самореализацию  в профессиональной деятельности;

2. студентам нужна уверенность  в том, что их знания и качества  будут приняты другими значимыми  людьми (преподавателями вуза, руководителями);

3. Самовосприятие студентов должно  подтверждаться опытом межличностного  общения, обратной связью, получаемой  от социально значимого окружения.

Переживаемый студентами младших курсов кризис идентичности является важной психосоциальной проблемой, непосредственно влияющей на формирование уверенности в себе, как профессионально значимого качества личности, и требует разрешения в рамках образовательного процесса вуза.

В механизме формирования уверенности в себе у студентов большую роль играет удовлетворение базовых потребностей: доверия, безопасности и защите, принадлежности, любви (в широком понимании), уважении, самооценке и ощущении собственного достоинства, идентичности, а также в истине, познавательные (удовлетворение любознательности и интереса к новому) и в самоактуализации. В процессе социализации на этой основе актуализируются потребности в стабильной, обоснованной, высокой самооценке, в самоуважении, чувстве собственного достоинства и уважении со стороны окружающих. Эти потребности реализуются в форме осознания своей силы, достижений, адекватности, мастерства и компетентности, уверенности перед внешним миром, независимости и свободе. Они предполагают хорошее положение в обществе, престиж, уважение со стороны других людей, обладание определенным социальным статусом в референтной группе, осознание своей значительности и чувство собственного достоинства. Как отмечал А. Адлер, удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувство уверенности, своей ценности, силы, способности и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствия к удовлетворению этих потребностей ведут к возникновению чувства неполноценности, слабости и беспомощности75. Формирование стабильного и здорового чувства самоуважения возможно только на основе заслуженного уважения со стороны окружающих, а не на лести или безразличии.

Следовательно, образовательный процесс должен строиться так, чтобы способствовать удовлетворению тех потребностей студентов, которые является психологической предпосылкой укрепления уверенности в себе у будущих управленцев и развития у них потребности в профессиональной и личностной самореализации.

Кроме того, образовательный процесс вуза должен способствовать укреплению психологического здоровья будущих студентов. А. Маслоу отмечал важность создания на производстве (а также в образовательных учреждениях) психотерапевтической обстановки, поскольку многие индивиды часто нуждаются в психологической помощи, но позволить ее себе может далеко не каждый.

На формирование уверенности в себе у студентов влияют различные объективные и субъективные факторы, которые можно объединить в три наиболее значимые группы - особенности образовательного процесса; коммуникативная среда вуза; индивидуально-психологические особенности самой личности студента.

Зависимость формирования уверенности от особенностей учебного процесса

Четкая организация учебного процесса способствует не только приобретению студентами необходимых для профессиональной деятельности знаний, умений и навыков, но и учит правильно планировать время и личные ресурсы, что вносит определенность в учебную деятельность и личную жизнь и формирует уверенность в ближнем и отдаленном будущем.

Интервью со студентами и преподавателями вузов и непосредственные наблюдения показывают, что всякого рода отклонения от стандартного хода учебы, изменения в расписании занятий, переносы занятий по времени и месту, нарушения гигиенических норм (переполненные аудитории, учебные перегрузки и др.), не только снижают физическую и умственную работоспособность студентов, но и дезориентируют их, лишают чувства перспективы, порождают растерянность. Естественным следствием всего этого является снижение учебной деятельности, чувство вины, падение самооценок и недоверие к своим силам.

Студенты третьих курсов некоторых институтов на протяжении нескольких месяцев были вынуждены учиться во второй половине дня. В итоге: появилась повышенная утомляемость, учебный материал на последних лекциях и семинарах почти не воспринимался, для восстановления сил студентам не хватало ночного сна, постоянно в течение дня они испытывали сонливость; понизилась работоспособность: то, что раньше можно было выучить за несколько минут, теперь требовало в два - три раза больше времени; снизилось внимание: для того, чтобы понять текст, нужно было перечитывать его несколько раз; ухудшилась память: чтобы запомнить какую-либо формулировку или формулу, приходилось прилагать гораздо больше усилий, чем раньше; повысилась раздражительность: то, на что раньше не обращали внимания, становилось просто невыносимым, увеличилось число ссор и конфликтов; многие преподаватели выражали свое недовольство пассивным поведением студентов.

У большинства студентов на этом фоне снизилась самооценка, все чаще появлялись мысли о неспособности справляться с учебными заданиями и недоверие к своим силам.

После восстановления привычного расписания занятий некоторые студенты по-прежнему находились некоторое время в состоянии апатии и внутренней неопределенности, что свидетельствовало об их неуверенности в себе и профессиональных возможностях.

Известно, что если человеку в начале какой-либо деятельности дать такое задание по сложности, с которым он легко справляется, то это повышает его уверенность в себе и самооценку. С.Л. Рубинштейн говорил, что: «с повышением уровня достижений личности будет повышаться и уровень притязаний. Если принять, что неустойчивая самооценка, это еще не сформировавшееся отношение человека к себе, то наличие определенного уровня притязаний можно считать начальным этапом в формировании самооценки в определенной, конкретной деятельности». Постепенное и последовательное наращивание сложности и объема учебного материала позволяет поддерживать у студента уверенность в том, что он может справиться с решением все более сложных задач. Приведенные далее суждения студентов свидетельствуют о разнообразии индивидуальных реакций уверенности в себе связанных с успехами и неудачами в учебе.

Многие студенты утверждают, что их уверенность в себе повышается в ходе бесед по темам, где они чувствуют себя компетентными, когда делают доклады, к которым хорошо подготовились; значительно повышает уверенность в себе экзамен сданный на «отлично» или «хорошо» по предмету, который давался очень тяжело.

Между тем немало наблюдений и самооценок студентов, в которых фиксируются негативные переживания, страх перед учебными сложностями, постоянное ожидание неудачи. Для сохранения самооценки некоторые студенты уклоняются от занятий.

Индивидуальный путь к формированию уверенности

Структура уверенности в себе складывается к 15 - 16 годам. В последующем процессе социализации и профессионального становления личности она изменяется под воздействием опыта, оценок и самооценок, успехов и неудач.

Как установлено ранее, уверенность в себе у студентов повышается с ростом их самосознания, удовлетворением потребностей в самоактуализации и реализации ведущей потребности в получении профессии менеджера. При этом формирование уверенности в себе имеет индивидуальные особенности, будучи подверженным влиянию многих свойств и качеств личности, социального опыта, убеждений, умений и навыков общения, уровня притязаний и самооценки.

В связи с полученными данными выделено три основные группы студентов: 1. Уверенные в себе, склонные испытывать снижение или повышение уверенности в зависимости от ситуации; 2. Самоуверенные, ни при каких обстоятельствах не склонные к снижению этого качества; 3. Застенчивые, робкие, почти никогда не испытывают уверенности.

Уверенные в себе студенты отличаются высокой самооценкой, вполне реальными притязаниями, прочными и гибкими навыками общения. Они хорошо адаптируются к социальной среде, в меру чувствительные к ней и критическим замечаниям, способны адекватно оценить социальную ситуацию и в соответствии с ней принимать решения. Как правило, такие студенты успешно реализуются в учебном процессе и общественной жизни вуза. При воздействии на них различных социальных факторов, а также в зависимости от степени реализации ожиданий и реальных достижений, их уровень уверенности в себе может снижаться или повышаться. Это -ситуативные колебания уверенности в себе.

Конечно, бывают ситуации в жизни, когда из-за какой-то проблемы это чувство меня покидает, но это длится не долго, проблема решается -уверенность в себе повышается. Бывает и наоборот, сначала повышается уверенность в себе, а потом смотришь на проблему и понимаешь, что это пустяк».

Уверенных в себе студентов, не знающих, что такое неуверенность, можно назвать самоуверенными. Они целенаправленны, при любых обстоятельствах стремятся к реализации намеченных целей, имеют свои представления о морали, нормах, ценностях и очень требовательны к их выполнению. Обладают высоким жизненным потенциалом, независимы, у них высокие волевые качества. Они, как правило, обладают сильными чертами характера, завышенной самооценкой, часто стремятся к лидерским позициям, легко могут реализовываться в самостоятельной деятельности. Самоуверенные студенты не чувствительны к воздействиям социальной среды и не склонны замечать нюансов в межличностных отношениях, авторитарны, способны пренебрегать интересами других людей в стремлении реализовать поставленные цели, предъявляют повышенные требования, как к себе, так и к другим. В своих неудачах склонны винить других людей или сложившиеся обстоятельства, не признают свою долю вины в конфликтных ситуациях, которых бывает достаточно много в процессе обучения в вузе.

Такие студенты часто воспринимаются другими людьми как, агрессивные, раздражительные, не чувствительные к чужим проблемам, самолюбивые и категоричные. Самоуверенные студенты плохо переносят отсутствие общественного признания, неодобрение своих успехов преподавателями и другими студентами, чувствительны к критическим замечаниям, честолюбивы, в некоторых случаях болезненно переносят чужие успехи. Как показали проведенные исследования, самоуверенным студентам часто не хватает навыков бесконфликтного общения в деловых и межличностных ситуациях.

В многочисленных психологических исследованиях, посвященных юношескому возрасту, чаще всего акцент делается на вопросах развития самосознания и адекватной самооценки, т.к. именно этот возраст является центральным периодом становления мировоззренческой системы, некоторых черт характера и социального интеллекта, Огромное значение имеют эти вопросы, когда речь идет о студентах. Слово «студент» - латинского происхождения и означает «усердно работающий, занимающийся», т.е. овладевающий знаниями. Характерной чертой нравственного развития в юношеском возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Вместе с тем, специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17 - 18 лет развита не в полной мере. Это следует учитывать при построении совместной деятельности в образовательном процессе. При этом необходимо помнить, что сам образовательный процесс является одним из главных факторов, влияющих на развитие личности. Процесс формирования личности осуществляется в онтогенезе под влиянием целого ряда факторов. Сформированность индивидуально - типологических особенностей зависит как от природных задатков, так и от средовых влияний. Студенческий возраст характеризуется тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил, а изменяющееся отношение к самому себе окрашивает все действия. Физические данные, имеющие такое большое значение в подростковом возрасте, не теряют своей актуальности, но как бы отходят на второй план, и на первое место становятся умственные способности, знания, умения и навыки. 
Научными исследованиями выявлено: каждый человек намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, т.е. формирует «набор самооценок». Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего.

Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке. Завышенная самооценка заметно обнаруживается у студентов в преувеличении своих умственных способностей. Заниженное оценивание своих способностей негативно воздействует наличность. Возникает чувство неудовлетворенности, создается пониженный фон настроения, закрепляется «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность, искаженное восприятие окружающих. На формирование самооценки у студентов влияет множество факторов: положение среди сверстников, отношение педагогов и т. д. Сопоставляя мнения о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем вначале он учится оценивать других, а потом уже себя. И лишь в юношеском возрасте формируется умение самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, способность анализировать собственные результаты и, тем самым, оценивать себя. Становление личности включает в себя обеспечивающий целостность психологического облика относительно устойчивый образ «Я», т.е. представление о самом себе. Психологи рассматривают принятие себя как основу того сложного психологического образования, которое называется «Я-концепция».

Самооценка осуществляется путем сравнивания идеального «Я» с реальным, но в этом возрасте идеальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе. 
Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально - личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. Все это позволяет говорить о том, что данный период жизни наиболее важен для формирования адекватной самооценки. Но для этого должны быть созданы определенные условия. Необходимо чтобы образование в вузе было направлено на развитие личной рефлексии и готовило студентов к решению проблем самоопределения. Надо стараться повышать уровень самооценки студентов для улучшения работоспособности, т.к. завышенная самооценка и преувеличенное чувство контроля над событиями могут истолковываться, как эгоцентризм. Память имеет эгоцентричную организацию: чем выше персональная значимость события или чем больше человек вовлечен в него, тем легче это событие запомнить. Поэтому положительные иллюзии относительно собственной личности студента могут благотворно влиять как на память, так и на другие познавательные процессы. Все изложенное позволяет говорить о том, что создание положительной атмосферы в образовательном процессе, способствует формированию адекватной самооценки студентов и эффективному развитию, проявлению их интеллектуальных способностей.

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и уверенности в себе у студентов