Влияние механизмов психологической защиты на поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:22, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что понятие психологической защиты является одним из основополагающих в современной теории личности. Оно обладает большой объяснительной силой при изучении патогенеза психических и психосоматических заболеваний. Тем не менее, широких и систематических исследований, направленных на изучение соотношения различных механизмов психологических защит в норме и патологии, проведено немного. Объясняется это, по-видимому, отсутствием до последнего времени психологических методик, позволяющих комплексно и в одном исследовании оценить выраженность основных механизмов защиты, а также большими разногласиями между исследователями относительно общего числа этих механизмов и содержания применяемых терминов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы исследования проблемы влияния механизмов психологической защиты на поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия……………………………………..
§1. Исследование механизмов психологической защиты в отечественной и зарубежной психологии…………………………….
§2. Особенности межличностного взаимодействия сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия………...




7

7


29
Глава 2.
Эмпирическое исследование проблемы влияния механизмов психологической защиты на копинг-поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия.………..
§1. Особенности влияния механизмов психологической защиты на выбор сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны стратегий копинг-поведения в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия………...
§2. Практические рекомендации офицеру-руководителю по совершенствованию межличностного взаимодействия между сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях с учетом результатов исследования……………………………………………..



43



43




57
Заключение………………………………………………………………………..
Список источников и литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Gotovy_DIPLOM_Vlianie_mekhanizmov_psikhologichesk.doc

— 1,015.00 Кб (Скачать файл)

Целесообразность использования понятия индивидуальной социально-психологической защиты личности определяется следующими основными предпосылками:

во-первых, необходимостью терминологического различения по функциональной и системно-структурной организации  этого личностного образования и внутриличностной психологической защиты, имеющей специфические механизмы и функции;

во-вторых, ориентацией  на защиту от внешних информационно-психологических  воздействий в различных информационно-коммуникативных  ситуациях, имеющих по сути социально-психологическое содержание;

в-третьих, процессом  формирования, основанном на социально-психологических  механизмах и закономерностях. В то же время, учитывая, что понятие психологической защиты достаточно широко распространилось и вышло за пределы его первоначального значения как внутриличностной защиты, можно говорить об его общем и частном понимании. Поэтому при рассмотрении социального и социально-группового уровня было бы целесообразно использовать термин" "социально-психологическая защита личности".

При рассмотрении же индивидуально-личностного уровня можно использовать термины "психологическая защита личности" или «психологическая самозащита», учитывая при этом, что она включает как составные компоненты межличностную и внутриличностную психологические защиты.

Обеспечение информационно-психологической  безопасности предполагает организацию, и осуществление защитных мер, которые в самом общем виде целесообразно выделить в следующие основные группы, характеризующиеся определенной организационной самостоятельностью и используемыми механизмами: регулирование, в частности, ограничение информационных потоков; организация информационных потоков; распространение способов и средств обработки и оценки информации; формирование коллективной или групповой социально-психологической защиты; формирование индивидуальной психологической защиты или психологической самозащиты личности.

Первые две из указанных  выше, связаны с изменением "внешней" для личности информационной среды. Последующие три определяются изменением механизмов и способов взаимодействия человека с «внешней» информационной средой.

Первая группа защитных мер обычно используется в ограниченные промежутки времени, в специфических условиях или по отношению к определенным источникам и информационным каналам. Могут, в частности, применяться такие меры, как введение определенных процедур проверки достоверности распространяемой информации (например, влияющей на принятие управленческих решений); ограничение распространения определенных сведений (например, способствующих возникновению агрессивных слухов, паники и т.д.) в чрезвычайных ситуациях; введение военной цензуры в условиях боевых действий и т.п. При отсутствии демократической культуры в обществе эти меры могут использоваться также для манипулирования людьми путем ограничения доступа к информации, ее сокрытия и т.п. На личностном уровне использование защитных мер из этой группы связано обычно инициативным отказом человека от использования определенной информации, источников или каналов ее распространения (например, отказ от рекламной информации и т.п.) или перепроверкой значимой для него информации.

Вторая группа связана с организацией информационных потоков, направленных на парирование (в первую очередь, упреждающее) и нейтрализацию воздействия определенных информационных факторов, которые могут психологически негативно воздействовать на людей (так, например, при возникновении слухов используется распространение сведений, нейтрализующих их влияние). На личностном уровне это проявляется в инициативном поиске по определенным темам дополнительной информации из различных источников и в организации ее поступления по иным каналам.

Третья группа включает разнообразные формы распространения способов и средств обработки и оценки информации (через системы образования, подготовки и переподготовки кадров, распространения социокультурных ценностей, традиций, социальных норм и т.д.).

Четвертая группа связана с формированием коллективной психологической защиты, которая основывается на механизмах идентификации человека с определенными социальными общностями и объединениями людей и включенности в реальные социальные группы. Это определяет использование личностью при анализе и отборе информации определенных групповых оценок, норм, мнений и т.п., а также ее ориентацией на внутригрупповые информационные потоки и источники. С учетом этого для организации коллективной психологической защиты могут применяться: различные приемы и средства формирования соответствующего социально-психологического климата в служебных коллективах, атмосферы корпоративности; создание условий, повышающих эффективность процесса идентификации личности с определенной социальной группой и актуализации чувства принадлежности к конкретной социальной организации, ее деятельности; подготовка неформальных лидеров выступающих, в качестве «медиаторов», авторитетных внутригрупповых источников информации и т.п.

Пятая группа связана с формированием у человека в процессе приобретения опыта информационно-коммуникативного взаимодействия (в том числе, обучения с использованием специализированных форм психологической подготовки, проведения тренинговых занятий по специально разработанным методикам) личностных образований, алгоритмов психической деятельности и защитного поведения, которые в своей совокупности образуют индивидуальную систему его психологической защиты или психологической самозащиты личности. Из рассмотренных выше направлений обеспечения информационно-психологической безопасности личности первые четыре зависят от внешних для человека условии, деятельности других социальных субъектов, функционирования различных социальных институтов, других людей.

Пятое направление в  первую очередь зависит от самой  личности. Прилагает и хочет ли человек приложить определенные усилия для обеспечения собственной  информационно-психологической безопасности, для формирования эффективной системы психологической самозащиты или он готов быть послушной марионеткой в руках многочисленных манипуляторов и рабом информационных ловушек современного общества.

Могут быть написаны хорошие  книги и разработаны эффективные методы по обеспечению психологической защиты личности сотрудника, организовано соответствующее обучение, но этого мало. Сотрудник должен сам захотеть научиться обеспечивать собственную, личную информационно-психологическую безопасность, быть постоянно готовым защищать себя и близких ему людей. Нельзя заставить это делать в принудительном порядке.

Итак, проведя анализ исследования механизмов психологической защиты различными психологами, мы можем сделать вывод о том, что данная проблема интересовала не только зарубежных ученых, но и российских специалистов. Как мы видим, достаточно большое количество механизмов было выявлено, которые можно назвать моделью поведения в той или иной ситуации.

 

§2. Особенности межличностного взаимодействия сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия

 

Деятельность сотрудников  ФОГО  протекает нередко в напряженных, конфликтных ситуациях, опасных  для жизни обстоятельствах, связанных  с применением оружия. Взаимодействие сотрудников происходит в различных ситуациях, в том числе и экстремальных, связанных с повышенной напряженностью психики. Подобные ситуации, условия, обстоятельства оказывают на всех, в том числе и на сотрудников ФОГО, сильное психологическое воздействие и именуются обычно экстремальными (особыми, исключительными, чрезвычайными). Они создают большие сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности действий, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, особого умения действовать при таких условиях.

Экстремально-психологические  факторы - это экстремальные условия, ситуации, обстоятельства объективно содержат в себе различные факторы (причины, силы, особенности), оказывающие психологическое воздействие на граждан и органов государственной охраны, характерны общим воздействием на психику, затрудняющим реализацию обычных, отработанных ранее действий, успешно выполнявшихся в относительно спокойных рабочих условиях. К ним относятся:

внезапность. Большинство сложных условий или еще большее их усложнение происходит резко, радикально меняя ситуацию. Это требует от сотрудника готовности к таким усложнениям, бдительности, умения не поставить себя в сложное положение, не растеряться;

высокие нагрузки. Действовать в сложных условиях, достигать результатов, которые не возникают по «мановению палочки», - значит использовать все свои возможности, предельно напрягаться, показывая все, на что ты способен. Нагрузки комплексны: умственные, эмоциональные, волевые, физические. При чрезвычайных обстоятельствах сотруднику нередко приходится решать задачи в условиях лишений (возможных нарушений приема пищи, условий для отдыха и сна, соблюдения личной гигиены и пр.);

длительные  нагрузки. Очень характерный для служебной деятельности фактор. Даже кабинетная работа обычно проходит в обстановке постоянной спешки, решения сложных задач, разговоров с трудными в общении людьми, нарушения намеченных планов срочными заданиями, без перерывов, в тесноте и пр., что уже во второй половине рабочего дня приводит сотрудника в состояние, требующее проявления высокого самообладания, сдержанности, умения мобилизовать себя на продолжение качественной работы. Еще сложнее тем, кто находится сутками и неделями в полевых условиях;

 риск. Риск есть в любой профессии и любом деле. Однако в служебной деятельности он присутствует практически постоянно, причем, степень риска, вероятность неудачи здесь повышенные. Сами виды риска многообразны: риск срыва решения служебной задачи, риск нарушения сроков, риск получения взыскания, риск освобождения от должности, риск получения физического повреждения, риск для своей жизни, риск для граждан, риск для своего авторитета и морального престижа и т.п.9

Попав в экстремальные  условия, каждый сотрудник испытывает большие, а порой и предельные нагрузки, наблюдая за всем происходящим и выполняя необходимые профессиональные действия. Он много и напряженно размышляет, оценивает, делает для себя выводы, принимает решения, продумывает способы поведения и действий, мобилизует собственные силы и возможности, преодолевает внутренние трудности и колебания, подчиняет свое поведение долгу, решению поставленных задач и т.п. То, что происходит в его психике, неизбежно отражается на качестве его профессиональных действий, причем не однозначно.

Доказано экспериментами и на практике, что экстремально-психологические  факторы оказывают положительное влияние на психику сотрудника, если он хорошо подготовлен морально и профессионально-психологически.

Для психической деятельности сотрудника в напряженных условиях характерны:

обостренное чувство  долга, ответственности и решимости, соединенное с желанием, безусловно, и качественно решать стоящие задачи;

полная самомобилизованность, проявление всех сил и возможностей в ходе решения задач;

боевое возбуждение (в  пределах полезности), повышенная энергичность и активность, большая настойчивость  и упорство в достижении целей;

деятельностный максимализм, выраженный в страстном стремлении добиться результата, причем самого высокого и безусловного;

повышенная бдительность, внимательность, наблюдательность, быстрая  и четкая работа мысли;

собранность и постоянная готовность к любым неожиданностям, к быстрым реакциям на изменение  обстановки и возникновение опасности;

устойчивость к временным  неудачам и др.

Положительные изменения  имеют не только индивидуальный, но и групповой характер. Так, в боевых группах, отрядах, подразделениях, частях, отличающихся высокой подготовленностью, наблюдаются укрепление морально-психологического климата, здоровое общественное мнение и оптимистическое настроение, взаимоотношения подчиняются боевым и служебным интересам, улучшаются взаимодействие, взаимопонимание, взаимопомощь, проявления товарищества, солидарности, взаимной поддержки, следование профессиональным и боевым традициям и др.

Однако на плохо подготовленных в профессиональном, моральном и психологическом отношении работников экстремальные ситуации и присущие им факторы оказывают отрицательное воздействие. В их психической деятельности преобладают:

переход интенсивности психического напряжения за пределы полезности (рис. 1);

беспокойство, растерянность, нерешительность, замедленность реакций;

боязнь неудачи, страх  перед ответственностью, подчинение своего поведения мотиву избегания  неудачи любой ценой (вместо стремления к максимально возможному успеху);

ухудшение сообразительности, наблюдательности, оценки обстановки, проявления провалов памяти и иллюзий  восприятия («У страха глаза велики», «Пуганая ворона куста боится»);

снижение активности, настойчивости, упорства, находчивости и изобретательности в достижении цели, повышение склонности к поиску оправданий («Кто хочет - тот ищет способы, кто не хочет - ищет причины»);

постоянное чувство слабости, усталости, бессилия, неумения мобилизоваться;

обострение чувства самосохранения, захватывающего порой все сознание и становящегося единственной побудительной силой поведения;

рост раздражительности, потеря контроля над собой и др.

Эти отрицательные проявления в  психической деятельности адекватно  отражаются на действиях и поступках. При переходе через предел полезности напряжения и появлении перенапряжения (дистресса) первично (рис.11.1а) утрачиваются творческая способность, адекватное понимание происходящего; действия делаются шаблонными и не полностью отвечающими обстановке. При дальнейшем росте интенсивности психического напряжения под влиянием возникших отрицательных психологических явлений начинают появляться ошибки даже в отработанных умениях и навыках (рис.11.1б), их число постепенно увеличивается, а сами они делаются более грубыми; результативность быстро уменьшается.

При возникновении предельного  напряжения (рис.11.1в) появляются грубейшие ошибки (например, водитель автомашины вместо педали тормоза нажимает на педаль газа, а потом, если остается в живых, никак не может объяснить, почему он это сделал);

Информация о работе Влияние механизмов психологической защиты на поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряж