Психологические особенности родительских отношений к единственному ребёнку дошкольного возраста в семье

Дата добавления: 29 Октября 2012 в 18:33
Автор работы: a*******@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать в ZIP архиве (40.02 Кб)
Вложенные файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть документ 

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

  —  179.00 Кб

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Глазовский  государственный педагогический институт

им. В.Г. Короленко»

 

Факультет педагогического  и художественного образования

 

Кафедра психологии

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

Психологические особенности родительских отношений к единственному ребёнку дошкольного возраста в семье.

 

 

 

 

 

                                                                                                                  

 

 

 

 

   Исполнитель: Щепина Анастасия.

                                                                                                                          Студентка группы 3.631 гр

 

                                                                                                            Научный руководитель:   Касимова Н.Г.

                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                          

   

 

.                   

 

 

 

 

 

Глазов 2012г.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………....................................... 3

Глава 1. Детско – родительские отношения к единственному ребёнку в семье.

    1. Понятие и сущность детско – родительских отношений…………………………
    2. Детско – родительские отношения……………………………
    3. Особенности родительских отношений к единственному ребенку в семье…….

Вывод по главе 1……………………………………………………………………………

Глава 2. Исследования психологических особенностей родительских отношений к единственному ребёнку…………………………………………………….

2.1. Организация исследования детско – родительских отношений в семье……

2.2. Результаты исследования родительских отношений к единственному

ребёнку…………………………………………………………………………………

Вывод по главе 2………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………………………….

Приложение………………………………………………………………………………..

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы: в настоящие время проблема детско – родительских отношений как фактора психофизического благополучие детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранение здоровья нации.

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. С.Холл говорил, что быть единственным ребенком — это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений.

Главное в развитии единственного  ребенка заключается в том, что  он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному — маленькому в «стране великанов» — не так легко и просто. Не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. Родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем.  
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту.

 

Целью нашей работы является изучение психических особенностей отношения родителей к единственному ребёнку.

 

Задачи:

  1. рассмотреть понятие и сущность детско-родительских отношений.
  2. выявить особенности родительского отношения к единственному ребенку в семье;
  3. определить методики исследования психологических особенностей отношений к единственному ребенку в семье;  

Предметом исследования является детского – родительские отношения.

 

Объектом исследования является семья с единственным ребёнком ребенком.

 

Гипотезой исследования является изучение психических особенностей отношения родителей к единственному ребёнку.

 

 

Практическая  значимость работы  заключается в раскрытии психологических особенностей родительского отношения к единственному ребенку.

 

Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния взаимоотношении родителей с единственным ребенком.

 
Методы исследования: тест- опросник родителей, анкета для родителей, анкета для детей. 

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Детско - родительские отношения к единственному ребёнку в семье.

 

    1. Понятие и сущность детско – родительских отношений.

Понятие родительское отношение  имеет наиболее общий характер и  указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребёнка. В основе того или иного сложившегося стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку.

Родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [5, с.1].

Понятие «детско-родительские отношения» указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Детско-родительские отношения включают в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком [2]. Вообще под понятием «отношение» в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает . В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.  
Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности .  
Специфика детско-родительских отношений заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения.

Сущность детско – родительских отношений заключается в том , что  в семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она - главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель-ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития. Огромный вклад в развитие представлений о специфике отношений между детьми и родителями внесла теория классического психоанализа. «Как известно, - пишут Смирнова Е.О. и Быкова М.В., психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития.

Согласно  З. Фрейду и А. Фрейду, мать выступает  для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой - как первый законодатель и «контролер».

 З. Фрейд  придавал значение отделению  ребенка от родителей, утверждая,  что отход ребенка от родителем  должен быть неизбежным для  его социального благополучия.

Э. Эриксон  подчеркивал, что в отношениях между родителем и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную забота о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой - предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой . 

 Эрик Фромм, рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям: а) условность – безусловность; б) контролируемость - неконтролируемость.

Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская  любовь не подвластна контролю со стороны  ребенка, ее нельзя заслужить (либо она  есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. При этом Фромм отмечает, что «речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца» [4]. 

Ю.Б. Гиппенрейтер рассматривает детско-родительские отношения с точки зрения специфики  общения. Автор отмечает также чрезвычайную значимость стиля общения с ребенком для развития его личности, удовлетворение насущных жизненных потребностей ребенка сильно зависит от стиля родительского общения, которое может быть как здоровым, так вредоносным [6]. 

Американский  психолог Г. Рон Нортон определяет родительское отношение как комплексную задачу, требующую чувствительности и рефлексивности к своему поведению с ребенком и готовность его изменят в случаи необходимости . Согласно А.Я. Варга, «родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков» [5]. 

Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они  характеризуются сильной эмоциональной  значимостью как для ребенка, так для родителя. Во - вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта амбивалентность выражается, например, в том, что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром. В - третьих, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка, т. е. отношение к дошкольнику очень отличается от отношения, например, к подростку . 

Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками. В педагогической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. Под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Определены три типа уклада семейной жизни с точки зрения его педагогической целесообразности: благоприятный для воспитания, педагогически противоречивый и неблагоприятный для воспитания.

Страницы:1234следующая →
Краткое описание
Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. С.Холл говорил, что быть единственным ребенком — это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений.
Содержание
Введение
Глава 1. Детско – родительские отношения к единственному ребёнку в семье.
1.1.Понятие и сущность детско – родительских отношений
1.2.Детско – родительские отношения
1.3.Особенности родительских отношений к единственному ребенку в семье
Вывод по главе 1
Глава 2. Исследования психологических особенностей родительских отношений к единственному ребёнку
2.1. Организация исследования детско – родительских отношений в семье
2.2. Результаты исследования родительских отношений к единственному ребёнку
Вывод по главе 2
Заключение
Список используемой литературы