Взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы-изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания с личностными особенностями подростка.
Практическим объектом исследования выступили учащиеся 9 класса Богдановской средней школы Ростовской области в количестве 15 человек в возрасте 14 лет и их родители(отцы-15,матери-15).
Предметом исследования выступают личностные особенности ребёнка и стили родительского воспитания учащихся 10 класса и их родителей.
В рамках данного исследования была выдвинута гипотеза:
личностные особенности ребёнка связаны со стилем родительского воспитания.

Содержание

1. Введение………………………………………………..
1.Проблема личностных особенностей подростков в психологии.
1.1.Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
1.2.Психологические особенности подросткового возраста.
2.Теоретическое исследование стилей родительского воспитания.
2.1. Семья как малая социальная группа.
2.2. Стили родительского воспитания.
2.3. Стили родительского воспитания, как основной фактор, влияющий на формирование личности и поведения у подростков.
3. Практическое изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка.
3.1. Цели, задачи, гипотезы практического исследования.
3.2. Организация и методы исследования.
3.3. Результаты и их обсуждение.
Выводы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей ребёнка..docx

— 99.53 Кб (Скачать файл)

Содержание. 

   1. Введение………………………………………………..

   1.Проблема личностных особенностей подростков в психологии.

             1.1.Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.

             1.2.Психологические особенности подросткового возраста.

   2.Теоретическое исследование стилей родительского воспитания.

             2.1. Семья как малая социальная группа.

            2.2. Стили родительского воспитания.

             2.3. Стили родительского воспитания, как основной фактор,        влияющий на формирование личности и поведения у подростков.

  3. Практическое изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка.

           3.1. Цели, задачи, гипотезы практического исследования.

           3.2. Организация и методы исследования.

           3.3. Результаты и их обсуждение.

  Выводы.

  Заключение.

  Список используемой литературы.

  Приложения. 
 

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………………..3

2.Проблема личностных особенностей подростков в психологии……………6

      2.1. Возрастные особенности личности и поведения в подростковый период………………………………………………………………………………6

       2.2. Психологические особенности подросткового возраста……………..8

3.Теоретическое исследование стилей родительского воспитания……………9

      3.1.Семья как малая социальная группа…………………………………….9

       3.2. Стили родительского воспитания………………………………………11

       3.3. Стили родительского воспитания, как основной фактор, влияющий на формирование личности и поведения у подростков…………………………..13

4. Эмпирическое изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка……………………………………………17

      4.1.Цели, задачи, гипотезы эмпирического исследования………………..17

       4.2. Организация и методы исследования…………………………………17

       4.3. Результаты и их обсуждение…………………………………………...19

5.Выводы………………………………………………………………………….25

6.Заключение………………………………………………………………………28

7.Список используемой литературы……………………………………………33

8.Приложения…………………………………………………………………….35 

Введение.

    Очень важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребёнка является стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, ее воспитательная способность.Семья,неспособная воспитывать,приводит к серъёзным нарушениям в процессе социализации ребёнка.

   Основное влияние на развитие личности человека имеет семья-родители и родственники.Дети,лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы,состоящей из родных и близких им людей,серъёзно обеднены и обездолены судьбой.

   Сделана попытка определить механизм связи между правильными позициями родителей и нормальным развитием,поведением ребёнка,с одной стороны,а также неправильными позициями родительских отношений и нарушениями в поведении детей-с другой.

    Если у детей плохие отношения  с одним или обоими родителями ,если дети чувствуют,что их считают никуда не годными,или не ощущают родительской поддержки,они,возможно,окажутся втянутыми в преступную деятельность;будут ополчаться на других детей;сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

    Аспект семейных взаимоотношений,вызывающий  наибольший интерес психологов,-это  характер семейного руководства,то есть действия родителей,  
имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение.Некоторые родители вмешиваются редко:при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства-позволяют ребёнку вести себя как он хочет,или просто не обращают на него внимания,не замечая,приемлемо или неприемлемо его поведение.Другие же родители вмешиваются часто,либо поощряя(за поведение,соответствующее социальным нормам),либо наказывая(за неприемлемое агрессивное поведение).Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение.Намеренное или ненамеренное,но подкрепление существенно предопределяет

становление агрессивного поведения.

     Тема курсовой работы-взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей ребёнка.

      Цель данной работы-изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания с личностными особенностями подростка.

      Практическим объектом исследования выступили учащиеся 9 класса Богдановской средней школы Ростовской области в количестве 15 человек в возрасте 14 лет и их родители(отцы-15,матери-15).

       Предметом исследования выступают личностные особенности ребёнка и стили родительского воспитания учащихся 10 класса и их родителей.

       В рамках данного исследования  была выдвинута гипотеза:

личностные  особенности ребёнка связаны  со стилем родительского воспитания.

       В соответсвии с поставленной  целью выдвинуты следующие теоретические задачи:

       - рассмотреть возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте;

       - семью как малую социальную  группу;

       - рассмотреть стили родительского  воспитания;

       - изучить влияние стилей родительского воспитания на формирование личности  и поведение подростков.

       С целью проверки гипотезы  определены следующие практические задачи:

       - подобрать методический инструментарий,адекватный поставленной цели;

       - определить личностные особенности  ребёнка;

       - выявить стили родительского  воспитания;

       - изучить взаимосвязь личностных  особенностей подростка со стилем  родительского воспитания.

      Для решения данных практических задач были привлечены следующие методы:

      1.Методы психологического тестирования.

      2.Методы математической статистики.

2.Проблема личностных особенностей подростков в психологии 

2.1 Возрастные особенности личности и поведения в подростковом  возрасте. 

    Личность должна развиваться  свободно,и свобода её развития  на практике  означает неподвластность любой высшей силе,кроме самосовершенствования личности.[5]

     Подростковый возраст-остро протекающий  переход от детства к взрослос- ти,в котором выпукло переплетаются  противоречивые тенденции.С одной  стороны,для этого сложного периода  показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении  личности,свёртывание прежде установившейся  системы интересов ребёнка,протестующий  характер его поведения по  отношению к взрослым,с другой  стороны,подростковый возраст отличается  и  множеством положительных  факторов:возрастает самостоятельность ребёнка,более разнообразными и содержательными становятся отношения с  другими детьми,значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное,данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую  социальную позицию,в которой формируется его сознательное отношение к  себе,как к члену общества.[13]

     Формирование личности-это процесс освоения специальной сферы общественного опыта. Второе «рождение» личности(по А.Н.Леонтьеву)приходится на подростковый период и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания.Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить работу по их подчинению и переподчинению.[12]

     Важнейшей особенностью подростков  является постепенный отход от  прямого копирования оценок взрослых-к  самооценке.Представления,на основании  которых у подростков формируются критерии самооценки,прио- бретается в ходе особой деятельности-самопознания.Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми. [13]

     Главные мотивационные линии  этого возрастного периода,связанные  с активным стремлением к личностному  самосовершенствованию-это самопоз-нание,самовыражение  и самоутверждение.

     В начале подросткового возраста  у ребёнка появляется и усиливается  стремление быть похожим на  старших,причём такое желание становится на- столько сильным,что,форсируя события,подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым,требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком.В то же время,он ещё далеко не во всём отвечает требованиям взрослости.Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки.Видя проявления этих качеств у старших детей,подросток часто некритически подражает им. 

Стремление  подростков к взрослости усиливается  за счет того,что и сами взрослые начинают относится к подросткам уже не как к детям,а более серьёзно и требовательно.

     Самый лёгкий способ достичь  цели «быть как взрослый» состоит  в подражании внешним формам  наблюдаемого поведения.Подростки,начиная  с 12-13 лет(девочки чуть раньше),копируют  поведение взрослых,которые пользуются  авторитетом в их среде.Помимо взрослых,образцами для подражания со стороны подростков могут стать и их старшие товарищи.Тенденции походить на них,а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается. [6]

     Поведение подростка регулируется  его самооценкой,а самооценка  формируется в ходе общения  с окружающими людьми.Но самооценка  млад- ших подростков противоречива,недостаточно  целостна,поэтому в их поведении  может возникнуть много немотивированных  поступков.[13]

 Промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка.Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт,сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка.У него появляется апатия,отчуждение,укрепляется убеждеие в том,что взрослые вообще не в состоянии его понять.В результате,как раз в тот момент жизни,когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке взрослых,они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

     Старшему подростку не сидится  дома,он рвётся к товарищам,проявляя явное стремление жить групповой жизнью.Это-характерная черта детей именно подросткового возраста,причём она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении-аффилиативной потребности.

     Для того,чтобы завоевать друзей,привлечь  внимание к себе,подросток старается  сделать всё возможное;иногда ради этого он идёт на прямое нару- шение  сложившихся социальных норм,на открытый конфликт со взрослыми.[6] 

2.2 Психологические особенности подросткового возраста.

    Резко выраженные психологические  особенности подросткового возраста  получили название «подросткового  комплекса». «Подростковый комплекс»  включает перепады настроения-от  безудержного веселья к унынию  и обратно-без достаточных причин ,а также ряд других полярных качеств.Чувствительность к оценке посторонними своей внешности,способ-ностей сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих.Сентиментальность порою уживается с поразительной чёрствостью ,болезненная застенчивость-с развязностью,желание быть признанным-с показной независимостью,борьба с авторитетами-с обожествлением случайных кумиров,а чувственное фанта- зирование-сухим мудрствованием.[10]

Информация о работе Взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка