Влияние мышления на развитие детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение влияния мышления на развитие детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие «мышление»;
2. представить психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста;
3. рассмотреть методики для формирования мышления у ребенка от 1 года до 3 лет;
4. показать использование мышления у ребенка от 1 года до 3 лет на примере конкретных методик.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы влияния мышления на развитие детей раннего возраста
1.1. Понятие о мышлении
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
1.3. Особенности мышления детей раннего возраста
Вывод по первой главе
Глава 2. Практическое изучение формирования мышления у ребенка раннего возраста
2.1. Методики для формирования мышления у ребенка от 1 года до 3 лет
2.2. Использование мышления у ребенка от 1 года до 3 лет
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние мышления на развитие детей раннего возраста.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Материал. Погремушка, другие игрушки.

Методика. Играйте вместе с ребенком погремушкой или ка­кой-либо другой игрушкой, чтобы завладеть его вниманием. Если ребенок реагирует на игрушку, дайте ему ее в руку и пусть он манипулирует ею так долго, как сможет. Через некоторое время возьмите игрушку и положите ее на пол перед ребенком. Побуди­те его к тому, чтобы взять игрушку. Подождите, пока ребенок это сделает или покажет жестами, что он хочет получить эту игрушку.

Дополнительные упражнения. Если ребенок не реагирует на иг­рушку, то попытайтесь занять ребенка другими игрушками, под­вижными или звучащими.

Дополнительный материал. Любая хорошая игрушка для ре­бенка.  

Результат. Если ребенку предъявляется игрушка, он показы­вает, что хочет ее получить.

 

7. СМОТРЕТЬ ВСЛЕД ПАДАЮЩЕМУ ПРЕДМЕТУ

Задача. У ребенка должно развиваться представление об изме­нении местоположения объектов: если, например, предмет пада­ет на пол, то, несмотря на то что он рядом, его уже нельзя ви­деть.

Материал. Стол, детский стульчик, ложка.

Методика. Посадите ребенка на детский стульчик перед столом. Постучите ложкой, чтобы привлечь внимание ребенка к ней. За­тем положите ложку на край стола и уроните ее на пол. Подожди­те, будет ли ребенок смотреть на пол в поисках ложки.

Если ребенок не сделал этого, поднимите ложку (ребенок дол­жен это видеть) и повторяйте процесс до тех пор, пока ребенок не будет смотреть вслед падающей ложке.

Дополнительный материал. Можно использовать другие предметы для выполнения этого задания, они должны вызывать шум при падении.

Результат. Ребенок смотрит на предмет, который падает вниз.

 

8. УЗНАВАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ В ЗЕРКАЛЕ

Задача. Нужно учить ребенка узнавать других людей или себя самого в зеркале и соответственно реагировать. Это способствует развитию социального поведения и восприятия себя.

Материал. Большое подвижное зеркало.

Методика. Держите зеркало так, чтобы ребенок мог видеть в нем свое отражение, при этом говорите: «Смотри, там мальчик! Смотри, там Дима!» Пусть ребенок потрогает зеркало рукой, ос­мотрит его сзади. Если ребенок не проявляет особого интереса к своему отраже­нию, то подвигайте зеркалом, укажите ребенку на его изображе­ние. Убедитесь, что ребенок видит свое отражение в зеркале, а не что-то другое. Дайте ребенку возможность подвигаться, чтобы уви­деть движение в зеркале. Подождите, пока ребенок отреагирует на отражение в зеркале. Это проявляется в том, что ребенок хватает его, ощупывает, вытягивает лицо и т.д.

Результат. Ребенок показывает, что он узнает изображение в зеркале: пытается схватить, ощупать изображение в зеркале, дви­гается перед зеркалом и наблюдает это движение.

 

9. ТЯНУТЬ ИГРУШКУ НА ВЕРЕВОЧКЕ

Задача. Ребенок должен приобретать опыт успеха, используя орудия и инструменты (если я не могу достать предмет рукой, то я могу достать его при помощи веревочки).

Материал. Игрушки, которые двигаются или шумят, если их двигают.

Методика. Предпосылкой для выполнения этого упражнения служат упражнения Е 6 и В 5. Играйте с ребенком, сидя на полу. Подвигайте перед ребенком из стороны в сторону игрушкой, которая может производить шум. Говорите или напевайте ритмично («Тш-тш-тш, железная доро­га...») и попытайтесь привлечь внимание ребенка к предмету.

Положите перед ребенком предмет так, чтобы он был вне пре­делов его досягаемости, и протяните ребенку шнур с большой петлей (шариком) на конце.

Покажите ребенку, как можно тянуть предмет на веревочке. Длина шнура должна соответствовать зоне досягаемости ребенка, так чтобы он мог одним движением подтянуть игрушку к себе и взять ее.

Если ребенок выполнил упражнение, похвалите его и позвольте поиграть игрушкой.

Если он не понял эту связь, ведите его руку и вместе с ним подтягивайте и берите.

В дальнейшем увеличьте длину шнура приблизительно до 50 см, чтобы ребенок перехватывал шнур, подтягивая игрушку.

Результат. Ребенок тянет по требованию игрушку на шнуре к себе.

 

10. РАЗВОРАЧИВАТЬ ПРЕДМЕТ

Задача. Развитие у ребенка способности к идентификации объек­та (объект остается тем же, и я предполагаю, что он находится за препятствием, даже если зрительное восприятие объекта при этом изменяется частично или полностью, т. е. его не видно или видно частично).

Материал. Игрушка, маленький кубик, полотенце, мягкая бу­мага.

Методика. Покажите ребенку игрушку. Затем заверните ее в лист бумаги. Пусть ребенок наблюдает за вашими действиями. Дайте спрятанный таким образом предмет ребенку и предложите ему найти его. Если он не может этого сделать, покажите ему. Снова заверните предмет и повторяйте полностью весь процесс до тех пор, пока ребенок не научится разворачивать предмет без посторонней помощи. Для заворачивания можете использовать длинное полотенце.

Дополнительное упражнение. Заверните один ботинок ребенка в полотенце или льняную салфетку и предложите ребенку развер­нуть сверток.

Дополнительный материал. Любой маленький предмет, кото­рый можно заворачивать.

 

Выводы по второй главе: психодиагностика детей раннего возраста в основном может быть только объективной, т.е. лишь в очень малой степени опираться на самооценку и самоанализ ребенка. Наибольшей ценностью в этом возрасте обладает психодиагностический материал, связанный с экспертной оценкой внешне наблюдаемых действий и реакций ребенка. Поэтому основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а главным психодиагностическим методом — естественный эксперимент, в котором создается некоторая жизненная ситуация, достаточно хорошо знакомая ребенку. Наилучшие психодиагностические результаты у детей этого возраста можно получить, наблюдая за ними в процессе занятий ведущей для данного возраста деятельностью — предметной игрой.

В своей практической части мы остановились лишь на небольшом количестве упражнений по использованию мышления детей в раннем  возрасте. (30).

             

 

 

Заключение

Ребёнок родится, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью.
На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи.

Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.
Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

Целью нашего исследования было изучение влияния мышления на развитие детей раннего возраста. В связи с этим мы рассмотрели понятие «мышление», психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста, методики для формирования мышления у ребенка от 1 года до 3 лет.

Список использованной литературы

1.      Большой психологический словарь / Под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2003.

2.      Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: сборник статей и документов /Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб., 2003.

3.      Выготский, Л.С. Мышление и речь. – М., 1999.

4.      Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976.

5.      Детская практическая психология: учебник / под ред. Т. Д. Марцинковской.- М., 2000.

6.      Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада / Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др.; под ред. С. Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М., 1985.

7.      Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии / А. В. Запорожец.- М. 1978.

8.      Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада /  Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М., 1989.

9.      Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: учеб. - метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М., 2003.

10. Леонтьев, А. Н. Очерки психологии детей / А. Н. Леонтьев. - М., 1950.

11. Люблинская, А. А. Очерки психологического развития. - / А. А. Люблинская. - изд. 2-е, перераб., М., 1965.

12. Новоселова, С. П. Развитие мышления в раннем возрасте / С. П. Новоселова. - М. - 1978.

13. Павлова, Л. Н. Раннее детство: Познавательное развитие: методическое пособие / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. – М., 2006.

14. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: кн. для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М., 1986.

15. Пиаже, Жан Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже; пер. с фр.; предисл. В. А. Лекторского и др. -  М., 1969.

16. Поддьяков, Н. К. Мышление дошкольника / Н. К. Подьяков. - М., 1977.

17. Пономарев, Я. А. Знание, мышление и умственное развитие / Я. А. Пономарев. - М., 1967.

18. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. – М., 1983 – с. 200-201.

19. Психология внимания и мышления: метод. разработка для учителей и студентов.  - М. - 1980.

20. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов /под ред. А. В. Запорожца. Д. Б. Эльпопина. -М., 1964.

21. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для вузов / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др.- М., 2003.

22. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. - М., 1958.

23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2000.

24. Смирнов, А. А. Избранные психологические труды / А. А. Смирнов. - М., 1987.

25. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник / Е. О. Смирнова.- м., 2003.

26. Смирнова, Е. О. Первые шаги: Программа воспитания и развития детей раннего возраста / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М., 2007.

27. Теплюк, С. Н. Дети раннего возраста в детском саду: программа и методические рекомендации / С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2007.

28. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - 1981.

29. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М., 2004.

30. Штрасмайер, В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами развития : учеб. пособие / В. Штрасмайер.- М., 2002.

 

 

 

1

 



Информация о работе Влияние мышления на развитие детей раннего возраста