Влияние механизмов психологической защиты на поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:22, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что понятие психологической защиты является одним из основополагающих в современной теории личности. Оно обладает большой объяснительной силой при изучении патогенеза психических и психосоматических заболеваний. Тем не менее, широких и систематических исследований, направленных на изучение соотношения различных механизмов психологических защит в норме и патологии, проведено немного. Объясняется это, по-видимому, отсутствием до последнего времени психологических методик, позволяющих комплексно и в одном исследовании оценить выраженность основных механизмов защиты, а также большими разногласиями между исследователями относительно общего числа этих механизмов и содержания применяемых терминов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы исследования проблемы влияния механизмов психологической защиты на поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия……………………………………..
§1. Исследование механизмов психологической защиты в отечественной и зарубежной психологии…………………………….
§2. Особенности межличностного взаимодействия сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия………...




7

7


29
Глава 2.
Эмпирическое исследование проблемы влияния механизмов психологической защиты на копинг-поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия.………..
§1. Особенности влияния механизмов психологической защиты на выбор сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны стратегий копинг-поведения в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия………...
§2. Практические рекомендации офицеру-руководителю по совершенствованию межличностного взаимодействия между сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях с учетом результатов исследования……………………………………………..



43



43




57
Заключение………………………………………………………………………..
Список источников и литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Gotovy_DIPLOM_Vlianie_mekhanizmov_psikhologichesk.doc

— 1,015.00 Кб (Скачать файл)

В целях психологической подготовки сотрудников важно определить задачи их деятельности в напряженных условиях, провести практический инструктаж, а также активизировать положительную мотивацию и создать у них оптимальные психологические состояния. Необходима также передача замысла руководителя исполнителем, организация взаимодействия, взаимопомощи, взаимозаменяемости.

Четкое знание каждым сотрудником своих функциональных обязанностей и места в структуре  трудовой деятельности позволяет успешно  преодолевать отрицательные стороны эффекта «сужение сознания», когда эмоции преобладают над рациональными (мыслительными) компонентами психики.

В напряженных ситуациях  повышается роль внушения и подражания. Вот почему здесь большое значение имеет пример руководителя и опытных сотрудников. Эффективным инструментом являются занятия, проводимые как должностными лицами, обладающими опытом преодоления напряженных состояний, так и опытным психологом, который поможет преодолеть многие препятствия.

В заключение хотелось отметить, что от того, как будет работать офицер-руководитель, во многом может зависеть психологический климат в коллективе. Работа сотрудников часто связана с постоянным нервным напряжением, а роль офицера-руководителя во многом определяется сложностью работы с сотрудниками, пережившими подобные ситуации.

Подводя итоги исследовательской  части дипломной работы, мы приходим к выводу, что существуют особенности копинг-стратегий и механизмов психологических защит у военнослужащих из разных по уровню образования.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что высшее образование способствует выбору военнослужащим более эффективных стратегий поведения в проблемно-стрессовой ситуации. В то же время, неполученное высшее образование приводит к тому, что военнослужащий чаще выбирает неэффективные стратегии поведения, чаще избегает проблемных ситуаций, отступает от намеченных целей, реже обращается за помощью. Такие показатели должны настроить офицеров-руководителей на определенный рабочий лад. Речь идет не о том, чтобы дать высшее образование военнослужащим, а научить их применять наиболее эффективные копинг-стратегии в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия. Чаще общаться с данной группой военнослужащих, помогать им, подсказывать. Конечно, работа офицера-руководителя не может обойтись без своих помощников в воинском коллективе – командиров отделений, которые также должны оказывать помощь и поддержку своим подчиненным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование и анализ полученных результатов  позволили подтвердить выдвинутую гипотезу.

Выбор сотрудниками подразделений  ФОГО стратегии совладающего поведения  в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия осуществляется под  влиянием механизмов психологической  защиты.

Целью дипломной работы было проведение исследования и выявление степени влияния напряженных ситуаций на взаимодействие сотрудников.

Для достижения данной цели нами были выполнены следующие задачи:

1.Рассмотрены проблемы  изучения механизмов психологической  защиты и копинг-поведения в  психологической науке.

2.Исследованы основные  механизмы психологической защиты  и стратегии копинг-поведения  у подростков из неблагополучных  семей.

3.Выявлены и изучены  механизмы психологической защиты, применяемые сотрудниками.

4.Разработаны и обоснованы  рекомендации по формированию эффективных защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у военнослужащих по призыву.

В ходе исследования установлено:

Военнослужащие не имеющие  высшего образования склонны  снимать возникшее напряжение с  помощью менее конструктивных механизмов защиты, таких как отрицание и замещение, в то время как для военнослужащих с высшим образованием в большей степени характерны конструктивные механизмы, такие как компенсация и интеллектуализация.

Военнослужащие с высшим образованием чаще стремятся использовать более конструктивные пути адаптации по отношению к трудным ситуациям, связанные с ее изменением и получением позитивного опыта. И наоборот, военнослужащие, не имеющие высшего образования чаще используют неэффективные стратегии совладания.

Вне зависимости от уровня образования большинство военнослужащих склонны решать свои проблемы и бороться со стрессом самостоятельно. Однако выявлены достоверные различия в том, что  военнослужащие без высшего образования  чаще избегают проблем и реже обращаются за помощью и ищут социальной поддержки, чем военнослужащие с высшим образованием.

В данном исследовании мы рассмотрели взгляды различных  ученых на проблему формирования механизмов психологической защиты и стратегии  копинг-поведения у военнослужащих по призыву.

Хотелось бы отметить, что у военнослужащих в условиях стресса психологическая адаптация  происходит, главным образом, посредством  двух механизмов: психологической защиты и копинг-механизмов (стратегий).

Содержательные  и оценочные характеристики механизмов психологической защиты, причины ее порождения и функционально-целевые особенности определены неоднозначно и неоднородно в зависимости от тех парадигм областей научного знания, в которых работают те или иные исследователи. Анализ литературы показал, что возникновение механизмов психологической защиты способствует ситуации, которая представляет собой серьезное испытание для человека, которая в некоторой степени превышает его внутренние ресурсы, выходит за рамки его актуального развития.

Психологическая защита определяется не объективным  событием как таковым, а субъективной значимостью этого события для  человека. Главная задача психологической защиты - это устранение психологического дискомфорта, а не реальное решение ситуации противоречий и столкновений, приводящих к развитию личности. В этом смысле защита действует только в рамках актуальной ситуации, можно сказать, что она идет на поводу этой актуальной ситуации.

Срабатывая  автоматически, психологическая защита снижает напряженность, улучшает самочувствие и тем самым приспосабливает человека к ситуации, т. к. уменьшает тревогу и страх. Однако нередко от человека требуется слишком много сил, чтобы держать свои страхи и желания «на привязи». В этом случае защита создает для личности множество ограничений, неизбежно приводит человека к замкнутости и изоляции. Значительные затраты энергии на удержание себя «в футляре» могут ощущаться как хроническая усталость или повышение общего уровня тревожности.

Можно видеть, что  проблема психологической защиты содержит в себе центральное противоречие между стремлением человека сохранить психическое равновесие и теми потерями, к которым ведет избыточное вторжение защит. С одной стороны, безусловна польза от всех видов защит, призванных снижать накапливающуюся в душе человека напряженность путем искажения исходной информации или соответствующего изменения поведения. С другой стороны, их избыточное включение не позволяет личности осознавать объективную, истинную ситуацию, адекватно и творчески взаимодействовать с миром.

Психологическая защита – форма эмоционально-информационных взаимодействий с миром и другими  людьми, которая позволяет сохранять  неизменной свою самооценку и душевное спокойствие. Чаще всего встречаются  следующие виды защит: рационализация – стремление к самооправданию, нахождению ложных обоснований своих поступков; проекции – приписыванию другому своих отрицательных или положительных качеств и подавленных влечений; подавление и вытеснение – перевод проблем на уровень подсознания, замещения – переадресация реакций с одного лица на другое.

Копинг-поведение –  использование различных стратегий  совладания с реальностью вместо попыток исказить реальность или  скрыться от нее. Это характерные  шаблоны защитных механизмов, к которым  прибегают здоровые люди.

Подводя итоги, хотелось бы добавить про отличия копинг-стратегий  от механизмов психологической защиты:

  1. МПЗ действуют на бессознательном уровне, копинг – образование, формирующееся на сознательном уровне.
  2. Действие МПЗ направлено на снятие эмоционального напряжения, а копинг действует в направлении восстановления нарушенных отношений между окр</s

Информация о работе Влияние механизмов психологической защиты на поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряж