Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с выбором копинг-стратегий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 06:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий.
Объект исследования: копинг-стратегии, эмоциональный интеллект.
Гипотеза исследования: предположим, уровень эмоционального интеллекта влияет на выбор копинг-стратегий.
Задачи:
1) Проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) Подобрать методики для исследования;

Содержание

Содержание:
Введение____________________________________________________3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
взаимосвязь эмоционального интеллекта с копинг-стратегиями
Понятие эмоций___________________________________________4
Понятие и модели эмоционального интеллекта_________________7
Копинг-стратегии ________________________________________13
Глава 2. Эмпирическая часть
2.1. Выборка, результаты исследования, методики ________________16
Заключение_________________________________________________17
Список литературы __________________________________________20

Вложенные файлы: 1 файл

курсач пс.труда.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

 ФГБОУ ВПО 

"Дальневосточный государственный  университет путей сообщения"

 

 

 

Кафедра «Психология»

 

 

 

 

 

        Курсовая работа

Тема: Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с выбором  копинг-стратегий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Слухай Елена Сергеевна

студентка 737 группы

Проверила: Любицкая Ольга  Андреевна

 

 

 

 Хабаровск 2012

 

 

 

 

 

 

 

   Содержание:

Введение____________________________________________________3

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы

взаимосвязь эмоционального интеллекта с копинг-стратегиями

    1. Понятие эмоций___________________________________________4
    2. Понятие и модели эмоционального интеллекта_________________7
    3. Копинг-стратегии  ________________________________________13

Глава 2. Эмпирическая часть

2.1. Выборка, результаты  исследования, методики ________________16

Заключение_________________________________________________17

Список литературы __________________________________________20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и копинг-стратегий у студентов обусловлена тем, что данная тема является мало изученной и слабо разработанной. В последнее десятилетие концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке.

Многие сторонники данной концепции утверждают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности повседневной деятельности. Так, некоторые авторы считают, что коэффициент эмоционального интеллекта имеет большую прогностическую ценность, чем простой интеллект.

Сегодня актуальность проблемы в большой степени обусловлена недостаточной разработанностью концепции эмоционального интеллекта в России. В настоящее время в отечественной психологической науке практически не проводится эмпирических исследований эмоционального интеллекта. Несмотря на наличие в зарубежных источниках разнообразных методик, направленных на определение уровня интеллекта, отсутствует их перевод на русский язык и адаптация на российской выборке.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики.

 

Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги.

Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий.

Объект исследования: копинг-стратегии, эмоциональный интеллект.

Гипотеза исследования: предположим, уровень эмоционального интеллекта влияет на выбор копинг-стратегий.

Задачи:

1) Проанализировать литературные источники по данным проблемам;

2) Подобрать методики для исследования;

3) Выявить уровень эмоционального интеллекта,  выбор копинг-стратегий

4)   установить   влияние    уровня эмоционального интеллекта    на    выбор копинг-стратегий.

1.1 Понятие эмоций в психологических  исследованиях

 

Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия.

Довольно странно, что  такая актуальная тема больше века оставалась в тени развития. Исследователи  человеческой природы еще до появления  научных данных, понимали важность эмоций для самосознания человека и его социальных отношений. Однако психология игнорировала эмоции фактически до восьмидесятых годов нашего столетия.

Практически каждый человек  знает, что такое эмоции, так как  неоднократно их испытывал. Но затруднения  появляются тогда, когда человека просят описать какую-либо эмоцию. С большим трудом поддаются описанию переживания, ощущения, сопровождающие эмоции.

Эмoция (от лат. emovere - возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение [6]. Пoд эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации.

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему - чувствами.

В отличие от аффектов, эмоции могут  практически не иметь внешних  проявлений, значительно продолжительнее  по времени и слабее по силе.

В отличие от настроений, эмоции могут  меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно. Под переживаниями обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие. На протяжении многовековой истории исследования эмоций пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

Однако в современной позитивистски  настроенной психологии отношение  к проблеме эмоций совершенно иное. Интерес к ним стал гаснуть по мере того, как стали накапливаться неудачи в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного (в позитивистском смысле слова) их изучения. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку при помощи эксперимента. Большую путаницу в психологию эмоций вносят терминологические расхождения. В какой-то мере они заложены уже в повседневном языке, позволяющем называть страх эмоцией, аффектом, чувством или даже ощущением.

Объектом нашего внимания будут  только те эмоции, в которых субъект  чаще всего испытывает потребность, и которые придают ценность процессу его деятельности.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и, не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем.

2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении. Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости.

3. Глорические  эмоции (от лат. gloria - слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация - реальное или воображаемое “пожинание лавров".

4. Праксические  эмоции. Термин “праксические чувства" введен в употребление М. Якобсоном, предложившим назвать так переживания, “вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или не успешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения”

5. Пугнические  эмоции (от лат. pugna - борьба). Эмоции, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

6. Романтические  эмоции. В академическом “Словаре русского языка" романтизм определяется как “умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью", а романтиком словарь называет того, “кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации жизни и людей" (стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному).

7. Гностические  эмоции. Гностические (от греч, gnosis - знание) эмоции издавна описываются в учебниках психологии под рубрикой интеллектуальных чувств. Часто, однако, при этом в одном ряду оказываются и конкретные переживания (удивление), и свойства личности (чувство нового). Это гностические эмоции связанные с потребностью в “когнитивной гармонии". Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное.

8. Эстетические  эмоции. Категория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее, в вопросе о природе и самом составе эстетических переживаний до настоящего времени остается еще много неясного. Сложность проблемы состоит в том, что эстетические отношения к изображаемому проявляются через все другие чувства - радость, гнев, тоску, и т.д. Можно выделить два основных взгляда. Согласно первому, эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности человека в гармонии с окружающим миром предметов.

9. Гедонистические  эмоции. Сюда относятся эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные эмоции (от франц. Acquisition- приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, “коллекционированию" вещей, выходящему за пределы практической нужды в них [19 - c.109].

Данную классификацию  считают "открытой", подразумевая, что число выделенных эмоциональных  категорий при необходимости можно дополнять, не нарушая положенного в ее основу принципа.

В отечественной психологии распространена традиционная классификационная схема, выделяющая аффекты, чувства, собственно эмоции, настроения. Зарубежная психология, также не ушла дальше. Некоторые авторы добавляют еще чувства как устойчивые эмоциональные отношения человека.

1.2 Понятие и модели эмоционального  интеллекта

 

Эмоциональный интеллект – способность к понимаю своих и чужих эмоций, а также к управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию; идентифицировать ее и найти для нее словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек может  контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно  сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Поэтому выделяют внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект (Люсин, 2006).

Эмоциональный интеллект  оказывает большое влияние на успешность и психологическое состояние  человека. Люди с высоким уровнем  эмоционального интеллекта устанавливают  более позитивные отношения с  окружающими, выше оцениваются ими, добиваются больших успехов в учебе и работе, более позитивно относятся к себе и имеют более высокий уровень психологического благополучия (Mayer, Roberts, Barsade, 2008). Это происходит, поскольку высокий уровень эмоционального интеллекта, во-первых, позволяет человеку получить дополнительную информацию и тем самым повысить качество принимаемых решений, и, во-вторых, претворить эти решения в жизнь за счет хорошо сформированного самоконтроля (Ciarochi, Forgas, Mayer, 2001).

За счет действия этих механизмов эмоциональный интеллект может выступать посредником влияния оценки справедливости взаимодействия на эмоциональное состояние участников. Вероятно, способности к пониманию эмоций и управлению ими оказывают разное влияние.

С одной стороны, способность к пониманию эмоций усиливает связь между справедливостью взаимодействия и эмоциональным состоянием участников. Это происходит, поскольку она предполагает умение найти причину возникшего эмоционального состояния. Поиск причины заставляет людей обращать внимание на условия взаимодействия, одним из которых является его справедливость или несправедливость. Результатом такого поиска становится установление связи между оценкой справедливости и отрицательными эмоциями.

С другой стороны, способность к  управлению эмоциями ослабляет связь между справедливостью взаимодействия и эмоциями участников. Это происходит, поскольку она включает в себя умение снижать интенсивность нежелательных эмоций. Демонстрация сильно выраженных негативных эмоций в отношении участников взаимодействия является социально нежелательной, результатом чего становится уменьшение интенсивности негативных эмоций при неизменной оценке справедливости взаимодействия.

Первоначально понятие "эмоциональный  интеллект" было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Можно согласиться с мнением Д.В. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два понятия могут быть представлены как пересекающиеся области [5].

Термин эмоциональный  интеллект - пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по - прежнему не существует четкого определения  этого понятия.

Впервые обозначение коэффициент  эмоциональности, по аналoгии коэффициентом интеллекта - ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар - Он. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели пoнятие "эмоционального интеллекта". Вместе с Дэниелом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют "тройку лидеров" в исследованиях эмоционального интеллекта. Общее же количество ученых, занимающееся исследованиями в этой области, огромно. Как и в случае со многими другими научными понятиями, ученые по-прежнему не могут договориться о том, что же такое эмоциональный интеллект [1].

Информация о работе Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с выбором копинг-стратегий