Взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы-изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания с личностными особенностями подростка.
Практическим объектом исследования выступили учащиеся 9 класса Богдановской средней школы Ростовской области в количестве 15 человек в возрасте 14 лет и их родители(отцы-15,матери-15).
Предметом исследования выступают личностные особенности ребёнка и стили родительского воспитания учащихся 10 класса и их родителей.
В рамках данного исследования была выдвинута гипотеза:
личностные особенности ребёнка связаны со стилем родительского воспитания.

Содержание

1. Введение………………………………………………..
1.Проблема личностных особенностей подростков в психологии.
1.1.Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
1.2.Психологические особенности подросткового возраста.
2.Теоретическое исследование стилей родительского воспитания.
2.1. Семья как малая социальная группа.
2.2. Стили родительского воспитания.
2.3. Стили родительского воспитания, как основной фактор, влияющий на формирование личности и поведения у подростков.
3. Практическое изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка.
3.1. Цели, задачи, гипотезы практического исследования.
3.2. Организация и методы исследования.
3.3. Результаты и их обсуждение.
Выводы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей ребёнка..docx

— 99.53 Кб (Скачать файл)

    Такие конфликты обычно связаны  с переходом ребёнка на более  высокий уровень психологического  развития,с переходом от детства  к взрослости.[4]

     Снятию межличностного конфликта  подростка и взрослого обычно  способствует установление между  ними доверительных взаимоотношений.Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с каким-либо серьёзными проблемами в разных делах.В это время отношения с родителями и учителями  остаются неравноправными,поскольку общение со сверстниками начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей,он отходит от школы и от семьи,начинает больше времени проводить с товарищами.[6]

     Таким образом,для нормального  развития человека любого возраста  необходимы постоянные,строящиеся  на положительной эмоциональной  основе, открытые и доверительные  взаимоотношения с окружающими  людьми.Для детей это-взаимоотношения  с родителями.Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы,волнующие его в переходный период. 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Эмпирическое изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания и личностных особенностей ребёнка.

4.1. Цели,задачи,гипотезы эмпирического исследования.

     Цель данного исследования-изучение  взаимосвязи стилей родительского  воспитания с личностными особенностями  ребёнка.

     Практическим объектом исследования  выступили учащиеся 9 класса Богда-новской  средней школы Ростовской области в количестве 15 человек в возрасте 14 лет и их родители в количестве 30 человек(отцов-15,матерей-15)

     Предметом исследования выступают  личностные особенности ребёнка  и стили родительского воспитания.

     В рамках данного исследования  была выдвинута гипотеза:

Личностные  особенности ребёнка связаны  со стилем родительского воспитания

    Достижение поставленной цели  потребовало решения следующих  практических задач:

   -подобрать методический инструментарий,адекватный  поставленной цели;

   -определить личностные особенности  подростков;

   -выявить стили родительского воспитания их родителей;

   -изучить взаимосвязь личностных  особенностей ребёнка со стилем  родитель-ского воспитания.

4.2. Организация и методика исследования.

    Практическим объектом исследования выступили учащиеся 9 класса Богдановской средней школы Ростовской области в количестве 15 человек в возрасте 14 лет и их родители в количестве 30 человек(отцов-15,матерей-15)

    Для решения практических задач  были выбраны следующие методы:

           1.Психологического тестирования;

           2.Математической статистики.

    Для выявления личностных особенностей  ребёнка был применён «Многофак-торный  личностный опросник»  Р.Б.Кеттела(Приложение 1),который предназ-начен для исследования личностных особенностей подростков.Этот опросник содержит 14 шкал для измерения степени выраженности черт личности.Вопросник содержит вопросы о взгдядах,желаниях,интересах.Испы-туемый должен выбрать каждый раз вариант ответа- «а» ,«б» или «в».Совпаде-ние ответов с ключом оценивается в 2 балла для ответов «а» и «в»,совпадение ответа «б»-в 1 балл.Для фактора В любое совпадение ответа с ключом дает 1 балл.

    Для выявления стиля родительского  отношения был применён «Тест  роди-тельского отношения» В.В.Столина  и А.Я.Варга(Приложение 2).

61 утверждение  опросника охватывает  пять шкал,выражающих  собой разные аспекты родительского  отношения:

    1.Принятие-отвержение ребёнка.Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное(принятие) или отрицательное(отвержение) отношение к ребёнку.

    2.Кооперация.Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребёнком,проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

    3.Симбиоз.Вопросы этой шкалы ориентированы на то,чтобы выяснить,стремится ли взрослый к единению с ребёнком или,напротив,старает-ся сохранить между ребёнком и собой психологическую дистанцию.

    4.Контроль.Данная шкала характеризует то,как взрослые контролируют поведение ребёнка,насколько они демократичны или авторитарны в отношени-ях с ним.

    5.Отношение к неудачам ребёнка.Эта шкала показывает,как взрослые отно-сятся к способностям ребёнка,к его достоинствам и недостаткам,успехам и неудачам.

     Испытуемый должен выразить своё согласие или несогласие с приведенны-ми утверждениями с помощью ответов «да» или «нет».Ответы сверяются с ключом.За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл,за ответ «нет»-0 баллов.Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений,а низкие баллы-о том,что они сравнительно слабо развиты.

    Для выявления взаимосвязи личностных  особенностей ребёнка со стилем  родительского воспитания был  применён корреляционный анализ  Спирмена[14,с.208]

4.3. Результаты и их обсуждение. 

      Для выявления взамосвязи личностных  особенностей ребёнка со стилем  родительского воспитания была  проведена диагностика личностных особен-ностей учащихся 9 класса Богдановской средней школы Ростовской области в количестве 15 человек в возрасте 14 лет и диагностика отношения у родите-лей этих подростков в количестве 30 человек(отцов-15,иатерей-15).

      Результаты исследования по «Многофакторному  Личностному опроснику» Р.Б.Кеттела  предоставлены в таблице 1.

                                                                                                        Таблица 1

Результаты  тестирования по «Многофакторному личностному опроснику»

№ Личностные особенности                     Высокие           Низкие

1  Общительность                                     13%(2 ч)           67%(13 ч.)

2  Мышление  абстрактное                        100%                  -

3  Эмоциональная  устойчивость              33%(5ч.)           67%(10 ч.)

4  Беспокойство                                         13% (2 ч.)         87%(13 ч.)

5  Независимость                                       13%(2 ч.)          87%(13 ч.)

6  Беспечность                                            13% (2 ч.)        87%(13 ч.)

7  Ответственность                                    20%(3 ч.)          80 %(12 ч.)

8  Смелость                                                 47%(7 ч.)         53%(8 ч.)

9  Мягкость                                                 33%(5 ч.)          67%(10 ч.)

10 Замкнутость                                          20%(3 ч.)           80%(12 ч.)

11 Недооценка  себя                                    20%(3 ч.)          80%(12 ч.)

12 Самостоятельность                                80%(12 ч.)       20%(3 ч.)

13 Высокий  самоконтроль                          80%(12 ч.)       20%(3 ч.)

14 Напряженность                                       33%(5 ч.)         67%(10 ч.)

 

У подростков преобладает абстрактное мышление,большинство  из них отлича-ется спокойным характером,скромностью,доброжелательностью.Они склонны все усложнять и подходить ко всему слишком серьёзно и осторожно.Большин-ство подростков проявляют слабый интерес к общественным нормам и не прилагают усилий для их выполнения.Они независимы,самостоятельны,пред-почитают делать все сами,не предрасположены к самоупрёкам и раскаиванию, слабо чувствительны к оценкам окружающих.

     Результаты тестирования по «Тесту  родительского отношения» В.В.Столина  и А.Я.Варга представлены в  таблице 2.

Таблица 2 

Результаты  тестирования по «Тесту родительского отношения». 

 
Стили родительского отношения
Мужчины Женщины
Высокие Средние Низкие Высокие Средние Низкие
Принятие-отвержение - 100%(15 чел). - - 100%(15 чел). -
Кооперация 47%(7 чел). 53%(8 чел). - 13%(2 чел). 87%(13 чел). -
Симбиоз 40%(6 чел). 60%(9 чел). - 27%(4 чел). 73%(11 чел). -
Контроль 40%(6 чел). 33%(5 чел). 27%(4 чел). - 60%(9 чел). 40%(6 чел).
Отношение к неудачам - - 100%(15 чел). - - 100%(15 чел).

 
 

    У мужчин стиль родительского  отношения «Принятие(отвержение) имеет  средние баллы.Женщины имеют такие  же показатели.Это говорит о  том,что и у мужчин,и у женщин  не выражено ни принятие,ни  отвержение своих детей.

    У мужчин более чем у женщин  выражена кооперация.Мужчины больше  про-являют интерес к тому,что  интересует ребёнка,поощряют самостоятельность  и инициативу,стараются быть на  равных с ребёнком.

    Больше мужчин имеют высокие оценки по шкале «Симбиоз».Мужчины бо-льше способны не устанавливать психологическую дистанцию между собой и ребёнком,стараются быть ближе к нему.У женщин по этой шкале преобладают средние оценки.

    У мужчин более выражены оценки  по шкале «Симбиоз».Мужчины ведут  се-бя авторитарно по отношению  к детям,требуют от них безоговорочного  послу-шания,навязывают свою волю.У  женщин более выражены средние  оценки.

     И мужчины и женщины неудачи  детей считают случайными.

     Для выявления взаимосвязи личностных  особенностей ребёнка со стилем  родительского отношения респондентов  был применён корреляционный  анализ Спирмена[14,с.208].Значимые коэффициенты корреляций представлены в таблице 3,4.

Таблица 3

Значимые  коэффициенты корреляции соотношения личностных особенностей подростка и стилей родительского отношения у матерей. 

Личностные  особенности подростка Принятие- отвержение Кооперация Симбиоз Контроль Отношение к  неудачам
A       0,854018  
B   0,742857 0,586607    
C       0,65000  
D 0,701786 -0,58482 -0,50179    
E   -0,58036   0,389286  
F   -0,39554     0,665179
G          
H -0,40268 0,701786 0,652679 0,441071  
I          
J   -0,46607   0,389286  
O 0,38125 -0,63393 -0,38125    
Q2          
Q3 0,399107   -0,36518    
Q4          

Информация о работе Взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка