Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с выбором копинг-стратегий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 06:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий.
Объект исследования: копинг-стратегии, эмоциональный интеллект.
Гипотеза исследования: предположим, уровень эмоционального интеллекта влияет на выбор копинг-стратегий.
Задачи:
1) Проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) Подобрать методики для исследования;

Содержание

Содержание:
Введение____________________________________________________3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
взаимосвязь эмоционального интеллекта с копинг-стратегиями
Понятие эмоций___________________________________________4
Понятие и модели эмоционального интеллекта_________________7
Копинг-стратегии ________________________________________13
Глава 2. Эмпирическая часть
2.1. Выборка, результаты исследования, методики ________________16
Заключение_________________________________________________17
Список литературы __________________________________________20

Вложенные файлы: 1 файл

курсач пс.труда.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Заключение

В настоящей работе проведено  исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и копинг-стратегий.. В ходе работы решены задачи исследования: проанализирована научная литература по проблеме механизмов преодоления стрессов; теоретически изучена взаимосвязь эмоционального интеллекта с механизмами преодоления стресса; подобран инструментарий, адекватный предмету цели и гипотезе исследования; проведено практическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и механизмов преодоления стресса, проанализированы результаты исследования, сделаны выводы.  
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы. 
Одним из факторов, связанных с преодолением стресса является эмоциональный интеллект, позволяющий через осознание и понимание регулировать эмоциональные состояния индивида. Структура эмоционального интеллекта содержит следующие компоненты: понимание эмоций, управление эмоциями, а также внутриличностный (направленный на собственные эмоции) и межличностный (направленный на эмоции других) эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект является важнейшим операционным средством копинг-стратегий. Внутриличностный аспект эмоционального интеллекта позволяет осознавать и контролировать собственные эмоции; межличностный - способствует установлению эффективных отношений с другими, что влияет на динамику стрессовой ситуации. Из этого мы теоретически вывели, что люди с высоким эмоциональным интеллектом более устойчивы к стрессу и более эффективно используют копинг-стратегии совладания со стрессом. 
В практической части исследования была проверена гипотеза о том, что «чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, тем выше уровень стрессоустойчивости, которая будет проявляться в наборе продуктивных копинг-стратегий». Для проверки данной гипотезы в исследование привлечены тест-копинг Р. Лазаруса и методика ОЭИ Люсина. Результаты исследования позволили установить, что показатели эмоционального интеллекта, как правило связаны прямой связью с выбором продуктивных копинг-стратегий: «положительная переоценка», «самоконтроль», «планирование решения проблемы» и обратной связью связаны с рядом непродуктивных копинг-стратегий: «конфронтация», «бегство-избегание». Также обратной связью многие показатели ЭИ и интегральный показатель эмоционального интеллекта связаны с копинг-стратегией «поиск соцподдержки», так как эта стратегия отражает индивидуальную пассивность в решении проблемы. Из этого можно заключить, что выраженность показателей эмоционального интеллекта не просто связана с выбором продуктивных копинг-стратегий, но и таких стратегий, в которых предполагается личностная активность в разрешении проблемной ситуации. Таким образом, гипотеза исследования о том, что чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, тем выше уровень стрессоустойчивости, которая будет проявляться в наборе продуктивных копинг-стратегий, - полностью подтвердилась. 
Практическая значимость проведенного исследования заключается в получении базовых эмпирических данных относительно связи эмоционального интеллекта с выбором копинг-стратегий преодоления стресса, а также активизации внимания к проблеме. Проведенное в указанной организации исследование эмоционального интеллекта и копинг-стратегий преодоления стресса выявило интерес и личностную активность сотрудников, направленные на данную проблему. В этой связи следующим шагом работы в данном направлении может стать разработка обучающей программы (тренингов), направленных на преодоление стресса путем развития эмоционального интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С.57-65.
  2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / Вопросы психологии. - 2006. -№ 3. - С.78-86.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009.

4. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2005.

5.Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения / Вести. Рос. Гуманитар. Науч. Фонда. - 2005. - № 4. - С.131-139.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: ПИТЕР, 2001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с выбором копинг-стратегий