Взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы-изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания с личностными особенностями подростка.
Практическим объектом исследования выступили учащиеся 9 класса Богдановской средней школы Ростовской области в количестве 15 человек в возрасте 14 лет и их родители(отцы-15,матери-15).
Предметом исследования выступают личностные особенности ребёнка и стили родительского воспитания учащихся 10 класса и их родителей.
В рамках данного исследования была выдвинута гипотеза:
личностные особенности ребёнка связаны со стилем родительского воспитания.

Содержание

1. Введение………………………………………………..
1.Проблема личностных особенностей подростков в психологии.
1.1.Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
1.2.Психологические особенности подросткового возраста.
2.Теоретическое исследование стилей родительского воспитания.
2.1. Семья как малая социальная группа.
2.2. Стили родительского воспитания.
2.3. Стили родительского воспитания, как основной фактор, влияющий на формирование личности и поведения у подростков.
3. Практическое изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка.
3.1. Цели, задачи, гипотезы практического исследования.
3.2. Организация и методы исследования.
3.3. Результаты и их обсуждение.
Выводы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей ребёнка..docx

— 99.53 Кб (Скачать файл)

     В трудах психологов и педагогов  мы находим описание изменений,проис-ходящих  в характере ребёнка в эти  годы.Они преисполнены возвышенного идеализма.Они аскетичны,но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно,хотя сами они неимоверно ранимы. [13]

     Реакция эмансипации─специфически-подростковая  реакция.Она проявля-ется стремлением высвободиться из-под опёки.Она может распространяться на установленные старшими порядки.Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опёке со стороны старших.

     Проявление ее весьма разнообразно.Одна из крайних форм проявления такой реакции-побеги из дома,обусловленные желанием «пожить свободной жизнью». [1]

     Чувство взрослости,занимающее одно  из самых существенных мест  во внутренней позиции подростка,состоит  в том,что он уже не хочет,чтобы его считали ребёнком.Но реализовать эту потребность в серьёзной деятельности школьник не может.Отсюда стремление к «внешней взрослости»,которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых,в преувеличенном интересе к противоположному полу,курении,употреблении спиртных напитков,наркотических веществ.

     Таким образом,у подростков наблюдается  стремление более углубленно понять себя.Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями.Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов,который постепенно приобретает устойчивость.Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. 

3.Теоретическое исследование стилей родительского воспитания.

3.1. Семья как малая социальная группа.

     В процессе близких взаимоотношений с родственниками у ребёнка с первых дней жизни формируется структура его личности.Он входит в мир своих родных,принимает нормы их поведения.

     В жизни каждого человека ролители  играют большую роль.Они дают  пер-вые образцы поведения.Ребёнок подражает и стремиться быть похожим на мать и отца.Когда родители понимают,что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка,то они ведут себя так,что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей,которые они хотят ему передать.Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным,т.к. постоянный контроль над своим поведением,внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных ус-ловиях,способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

     Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов.Одновременно каждый из них своими личными качествами,своим поведением воздействует на жизнь семьи.Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов,влиять на цели и жизненные установки всей семьи.[2]Чем меньше семья,тем выше требования психологи-ческой совместимости её членов.В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется,и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости:отец-сын,бабушка-внучка т.д.[3]

    Благодаря своим особенностям  семья как малая группа создаёт своим членам такие условия для эмоциональных потребностей,которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу.

    Одна из главнейших функций  семьи заключается в создании  условий для развития личности  всех своих членов.

    Отклонения в поведении детей  и молодёжи свидетельствует чаще всего о серьёзных нарушениях в жизни семьи.Возможно,что дети из этих семей,под-ражая своим родителям,неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.

3.2  Стили родительского воспитания. 

       Сделана попытка определить механизм связи между правильными позициями родителей и нормальным развитием ребенка,с одной стороны,а также неправильными позициями родительского воспитания и нарушениями в поведении детей-с другой.

       При исследовании проблемы выделялись  такие стили родительского воспитания  как,например,излишнее любопытство,снисходительное  отношение к ребёнку,чрезмерное  его оберегание.Последняя позиция  складывается из ряда более  частных,например обращение с  ребёнком в таком тоне,словно  он совсем маленький,то есть  ему меньше лет,чем на самом  деле. Некоторые частные позиции могут входить в состав двух сложных различных позиций.

      Среди сложных позиций можно  выделить главные типы,позволяющие  объяснить различные стили поведения  родителей по отношению к детям.

       В качестве основных типов  выберем:

      1) чрезмерную эмоциональную дистанцию  между родителями и ребёнком  и слишком большую концентрацию  внимания на ребёнке.А между  ними,в центре,расположим эмоционально  уравновешенное отношение к ребёнку;

      2) доминирование и уступчивость по отношению к детям,в середине-позицию внутренней  независимости матери и отца,позволяющей свободно руководить ребёнком.

       Для уступчивости характерны такие черты поведения родителей,как мягкость,неумение или неспособность руководить детьми.Требования таких родителей немногочисленны и ненастойчивы,а их распоряжения и приказания дети редко выполняют.

      В противоположность этой позиции  доминирование,господство характеризуется  непеклонностью родителей,тенденцией  к ограничениям и суровости.Дисциплина  и режим диктуются,к ним ребёнок  приучается под угозой наказания,которое может быть суровым и даже жестоким,внешне  возможно мягким,но фактически обидным и неприятным для ребёнка,но в любом случае болезненно им воспринимаемым.

     При чрезмерной эмоциональной  дистанции стремление родителей  к контактам с ребёнком  не  отличается достаточной интенсивностью.Родители с «дистанцией» обращены не к ребёнку,а  против или вне его.Их контакты в основном поверхностны,родители или равнодушны,или сдержаны в проявлении своих чувств.Контакт с ним для родителей,скорее всего,неприятен.

     Чрезмерную концентрацию внимания  родителей на ребёнке характеризует  их стремление постоянно быть  около своего дитя,существовать  исключительно для него,делать  всё возможное,чтобы весь дом «вертелся» вокруг ребёнка.Родители откладывают все свои дела,как только ребёнок появляется в их поле зрения.

      Эмоциональная уравновешенность  родителей является необходимым  условием для хорошего контакта  с ребёнком и обращения с ним как с формирующейся личностью.

    Отношение к ребёнку,когда родители принимают его таким,каков он есть, является правильным. Такие родители действительно любят своего ребёнка.Контакт с ребёнком для них приятен и дарит им радость.Они видят в ребёнке личность, хорошо знают потребности ребёнка и допускают его эмоциональную независимость.

     Следует ещё обратить внимание на возможность непоследовательного поведения родителей.При неправильных воспитательных позициях поведение отца и матери  характеризуется наличием у них некоторой двойственности. Так,например,мать,мало интересующаяся ребёнком,время от времени вдруг принимается «делать из него человека».Поведение такой мамы свидетельствует скорее о её уклоняющейся позиции,которая периодически приближается к отвергающей.Иная мать,также не занимающаяся ребёнком,периодически,как бы вспомнив о нём,начинает рьяно опекать его.В этом случае двойственность возникает между уклоняющейся позицией и чрезмерно оберегающей.А общей чертой между ними является тенденция к пассивновсти по отношению к ребёнку.

    От отношения к ребёнку отца  и матери,от удовлетворения его  психических потребностей во  многом зависит возникновение  и развитие определённого типа  поведения человека в течение  жизни.[2]. С психологической точки зрения,родительское воспитание-это педагогическая социальная установка по отношению к детям,включающая в себя рациональный,эмоциональный и поведенческий компоненты. 

3.3 Стили родительского воспитания,как основной фактор,влияющий         на формирование личности и поведения у подростков. 

    Родительские позиции оказывают  влияние на поведение ребёнка.Отталкива-емый  ребёнок чувствует себя ненужным.Такие дети иногда борются за своё положение в семье,пытаются обратить на себя внимание плохим поведением.

    Таким же лишним ребёнок чувствует  себя,когда родители уклоняются  от общения с ним,не участвуя  в его играх,почти не замечая  его,постоянно заняты своими делами.

    Дети родителей,чрезмерно их оберегающих,чаще всего занимают показную позицию.Они сосредотачивают на себе внимание всех окружающих.Подобную позицию чаще занимает единственный ребёнок или самый младший.

     Ребёнок,от которого слишком много  требуют,которым командуют,также  не имеет надлежащей позиции.На нём также концентрируется внимание родите-лей,однако перед ним выдвигаются требования,которые не ставятся перед другими членами семьи.

    Правилиные воспитательные позиции  родителей выражаются в восприятии  ребёнка как личности,определяют  одновременно и позицию ребёнка  в семье как полноправного члена,к правам которого относятся в родном доме с уваже-нием.

     Позиция ребёнка в семье изменяется  в зависимости от его возраста.Чем  меньше ему лет,тем центральнее его позиция.Когда он становится старше,то его зависимость уменьшается.

     На позицию ребёнка влияет  число детей в семье.Позиция  единственного ребёнка отличается  от позиции ребёнка в многодетной  семье.Особая позиция:у единственной  сестры среди братьев и единственного  мальчика среди сестёр.К различиям,связанным  с возрастом или полом,может  добавляться выделение родителями  кого-то из детей.Это вызывает  ревность остальных.[2]

    В подростковом периоде родителям необходимо постепенно готовиться к роли советников,чтобы в будущем с этих позиций руководить ребёнком,напра-влять его и лишь в самых крайних случаях прибегать к авторитарным указани-ям и запретам.Если же отношения складываются плохо,то причины коренятся в неправильном отношении к ребёнку в данное время или касаются предыдущих периодов его развития.

     Благодаря эмоциональной связи,любящие  и понимающие свои обязанности  родители формируют у ребёнка  нормы и стиль поведения,объясняют ему мир человеческих ценностей.Ребёнок,в процессе развития,усваивает эти наказы,запреты,взгляды так,что они становятся его собственными убеждениями

     Для формирования собственного  «я» решающим фактором являются  взгля-ды и поведение родителей.Благодаря  их правильной позиции ребёнок  создаёт о себе определённое  мнение.

     Возникновение у детей различного  типа нарушений в поведении,связанных с семейной средой,свидетельствует о снижении воспитательной родительской функции.

    Атмосфера напряжённости и конфликтных  семейных ситуаций действует  на ребёнка отрицательно.Дом перестаёт быть для него опорой.Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребёнка,особенно в подростковом возрасте,к поискам опоры вне дома.В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям.При этом надо помнить, что чем длительнее по времени разногласие в семье,тем сильнее отрицательное влияние на ребёнка.[2]

     У детей много потребностей,но мы ограничиваемся характеристикой только основных:

     1.Потребность в любви,доброжелательности  и теплоте чувств,называемая также  потребностью в эмоциональном контакте.

     2.Необходимость в самоутверждении  как личности,у которой развиваются  и реализуются свои индивидуальные  способности.

     3.Потребность в уважении.

    Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребёнка и в формировании отрицательных черт личности.

    Когда родители дарят ребёнку  разумное доверие,воспитывают в  нем свободную личность,тогда  он может прекрасно общаться  с ровестниками,быть находчивым,остроумным,сообразительным,в меру самоуверенным,способным разобраться в различных общественных ситуациях.

     Динамика семейной жизни и  характер эмоционального отношения  родителей к ребёнку имеют  существенное значение для формирования  его личности. [2]

    У родителей,имеющих детей-подростков,и у самих подростков нередко возникают проблемы. Между родителями и детьми,достигшими подросткового возраста,постоянно возникают конфликты.

Информация о работе Взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка