Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с выбором копинг-стратегий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 06:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий.
Объект исследования: копинг-стратегии, эмоциональный интеллект.
Гипотеза исследования: предположим, уровень эмоционального интеллекта влияет на выбор копинг-стратегий.
Задачи:
1) Проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) Подобрать методики для исследования;

Содержание

Содержание:
Введение____________________________________________________3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
взаимосвязь эмоционального интеллекта с копинг-стратегиями
Понятие эмоций___________________________________________4
Понятие и модели эмоционального интеллекта_________________7
Копинг-стратегии ________________________________________13
Глава 2. Эмпирическая часть
2.1. Выборка, результаты исследования, методики ________________16
Заключение_________________________________________________17
Список литературы __________________________________________20

Вложенные файлы: 1 файл

курсач пс.труда.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар - Он, автор аббревиатуры "EQ", например, определяет эмоциональный  интеллект как набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды [4]. Дэниел Гоулман - как способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими [1].

Освещая тему с прикладной точки  зрения, имеет смысл говорить об эмоциональной компетентности, а  не об эмоциональном интеллекте. Высокий  эмоциональный интеллект сам  по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе. Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха.

Эмоциональная компетентность связана  с эмоциональным интеллектом  и основана на нем. Определенный уровень  эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.

Весь двадцатый век внимание в основном уделяли "обычному" интеллекту, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни.

Дэниел Гоулман в своей книге "Эмоциональный интеллект", представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25% [3].

В своей книге Гоулман убедительно  доказывает, что наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые  сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице [3].

Необходимо отметить, что тема эмоций далеко не нова в научном мире. В двадцатом веке исследованию эмоций было посвящено множество различного рода исследований. О взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики говорили Платон и Аристотель, известны также высказывания Л.С. Выготского, о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему активное внимание эта тема привлекла в последнее десятилетие XX века [1].

Это связано в первую очередь с тем, что на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось, невозможно предсказать успешность деятельности. Эмоциональный интеллект подразумевает, как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, человек может действовать значительно более эффективно.

Д. Гоулман, в своей  модели эмоционального интеллекта выделяет такие компоненты как: эмоциональное самосознание, контроль, социальная чуткость, управление отношениями. Д. Гоулман считает, что люди с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своему чутью картину в целом.

Люди, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал. Так же важна точная самооценка. Человек с высокой самооценкой обычно знает свои сильные стороны и осознает пределы своих возможностей.

В компоненте контроль Д. Гоулман выделяет такие показатели как уверенность в себе - это знание своих способностей позволяет человеку полноценно использовать свои сильные стороны. Человек обладающим таким качеством как обуздание эмоций, способен контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и даже использовать их на пользу делу.

Под открытостью автор  понимает - искреннее выражение своих  чувств и убеждений. Адаптивность, по мнению Д. Гоулмана, способность ловко  расправляться с многообразными требованиями, не теряя сосредоточенности и энергии. Волю к победе автор рассматривает, как способность человека ориентироваться на высокие личные стандарты, заставляющие постоянно стремиться к совершенствованию - повышению качества собственной работы.

Инициативность - это  способность использовать благоприятные возможности для достижения поставленных результатов. Под оптимизмом понимается способность найти выход из сложной ситуации, позитивно воспринимать других людей, ожидая от них самых лучших проявлений.

К социальной чуткости, Д. Гоулман относит сопереживание - способность прислушиваться к чужим переживаниям, умение настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет понимать невысказанные чувства, как отдельных людей, так и целых групп, участливо относится к окружающим и мысленно встать на место другого человека. Благодаря эмпатии человек прекрасно ладит с людьми из различных социальных слоев или даже других культур.

К деловой осведомленности, автор относит способность выявлять важнейшие социальные взаимодействия и разбираться в тонкостях властной иерархии. Предупредительность, по мнению Д. Гоулмана - это способность, стремится создать в организации положительный эмоциональный климат.

К управлению отношениями, Д. Гоулман относит воодушевление - это способность вызвать у других отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Влияние-это способность оказывать воздействие на людей: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы.

Помощь в самосовершенствовании - это способность, проявлять неподдельный интерес к тем, кому помогают совершенствоваться, видят их цели, достоинства и недостатки. Содействие изменениям, автор рассматривает, как способность разглядеть необходимость в изменениях, бросить вызов установившемуся порядку вещей и отстаивать новый. К урегулированию конфликтов относится способность понять разные мнения и затем нащупать точку соприкосновения - идеал, который смогут разделить все. Командная работа и сотрудничество - это умение создать в организации атмосферу общности и подать пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям. Умение вовлекать остальных в активное стремление к общим идеалам [1, 2].

 

1.3. Копинг стратегии

 

Копинг-стратегии являются составной частью совладающего поведения, под которым понимается целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям или ситуации – через осознанные стратегии действий (Крюкова, Куфтяк, 2005). Несправедливость взаимодействия может выступать в качестве такой ситуации. Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют восемь основных копинг-стратегий (Folkman, Lazarus, 1988):

• планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы;

• конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску);

• принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения);

• самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий);

• положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел);

• поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);

• дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);

• бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).

Эти копинг-стратегии  можно условно разделить на четыре группы. В состав первой группы входят стратегии планирования решения проблемы, конфронтации, принятия ответственности. Эти стратегии подразумевают, что человек прикладывает активные усилия, пытаясь самостоятельно изменить ситуацию, и поэтому нуждается в дополнительной информации о ней. В результате он обращает особое внимание на условия взаимодействия, одним

из которых является справедливость, и анализирует их.

Вторую группу образуют стратегии самоконтроля и положительной переоценки. Люди, активно использующие эти стратегии, могут обращаться к условиям взаимодействия как к средству, которое поможет им осуществить задуманное. Например, они могут искать оправдание или позитивные аспекты того положения, в котором они оказались.

В состав третьей группы копинг-стратегий входят дистанцирование и бегство-избегание. Людям, использующим эти стратегии, не нужна информация об условиях взаимодействия, от участия в котором они отказываются, и поэтому они не придают ей серьезного значения. В результате она не оказывает влияния на их состояние.

И наконец, четвертую  группу образует стратегия поиска социальной поддержки. Дело в том, что эта копинг-стратегия хотя и не подразумевает стремления «выйти» из ситуации, но и не предполагает самостоятельного решения возникшей проблемы. Поэтому использующий ее человек также не заинтересован в поиске дополнительной информации.

Особый интерес представляет изучение так называемых межгрупповых эмоций, возникающих у людей, осознающих свою принадлежность к определенной социальной группе, по отношению к представителям аутгруппы.

 

При использовании непродуктивных копинг-стратегий мы, напротив, можем  наблюдать низкий уровень включенности в процесс преодоления стресса  эмоционального интеллекта. Так, агрессия, конфронтация, как правило, не связана с анализом ситуации, осознанием, пониманием собственных целей, эмоций и пр. Здесь эмоции просто выпускаются, по аналогии с паром из чайника. В отношении стратегии избегания – речь идет об уходе от проблемы, отказе от признания проблемности ситуации. В этой стратегии эмоциональный интеллект также не задействован. 
Как видно, эмоциональный интеллект играет существенную роль в наиболее распространенных типах продуктивных копинг-стратегий совладания со стрессом. Также важно отметить, что люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, объективно реже сталкиваются с критическими ситуациями (конфликт, фрустрация, стресс, кризис). Это связано с тем, что они способны принимать более эффективные решения благодаря контролю собственных эмоций и управлению эмоциями других. Как правило, люди с высокими показателями эмоционального интеллекта собраннее и результативнее действуют в ситуациях, предшествующих критическим: часто, вовремя собравшись, совладав с эмоциями, не допускают, например, конфликта, наступления ситуации, влекущей за собою кризис или стресс. 
Таким образом, эмоциональный интеллект является фактором стрессоустойчивости определяющим выбор и эффективность использования копинг-стратегий. Внутриличностный аспект эмоционального интеллекта позволяет индивиду осознавать и контролировать собственные эмоции; межличностный компонент способствует установлению эффективных отношений с другими, что влияет на динамику стрессовой ситуации.

 

Глава 2. Эмпирическая часть 

В исследовании участвовали 26 человек от 20 до 23 лет. После обработки  результатов получилась таблица, в  которой расписано, сколько процентов людей и с каким уровнем эмоционального интеллекта выбрали определенную копинг-стратегию:

 

 

копинг-стратегии

высокий эмоц.инт

средний эмоц.инт

низкий эмоц.инт.

конфронтация

   

3 - 11%   исп

дистанционирование

 

1 - 3% исп

 

самоконтроль

3 - 11% исп

 

1 - 3% исп

поиск соц.подд.

   

2 - 7% исп

принятие отв-ти

 

2 - 7% исп

 

бегство-избегание

1 - 3% исп

1 - 3% исп

3 - 11% исп

планир.реш.проблемы

3 - 11% исп

 

1 - 3% исп

положит.переоц.

3 - 11% исп

2 - 7% исп

 

 

 

Методики:

Измерение эмоционального интеллекта проводилось с помощью опросника Д. В. Люсина. Он состоит из 46 утверждений, касающихся умения понимать и контролировать свои и чужие эмоции, с которыми респондент должен определить степень своего согласия (Люсин, 2006). 

Для измерения копинг-стратегий была использована адаптированная методика Р. Лазаруса и С. Фолкман (Крюкова, Куфтяк, 2005). Она состоит из 50 утверждений, в которых описываются разные варианты реализации восьми копинг-стратегий. Респондент должен оценить, как часто он использует каждый из вариантов.

В ходе исследования было выявлено, что большинство людей  с высоким эмоциональным интеллектом выбирают стратегии: самоконтроль, положительная переоценка и стратегическое принятие решения, это явно говорит о том, что высокий эмоциональный интеллект связан с продуктивным выбором копинг-стратегий и обратной связью низкий эмоциональный интеллект связан с рядом непродуктивных копинг-стратегий: «конфронтация», «бегство-избегание». Также обратной связью многие показатели ЭИ и интегральный показатель эмоционального интеллекта связаны с копинг-стратегией «поиск соцподдержки», так как эта стратегия отражает индивидуальную пассивность в решении проблемы. Из этого можно заключить, что выраженность показателей эмоционального интеллекта не просто связана с выбором продуктивных копинг-стратегий, но и таких стратегий, в которых предполагается личностная активность в разрешении проблемной ситуации. Таким образом, гипотеза исследования о том, что чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, тем выше уровень стрессоустойчивости, которая будет проявляться в наборе продуктивных копинг-стратегий, - полностью подтвердилась. 

Информация о работе Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с выбором копинг-стратегий