Влияние мышления на развитие детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение влияния мышления на развитие детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие «мышление»;
2. представить психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста;
3. рассмотреть методики для формирования мышления у ребенка от 1 года до 3 лет;
4. показать использование мышления у ребенка от 1 года до 3 лет на примере конкретных методик.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы влияния мышления на развитие детей раннего возраста
1.1. Понятие о мышлении
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
1.3. Особенности мышления детей раннего возраста
Вывод по первой главе
Глава 2. Практическое изучение формирования мышления у ребенка раннего возраста
2.1. Методики для формирования мышления у ребенка от 1 года до 3 лет
2.2. Использование мышления у ребенка от 1 года до 3 лет
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние мышления на развитие детей раннего возраста.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

4.                 Одним из главных видов мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Как и в случае с формированием предметных дейст­вий, помощь взрослого, который показывает ребенку, на какие параметры ситуации следует обратить внимание, чтобы правильно сориентироваться и правильно решить задачу, необходима для раз­вития мышления ребенка и перехода его на более высокий образ­ный уровень. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, т.е. решать задачи на основе образного мышления.

5.                 В этом возрасте на­чинает формироваться и наглядно-образное мышление. Исходя из того, что мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами, во многих исследованиях были  раз­работаны методы изучения и диагностики мышления, исходя из способов ориентировки ребенка в ситуации. Эта ориентировка может быть связана с непосредственными действиями с предмета­ми, их зрительным изучением или словесным описанием, опреде­ляя тем самым и вид мышления — наглядно-действенное, образное, схематическое, словесно-логическое. При этом наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5—4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5—3 года и является ведущим до 6—6,5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическое изучение формирования мышления у ребенка раннего возраста

2.1.           Методики для формирования мышления у ребенка от 1 года до 3 лет

Ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение. Обучение должно быть развивающим. Одним из принципов развивающего обучения является оптимальное развитие разных видов мыслительной деятельности.

Основным принципом развивающего обучения является проблемность. Проблемное обучение должно осуществляться под руководством педагога. Мастерство взрослого при проведении занятия заключается в том, чтобы вызывать у всех детей интерес к проблеме, потребность в поисках ответов, активное участие в решении задач. В проблемном обучении используются такие ситуации, в которых ребенок должен по условно-схематическому изображению восстановить реальный образ объекта или же от схематического изображения «статистического» характера перейти к «динамическим» пространственным образам, представить себе механизм в действии. Одним из важных принципов развивающего обучения является его индивидуализация и дифференция.

Следующим принципом развивающего обучения является специальное формирование обобщенных приемов умственной деятельности. Формирование обобщенных приемов умственной деятельности важно, т. к. оно означает существенный сдвиг в интеллектуальном развитии, расширяет возможности переноса знаний в относительно новые условия, т. к. ребенок не может самостоятельно овладеть более обобщенными приемами, их формирование должно стать важной задаче обучения.

В психологии и дидактике развивающее обучение с его направленностью на активизацию продуктивного мышления обычно противопоставляется ранее существовавшей традиционной форме обучения.

В качестве одной из методик развития мышления можно выделить методику С. Л. Новоселовой, которая изучает условия развития мышления в раннем детстве. С. Л. Новоселова подчеркивала, что мышления формируется в условиях содержательного общения взрослого с ребенком в процессе воспитания и обучения. Общение со взрослыми в совместной деятельность обеспечивает ребенку присвоение человеческого типа мышления. Своевременное и оптимальное развитие мышления находится в прямой связи с приобретением опыта предметной деятельности путем присвоения исторически сложившихся способов действия с предметами. (12).

Исследование проводилось на материале решения детьми раннего возраста практических задач. Для решения задач дети должны были использовать вспомогательный предмет-орудие как средство достижения определенной цели - игрушки. В результате проведенного экспериментального исследования должны были быть вскрыты некоторые важнейшие особенности наглядно-действенного мышления у детей. Решающим в овладении решении предметно-опосредованным способом действия является переключение акцента субъективной значимости с цели деятельности на средства ее достижения. При решении практических задач у ребенка складывается опыт действия, который представлен соответствующими способами действия. Способ действия является формой обобщения практического опыта ребенка и как таковой опосредует решение практических задач.

В работах А. В. Запорожца были получены факты, свидетельствующие о том, что в процессе употребления предметов домашнего обихода, простейших орудий, инструментов ребенок овладевает общественно выработанными способами практической деятельности. Эти способы имеют практическое значение для качественной перестройки детского мышления. Практические действия с предметами, различного рода преобразования последних позволяют ребенку выявить такие их свойства, которые недоступны непосредственному восприятию. В процессе формирования орудийной деятельности дети не только овладевают общественно-фиксированными способами действий, но и глубже познают те предметы, на которые направлены эти орудийные действия. Орудия выступают в роли своеобразного «зонда», который позволяет «прощупать» скрытые стороны и свойства предметов. (7).

Методика исследования Г. И. Минской была построена по принципу переноса, разработанному А. Н. Леонтьевым и А. В. Запорожцем. Материалом служили задачи на установление простейших механических связей и отношений в различных условиях. Полученные данные показывают определенную последовательность в развитии различных форм мышления в дошкольном возрасте. Г. И. Минская обнаружила четыре типа ориентировочно-исследовательской деятельности. Эффективность решения задач в наглядно-действенном плане существенно зависит от характера ориентировочно-исследовательской деятельности детей, в отношении предметных условий задачи.

Особенности осуществления наглядно-действенного мышления детей в конструктивной деятельности изучались Н. Н. Поддъяковым и Л. А. Парамоновой. Детям предлагали специально разработанную систему последовательно усложненных задач. Каждая последующая задача не могла быть решена путем прямого переноса той конкретной формы действия, которая использовалась в предыдущей задаче, а требовала поиска новых форм. Предпосылки этих форм создавались при решении предшествующих задач. Результаты данного эксперимента показали, что дети у которых поисковая и планирующая деятельность находится на достаточно высоком уровне основные свои усилия направляли на поиск способов решения задачи и весьма успешно справлялись с ней. Дети, у которых не было пробующих действий, с задачей не справлялись. Таким образом эксперимент показал большие возможности развития у детей дошкольного возраста умение экспериментировать в проблемных ситуациях. (16).

Психодиагностика детей раннего возраста в основном может быть только объективной, т.е. лишь в очень малой степени опираться на самооценку и самоанализ ребенка. Наибольшей ценностью в этом возрасте обладает психодиагностический материал, связанный с экспертной оценкой внешне наблюдаемых действий и реакций ребенка. Поэтому основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а главным психодиагностическим методом — естественный эксперимент, в котором создается некоторая жизненная ситуация, достаточно хорошо знакомая ребенку. Наилучшие психодиагностические результаты у детей этого возраста можно получить, наблюдая за ними в процессе занятий ведущей для данного возраста деятельностью — предметной игрой.

 

2.2.           Использование мышления у ребенка от 1 года до 3 лет

Тестовый лист развития

 

 

 

3-й год

жизни

33

32

31

 

 

 

Укладывает в ряд пять кубиков

Знает функциональное назначение различных предметов (покажи, что мы едим, что можем оде­вать)

Понимает значение предлогов «на» и «под»

 

 

 

 

 

 

30

29

28

 

 

 

Показывает на кукле шесть частей тела

Находит две спрятанные вещи

Упорядочивает три пары картинок лото

 

 

 

 

 

 

27

26 25

 

 

 

Имеет понятие о числе «один»

Вставляет круг, квадрат и треугольник в их шаб­лонные формы

Имеет понятие о собственности («мой», «мне»)

 

 

 

 

 

 

2-й год жизни

24

23 22

 

 

 

Понимает, что такое «больше» (хочет иметь чего-то больше)

Показывает на кукле пять частей тела (глаза, нос, руки, ноги, волосы)

Вставляет три пустотелых цилиндра один в дру­гой (матрешка)

 

 

 

21

20

19

 

 

 

Узнает шесть вещей в окружении или в книге с картинками (покажи мне)

Барабанит двумя палочками

Показывает по требованию двух человек из близ­кого окружения

 

 

 

 

 

 

18

17

16

 

 

 

Понимает назначение предметов домашнего оби­хода

Показывает на кукле четыре части тела

Спонтанно рисует каракули

 

 

 

 

 

 

15 14 13

 

 

 

Вставляет цилиндры в доску с отверстиями

Пытается подражать рисованию

Ударяет двумя кубиками по столу

 

 

 

 

 

 

1-й год жизни

 

12

11

10

 

 

 

 

Убирает чашку, чтобы вынуть из-под нее спря­танный предмет

Барабанит одной палочкой

Разворачивает завернутый в мягкую бумагу или платок предмет

 

 

 

 

 

 

9

8

7

 

 

 

Тянет игрушку на веревочке

Реагирует на собственное отражение в зеркале

Смотрит вслед ложке, падающей со стола на пол

 

 

 

 

 

 

6

5

4

 

 

 

Проявляет желание получить что-либо

Реагирует на исчезновение лица: игра в «ку-ку!» Смотрит вслед катящемуся мячу

 

 

 

 

 

 

3

2

1

 

 

 

Фиксирует взгляд на окружающих объектах

Узнает знакомого человека

Следует взглядом за движущимся объектом

 

 

 

 

 

 

 

Для формирования мышления детей раннего возраста используется система разноуровневых развивающих упражнений, таких как:

1. СЛЕДОВАТЬ ВЗГЛЯДОМ ЗА ДВИЖУЩИМСЯ ОБЪЕКТОМ

Задача. Ребенок должен научиться соединять в единое целое различные ощущения, даваемые зрением, осязанием, восприя­тием через положение в пространстве (проприоцепция). Это про­исходит непроизвольно и является базой для общего освоения мира.

Материал. Подвижные предметы (или предметы с подвижны­ми частями), игровой материал.

Методика. Дайте маленькому ребенку разнообразные возмож­ности понаблюдать вещи, находящиеся в движении.

1. Повесьте светлые или узорчатые предметы над кроваткой или сбоку от нее.

2.  Повесьте вертушку, предмет с двигающимися частями над кроваткой ребенка (удаление от глаз на расстояние от 30 до 90 см).

3.  Помашите перед глазами ребенка карманным фонариком в затемненном помещении. Понаблюдайте, сопровождает ли он гла­зами источник света. Подержите перед фонариком бумагу красно­го или желтого цветов. Напевайте или говорите: «Солнышко, луна».

4.  Используйте так же игрушки подобного типа.

5.  Повесьте яркие, контрастные предметы.

6.  Привлекайте внимание ребенка к движущимся в поле его зрения и испускающим блики блестящим предметам. Это может быть кубик, обернутый блестящей фольгой, или другой блестящий предмет.

7.  Покажите ребенку руки и хлопните в ладоши.

8.  Положите ему в руку погремушку. Возможно, он будет удер-вать ее короткое время.

9.  Поговорите с ребенком, стоя в разных местах возле его кро-атки, кивайте ему, позовите его.

Результат. Ребенок следует глазами за движущимся объектом.

 

2. УЗНАВАТЬ ЗНАКОМОГО ЧЕЛОВЕКА

Задача. Интереснейший объект для ребенка этого возраста — лицо знакомого человека. Он должен научиться соотносить лицо с голосом.

Методика. Если взгляд ребенка устремлен на ваше лицо, за­кройте его руками и затем снова откройте, улыбнитесь ребенку. Понаблюдайте, как ребенок реагирует на это: ищет глазами ваше лицо или никак не отреагировал на исчезновение.

Побудьте в поле зрения ребенка и затем удалитесь. Пусть зна­комый человек появится в поле зрения ребенка и понаблюдайте, как ребенок реагирует. Упражняйте ребенка до тех пор, пока он Не будет реагировать время от времени на присутствие знакомого Человека.

Результат. Ребенок узнает знакомых людей, на появление ко­торых он реагирует улыбкой.

 

3. НАБЛЮДАТЬ ЗА ПРЕДМЕТАМИ

Задача. Ребенок должен научиться на короткое время концен­трировать свое внимание на подвижных и неподвижных предме­тах, так как это два абсолютно разных вида восприятия.

Материал. Предметы, покрытые краской яркого цвета, кото­рые могут двигаться.

Методика. Положите предмет перед ребенком. Если он не об­ращает на него внимания, положите предмет в зоне прямой ви­димости ребенка, подвигайте его и посмотрите, будет ли ребенок следовать за ним глазами. Двигайте им перед ребенком так, чтобы он мог его наблюдать. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока ребенок не будет фиксировать предмет в своем поле зрения.

Результат. Ребенок фиксирует взглядом предмет, расположен­ный перед ним.

 

4. НАБЛЮДАТЬ ЗА КАТЯЩИМСЯ МЯЧОМ

Задача. Ребенок должен научиться наблюдать за предметами, которые двигаются от него и на него и не обязательно находятся поблизости.

Материал. Пестрый мяч.

Методика. Сядьте с ребенком на пол. Привлеките его внимание к большому пестрому мячу. Дайте его ребенку в руки, покатайте его перед ним туда и сюда, заставьте мяч попрыгать по полу. Затем укатите его от ребенка и понаблюдайте, будет ли ребенок следовать за ним глазами. Сделайте так, чтобы все предметы или лица, которые могут отвлечь внимание ребенка в этот момент, не попа­дали в поле его зрения. Также должно быть как можно меньше аку­стических раздражителей, отвлекающих внимание ребенка от вы­полнения этого упражнения на концентрацию внимания.

Работайте с ребенком до тех пор, пока он не научится следо­вать глазами за катящимся от него мячом.

Результат. Ребенок смотрит вслед катящемуся мячу.

 

5. ВОСПРИНИМАТЬ ЛЮДЕЙ

Задача. Ребенок должен научиться воспринимать лицо другого человека, точнее и дольше фиксировать на нем внимание. Это про­исходит благодаря совершенствованию оптического восприятия.

Методика. Будьте в поле зрения ребенка. Улыбнитесь ему, за­тем закройте свое лицо руками и быстро уберите их от лица, про­износя при этом: «Ку-ку!» Повторяйте это действие, улыбайтесь, сопровождайте свои действия словами, пока ребенок не отреаги­рует. Не передвигайтесь слишком быстро, чтобы этим не напугать ребенка.

Дополнительное упражнение. Вместо рук может использоваться носовой платок.

Результат. Ребенок так или иначе реагирует на повторное по­явление лица.

 

6. ХОТЕТЬ ПОЛУЧИТЬ ПРЕДМЕТ

Задача. Ребенок должен научиться распространять свою дея­тельность по ориентации и поиску предметов за пределы их дося­гаемости, у него должно развиваться желание узнавать их (полу­чать о них информацию).

Информация о работе Влияние мышления на развитие детей раннего возраста