Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:33, курсовая работа
Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. С.Холл говорил, что быть единственным ребенком — это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений.
Введение
Глава 1. Детско – родительские отношения к единственному ребёнку в семье.
1.1.Понятие и сущность детско – родительских отношений
1.2.Детско – родительские отношения
1.3.Особенности родительских отношений к единственному ребенку в семье
Вывод по главе 1
Глава 2. Исследования психологических особенностей родительских отношений к единственному ребёнку
2.1. Организация исследования детско – родительских отношений в семье
2.2. Результаты исследования родительских отношений к единственному ребёнку
Вывод по главе 2
Заключение
Список используемой литературы
«Родительское отношение» обладает наиболее общим характером, направляя на взаимную связь, на зависимость родителя и ребенка. Это понятие содержит в себе сознательно-избирательное и субъективно-оценочное мнение о ребенке, которое устанавливает признаки восприятия ребенка, схему общения с ним, характер приемов влияния. Характер и степень влияния родителя на ребенка зависит от множества отдельных факторов. Прежде всего, это характеристики родителя как непосредственного субъекта взаимодействия:
1) его пол (противоположный или такой же, как у ребенка);
2) возраст;
3) темпераментальные и характерологические особенности родителя (энергичный, нетерпеливый, несдержанный, диктаторский, толерантный, невнимательный, спокойный и др.);
4) национально-культурная
5) социальное положение (низкие
или средние социально –
6) профессиональная
7) степень педагогической и
Принимая во внимание взаимность связей в семье, отношения изображают через те роли, какие реализовывает ребенок.
По представлению А.С. Спиваковской, роль ребенка четко можно выделить именно в дисгармоничной семье, в которой члены относятся друг к другу стереотипно, нейтрально, годами сберегая замершие, ригидные, далеко не отвечающие реалиям взаимоотношений. Роль представляет собой набор стандартов поведения по отношению к ребенку в семье; это комбинирование чувств, действий, ожиданий, оценок, обращенных к ребенку от взрослых членов семьи»
Родительское отношение является многомерным образованием, в структуре которого выделяют три составляющих: а) интегральное эмоциональное принятие или отвержение ребенка; б) межличностная дистанция в общении с ребенком; в) форма и направление контроля за поведением ребенка [5, с. 23].
В связи с этим мы несколько подробнее остановимся на каждом из трех составляющих родительского отношения. Принятие и любовь развивают у ребенка чувство безопасности, уверенности, способствует полноценному развитию личности. Эмоциональный контакт между матерью и ребенком рассматривается как базисная психологическая модель, необходимая для развития личности ребенка. Принимающая, любящая, эмпатийная мать, которая вовремя реагирует на потребности ребенка, формирует у него так называемую безопасную привязанность.
Д. Боулби и М. Эйнсворт утверждают, что дети с безопасной привязанностью отличаются уверенным поведением, они не боятся новых ситуаций, у них формируется базовое доверие к миру, которое обуславливает дальнейшее отношение к людям [10, с. 20].
Карен Хорни отмечала, что ребенок может пережить очень многое из того, что часто относится к травматическим факторам (например, внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве), но все это до тех пор, пока в душе он чувствует себя желанным и любимым. Ребенок очень тонко улавливает, является ли любовь подлинной [10, с. 20].
Эмоциональное отвержение - это неэффективное родительское отношение, которое проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительностью родителя к потребностям ребенка. Оно может быть явным и неявным, скрытым. При явном отвержении родитель демонстрирует, что он не любит и не принимает своего ребенка, испытывает раздражение по его поводу. Скрытое отвержение принимает более сложные формы - оно может проявляться в глобальном недовольстве ребенком, хотя формально родитель может выполнять свои родительские обязанности. Отвержение часто связано с неадекватными родительскими ожиданиями относительно ребенка. Кроме этого отвержение часто сочетается с жестким контролем, с навязыванием ребенку единственно "правильного" типа поведения. Эмоциональное отвержение ребенка нередко сопровождается частыми наказаниями, в том числе и физическими [10, с. 25].
Вторая составляющая родительского отношения - межличностная дистанция в общении с ребенком. Она предполагает наличие большой дистанции между родителем и ребенком или так называемый симбиоз. Симбиоз переживается родителем как слияние с ребенком, как стремление удовлетворить все его потребности, оградить его от всех трудностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Симбиотические связи с ребенком характерны для матерей, любовь которых к ребенку заменяется аффективно заостренным беспокойством о нем [11, с. 108]. Часто симбиозу сопутствует гиперопека, то есть максимальный контроль, ограничения, связанные с занижением реальных способностей и потенций ребенка. Гиперопека, основанная на тревожности выступает как комплекс навязчивых действий, удовлетворяющих потребность родителя в собственной безопасности. В случае эмоционального симбиоза родительское отношение не отвечает насущным потребностям определенных кризисных этапов развития личностного развития ребенка, блокирует разрешение базового мотивационного конфликта принадлежности - автономии, интериоризуясь, приводит к расщеплению и дестабилизации образа Я [10, с. 30]. Форма и направление контроля за поведением ребенка. В младенчестве и раннем возрасте все потребности ребенка удовлетворяются взрослым, и от него почти ничего не требуется. По мере усложнения потребностей ребенка они неизбежно вступают в конфликт с желаниями окружающих. Ребенок уже не может свободно выражать свои потребности, но должен учиться соотносить их с требованиями окружающего мира.
Родительское отношение
описывается в разных психологических
школах в весьма различных понятиях
и терминах. Вместе с тем практически
во всех подходах можно усмотреть
исходную дихотомию, которая задает
поляризацию родительского
Исходя из этого, можно
предположить, что данные амбивалентные
характеристики отражают реальную, объективную
двойственность родительской позиции.
С одной стороны, это безусловная
любовь и глубинная связь, с другой
- это объективное оценочное
Своеобразие и внутренняя
конфликтность родительского
Тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка. Отношение к младенцу носит в большей степени личностный характер. По мере взросления ребенка начинает проявляться и предметное начало. Характер родительского отношения, который определяется преобладанием у родителя предметного или личностного начала, определяет стиль его поведения с ребенком и оценку ребенка родителем .
Говоря о типологии
родительского отношения можно
отметить, что в психологии были
предприняты многочисленные попытки
построить типологию
Рое и Зигельман выделили шесть типов родительского отношения:
1) отвержение; 2) безразличие; 3) гиперопека; 4) сверхтребовательность; 5) устойчивость; 6) активная любовь. Они полагают, что устойчивость и активная любовь обеспечивают гармоничное развитие личности ребенка. Отвержение ребенка является наиболее травмирующим и вызывает у него повышенный уровень тревоги и агрессивности.
Так же в отечественной психологии были описаны типологии родительского отношения на основе анализа клинических данных. В.И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания:
- неприятие индивидуальных особенностей ребенка;
- гиперсоциализация, выражающаяся в повышенных требованиях к ребенку без учета его индивидуальных особенностей;
- эгоцентризм, когда ребенок становиться "кумиром семьи", "смыслом жизни" для родителей.
Все три типа воспитания крайне неблагоприятны для развития ребенка и ведут к формированию различных неврозов.
А.И. Захаров полагает, что родительское отношение может быть оценено по следующим параметрам:
интенсивность эмоционального контакта родителя и ребенка: гиперопека / опека и принятие / непринятие ребенка;
параметры контроля, среди которых выделяется разрешительный, допускающий, ситуативный и ограничительный контроль;
последовательность - непоследовательность воспитания;
аффективная устойчивость - неустойчивость родителя;
тревожность – не тревожность родителя.
А.Я. Варга [5] выделила три составляющие родительского отношения:
1) интегральное принятие
- отвержение ребенка; 2) межличностная
дистанция родителя и ребенка;
3) формы и направление
Так можно сказать, что детско-родительские отношения очень неоднозначны, факт их противоречивости и амбивалентности был клинически подтвержден в работе А.Я. Варга. Она считает, что такие элементы эмоционального компонента родительского отношения, как симпатия - антипатия и уважение - неуважение, бесконечно разнообразны по содержанию в зависимости от времени и ситуации.
Родительское отношение
имеет устойчивые и неустойчивые
черты. Устойчивые черты внеситуативны,
они проявляются в таких
А.С. Спиваковская подчеркивает,
что абсолютного идеала, нормы
в воспитательной деятельности не существует:
отношения с ребенком глубоко
индивидуальны и неповторимы, однако
можно сформулировать основные "правила", которым родителям
необходимо следовать - это любовь и независимость.
Родительская любовь и уверенность ребенка
в родительской любви являются источником
и гарантией его эмоционального благополучия,
телесного и душевного здоровья. Предоставление
ребенку определенной меры самостоятельности
зависит от его возраста и мотивов воспитания.
Одним из важнейших составляющих детско-родительских
отношений является глубокий постоянный
психологический контакт с ребенком -
это универсальное требование к воспитанию,
которое в одинаковой степени может быть
рекомендовано всем родителям, контакт
необходим в воспитании каждого ребенка
в любом возрасте. Именно ощущение и переживание
контакта с родителями дают детям возможность
почувствовать и осознать родительскую
любовь, привязанность и заботу. Основа
для сохранения контакта - искренняя заинтересованность
во всем, что происходит в жизни ребенка,
искреннее любопытство к его детским,
пусть самым пустяковым и наивным, проблемам,
желание понимать, желание наблюдать за
всеми изменениями, которые происходят
в душе и сознании растущего человека.
Вполне естественно, что конкретные формы
и проявления этого контакта широко варьируют,
в зависимости от возраста и индивидуальности
ребенка .