Влияние механизмов психологической защиты на поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:22, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что понятие психологической защиты является одним из основополагающих в современной теории личности. Оно обладает большой объяснительной силой при изучении патогенеза психических и психосоматических заболеваний. Тем не менее, широких и систематических исследований, направленных на изучение соотношения различных механизмов психологических защит в норме и патологии, проведено немного. Объясняется это, по-видимому, отсутствием до последнего времени психологических методик, позволяющих комплексно и в одном исследовании оценить выраженность основных механизмов защиты, а также большими разногласиями между исследователями относительно общего числа этих механизмов и содержания применяемых терминов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы исследования проблемы влияния механизмов психологической защиты на поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия……………………………………..
§1. Исследование механизмов психологической защиты в отечественной и зарубежной психологии…………………………….
§2. Особенности межличностного взаимодействия сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия………...




7

7


29
Глава 2.
Эмпирическое исследование проблемы влияния механизмов психологической защиты на копинг-поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия.………..
§1. Особенности влияния механизмов психологической защиты на выбор сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны стратегий копинг-поведения в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия………...
§2. Практические рекомендации офицеру-руководителю по совершенствованию межличностного взаимодействия между сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях с учетом результатов исследования……………………………………………..



43



43




57
Заключение………………………………………………………………………..
Список источников и литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Gotovy_DIPLOM_Vlianie_mekhanizmov_psikhologichesk.doc

— 1,015.00 Кб (Скачать файл)

 

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях, ориентированное на решение задачи характеризуются тем, что человек, сталкиваясь с какой-либо проблемой, в первую очередь сосредотачивается на ней и думает как ее можно решить. Вспоминает, как решал аналогичные проблемы раньше, старается вникнуть в ситуацию, проанализировать ее, разработать несколько различных решений возникшей проблемы. Определяет курс действий, решает, что теперь важнее всего делать и делает то, что считает самым подходящим в данной ситуации.

Исходя из данных этой таблицы, мы приходим к выводу, что при столкновении с какой-либо проблемой сотрудники стараются решить ее, а не отрицать наличие проблем (влияние копинга на механизм отрицание).

Влияние также имеет низкий уровень, связано это с тем, что сотрудники предпочитают решать поставленные задачи и преодолевать возникшие трудности, нежели принимать то, что им выгодно.

Влияние копинга решение задач на механизм регрессия также имеет низкий уровень, что обусловлено желанием сотрудников решать задачи, а не сидеть, сложа руки, не проявляя инициативы, данное поведение для них неприемлемо.

Воздействие копинга на механизм проекция также имеет низкий уровень, что вызвано неприятием сотрудниками при решении задач проецировать свои недостатки на других членов коллектива.

Влияние копинга на механизм замещение также имеет низкий уровень, что обусловлено поведением сотрудников при выполнении задач сосредотачивать все внимание на решение проблемы, а не на выплескивании эмоций на окружающих

Воздействие копинга на механизм интеллектуализация имеет низкий уровень, что можно объяснить отсутствием боязни сотрудников перед неудачами при столкновении с проблемами или решении задач.

Однако следует отметить, что копинг решение задач имеет низкий уровень влияния на исследуемые нами механизмы психологической защиты, что, по мнению автора, обуславливается настроем сотрудников на решение поставленных начальником задач, а не отвлечением на различные споры внутри коллектива. Все вышеизложенное говорит нам о том, что сотрудники оставляют все внутриколлективные междоусобицы и все усилия прилагают для решения задач.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Механизмы совладания более пластичны, но требуют от человека большей затраты энергии и включения когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий. Механизмы защиты склонны к более быстрому уменьшению эмоционального напряжения и тревоги и работают по принципу «здесь и теперь».

2. В связи с использованием опросника для диагностики защит возникают важные методологические проблемы. Если защитные механизмы считаются бессознательными процессами, как может тест-опросник использоваться для измерения? На этот вопрос существуют два основных ответа. Во-первых, хотя и справедливо то, что защитные механизмы могут образовываться бессознательно, это не означает, что бессознательным должно остаться их применение. Множество индивидов в различных жизненных обстоятельствах или же в процессе психотерапии учатся определять и совершенствовать свой типичный защитный стиль. Во-вторых, большинство индивидов могут дать отчет в своих чувствах, могут описать поведение, которое отражает их собственные защиты, даже если они не способны проинтерпретировать функциональный смысл этого поведения. По этим причинам было решено, что тест-опросник является потенциально выполнимым и может быть валидным методом измерения защит личности.

3. Исследование совладающего поведения, как существенной составляющей адаптивного социального поведения, выступает в качестве одной из актуальных задач современной психологии, а развитие навыков саморегуляции стало одной из важнейших целей воспитания и социализации.

4. Важную роль в преодолении стресса играет социокультурная среда, которая предрасполагает человека к проявлению реакций на стресс тем или иным образом. Особенности этой среды определяют выбор способов поведения для преодоления стресса в зависимости от характера ситуации, социального и профессионального статуса человека, его демографических, национальных и других особенностей, которые могут стать ресурсом для преодоления стресса.

 

§2. Практические рекомендации офицеру-руководителю по совершенствованию межличностного взаимодействия между сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях  с учетом результатов исследования

 

На основании анализа  литературы и полученных в ходе исследования результатов, автором были разработаны рекомендации для офицеров-руководителей, заместителей начальников отделений по работе с личным составом по формированию конструктивных стратегий совладающего поведения и механизмов психологической защиты у военнослужащих по призыву. С целью совершенствования межличностного взаимодействия между сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях, предлагается:

1. Систематически и целенаправленно оказывать поддерживающее психологическое сопровождение военнослужащих.

2. Использовать методы активного обучения, направленные на повышение адаптации военнослужащего к сложным ситуациям (например, дискуссии, деловые игры, анализ проблемных ситуаций и др.).

3. Целенаправленно развивать эффективные стратегии совладающего поведения: компромисс, открытый диалог, совладание без аффекта и др.

4. Проводить работу по укреплению личностного ресурса военнослужащего, т.е. по формированию позитивной адекватной самооценки, развитию креативности, ответственности, оптимистического мировоззрения.

5. Оказывать социальную поддержку военнослужащим из неблагополучных семей.

6. Предусмотреть в системе психологической подготовки личного состава занятия по изучению особенностей негативных эмоциональных состояний и их влияния на эффективность служебной деятельности, развитию умений и навыков их саморегуляции.

7. Проводить с сотрудниками, обнаруживающими склонность к проявлению негативных эмоциональных состояний при действиях в экстремальных условиях деятельности, в обязательном порядке, курс специальной психологической подготовки к саморегуляции и преодолению отрицательных эмоциональных состояний.

8. Рекомендовать методику Р.Плутчика для диагностики механизмов психологической защиты в интересах сотрудников как наиболее рациональный метод при проведении психологической диагностики, психологического консультирования и психокоррекционной работе в ходе сопровождения службы. Одной из главных трудностей в работе с военнослужащими оказывается крайне низкая эффективность традиционных подходов при психолого-педагогической коррекции. В первый период прохождения службы социально-психологической адаптации к условиям военной службы, когда происходит изменение прежнего стиля психологической защиты, военнослужащие оказывается наиболее уязвимыми к условиям повышенных социально-психологических требований военной службы.

9. Социально-психологические тренинги, ориентированные на осознание имеющихся механизмов психологической защиты, повышение саморегуляции и самоконтроля позволяют достигнуть «необходимый» уровень психической устойчивости за более короткие сроки, помогают проводить психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия в условиях подразделения и прогнозировать высокую стрессоустойчивость в будущей профессиональной деятельности.

10. Формировать профессиональную пригодность и стресс-преодолевающее поведение у сотрудников на основе учета психологических механизмов реализации копинг-поведения, мониторинга динамики изменения их базисных копинг-стратегий и ведущих личностно-средовых ресурсов. Выявлять военнослужащих, предрасположенных к дезадаптации, имеющие отягощающие семейные обстоятельства и низкую стрессоустойчивость и с ними проводились бы специальные психокоррекционные тренинги, направленные на формирование личностных адаптивных ресурсов и соответствующих коммуникативных поведенческих навыков.

11. При психологическом отборе сотрудников, контроле их психологического состояния перед и после несения службы в нарядах, караулах, а также после полевых выездов, целесообразно оценивать сформированность базисных копинг-стратегий и личностно-средовых копинг-ресурсов. Для этого следует использовать комплекс информативных психологических тестов (Д.Оффера, Д.Ротера, Г.Зимета, 16-ФЛО, ПД, КОС, УСК, RS-45, ОТС) и многомерный диагностический алгоритм прогноза копинг-поведения.

Медико-психологическая реабилитация сотрудников экстремального профиля должна быть организована с учетом особенностей их копинг-поведения, базовых копинг-стратегий и личностно-средовых копинг-ресурсов и включать целенаправленные мероприятия первичной (для всех категорий личного состава), вторичной (специальной - учитывающей специфику профессиональных задач) и третичной (при психосоматических заболеваниях, ПТСР, дезадаптивных типах поведения) копинг-профилактики.

Командирам и психологам войсковых частей рекомендуется уделять специальное внимание состоянию адаптивных возможностей военнослужащих и своевременно распознавать начальные признаки расстройств приспособительного реагирования.

Мероприятия психологической  подготовки военнослужащих должны включать:

разработку программы и текущего плана такой подготовки на основе выявления типичных стрессовых условий деятельности и анализа поведения в них сотрудников;

моделирование направленных ситуаций и их введение в план служебной  подготовки;

отработка действий в  смоделированных ситуациях с постоянным наращиванием силы стрессов;

тщательный анализ ошибок и недостатков в процессе реального  выполнения служебных задач в  сложных условиях;

анализ типичных ошибок, создающих напряженность и трудности во взаимодействии сотрудников;

подготовка военнослужащего к взаимодействию с напряженной ситуацией необходимым образом должна ориентироваться на формирование у него психологической устойчивости к переводу напряженности в ранг опасности, в основе чего лежит субъективная утрата способности к адекватному взаимодействию с ситуацией. Данная работа предполагает расширение возможностей восприятия, эмоционального и волевого саморегулирования субъекта;

разработка в условиях воинской части системы управления конфликтами, которая включает в себя методы психопрофилактики и консультативной работы, обеспечивающие проведение комплексных социальных, педагогических и медико-психологических мероприятия по предупреждению и коррекции деструктивных конфликтов и правонарушений в воинских коллективах.

Психологическая работа с личным составом должна вестись путем проведения тренингов по нескольким направлениям: повышение стрессоустойчивости, конфликтоустойчивости, повышение эмоционально-волевой устойчивости и т.д.

На этапе психологической работы с последствиями дезадаптации и снижения стрессоустойчивости главная задача психолога - помочь военнослужащему обрести душевное равновесие. Работа должна вестись в следующих направлениях:

1. Снятие страха и досады. После стрессовых ситуаций военнослужащие часто боятся того, что травмирующие события могут повториться вновь, испытывая чувство досады из-за утраты веры в себя и ближайшее окружение.

2. Проработка страхов. Пострадавших можно и необходимо научить адекватно реагировать на собственные страхи и тревогу, а также методам их преодоления.

3. Снятие «отрицания». Дело в том, что большинство солдат отрицает наличие проблем, болезненно переживая и агрессивно реагируя на предложения медицинской и специализированной психологической помощи.

Профилактика стрессовых ситуаций включает четкую организацию служебного времени, правильное чередование труда и отдыха, обеспечению равной загруженности каждого сотрудника, постоянное поддержание служебной готовности, тщательную разработку и планирование выполнения служебных заданий, обоснование управленческих решений, базирующихся на исчерпывающей информации об объекте воздействия и пр.

Для повышения конфликтоустойчивости  военнослужащего применяются проверенные  конкретные социально-психологические  приемы и методы, каждый из которых  можно взять на вооружение. К ним относятся:

социально-психологический  тренинг;

индивидуальное психоконсультирование;

аутогенная тренировка;

посредническая деятельность психолога;

самоанализ поведения  в каждой конфликтной ситуации.

Для обеспечения процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников необходима реализация ряда мер:

1. Для эффективного  формирования эмоционально-волевой  устойчивости у сотрудников, необходимо:

усилить требования социально-правового  этапа профессионального отбора кадров и ввести ассессмент при психологическом отборе;

проводить раз в 3 месяца мониторинг ценностных ориентаций, мотивационной сферы сотрудников и социально-психологического климата в коллективах подразделений;

В воспитательном процессе обратить внимание на тендерный фактор, считать тендерный подход в решении психолого-педагогических задач по обучению, воспитанию, адаптации сотрудников на различных этапах профессиональной подготовки необходимым компонентом исследований.

2. Для обеспечения  высокого уровня эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников на основе выявления профессионально-психологической подготовленности целесообразно ввести постоянные тренинги по аутогенной тренировке и эмоционально-волевой саморегуляции.

Необходимо разработать  и осуществить целевую программу по развитию материально-технической базы профессионально-психологической подготовки личного состава в подразделениях, включающую:

создание многофункциональных  кабинетов психологической разгрузки;

издание и широкое  распространение памяток по аутогенной тренировке, эмоционально-волевой саморегуляции;

разработку методических рекомендаций по профессионально-психологической подготовке;

современное оборудование психологических полос препятствий  и площадок для эмоционально-волевых  упражнений.

Информация о работе Влияние механизмов психологической защиты на поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряж