Психологические особенности родительских отношений к единственному ребёнку дошкольного возраста в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. С.Холл говорил, что быть единственным ребенком — это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений.

Содержание

Введение
Глава 1. Детско – родительские отношения к единственному ребёнку в семье.
1.1.Понятие и сущность детско – родительских отношений
1.2.Детско – родительские отношения
1.3.Особенности родительских отношений к единственному ребенку в семье
Вывод по главе 1
Глава 2. Исследования психологических особенностей родительских отношений к единственному ребёнку
2.1. Организация исследования детско – родительских отношений в семье
2.2. Результаты исследования родительских отношений к единственному ребёнку
Вывод по главе 2
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, семья для каждого ее члена является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. В ней каждый стремится удовлетворять свои потребности, реализовать развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи.

1.3. Особенности  родительского отношения к единственному  ребенку в семье. 

По отношению к единственному ребенку в семье А.Адлер высказал мысль об уникальности его положения: у него нет братьев и сестер, с которыми бы ему надо было конкурировать. Наряду с этим А.Адлер высказал мысль близкую к классической фрейдистской теории: единственный ребенок весьма чувствителен к материнской любви, что нередко приводит его к соперничеству с отцом. Находясь длительное время под контролем, опекой матери, единственный ребенок привыкает к защите, заботе со стороны других. Главной особенностью его жизнедеятельности становится зависимость и эгоцентризм. Единственный ребенок привык быть в центре внимания, не привык бороться за такую позицию с другими, что создает для него немалые трудности при адаптации в системе межличностных отношений после выхода в своей жизнедеятельности за рамки семьи. Эта гипотеза А.Адлера была проверена с помощью психодиагностических средств.  

О единственных детях можно услышать расхожее мнение, что они вырастают эгоистами и, в целом, отстают в социальном развитии от своих сверстников, растущих с братьями и сестрами. Однако эти выводы базируются на исследованиях начала двадцатого века. Современные же исследования показывают, что нет значимой разницы в уровне развития и личностных особенностях между единственными детьми в семье и их сверстниками. Невозможно предсказать, что два ребенка будут одинаковыми только потому, что они растут в одинаковых условиях. На характер хорошего ребенка огромное влияние оказывает присутствие плохого. На самом деле есть много детей, которые изначально вели себя хорошо, а затем превратились в трудных детей.

Для развития психики каждый ребенок  требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк. 
Поэтому единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка. 
Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!

 

Ещё можно сказать, что  особенность воспитание единственного  ребёнка в семье имеет две  точки зрения. Первая: единственный ребёнок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребёнку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными , и тем не менее встречаются на столько часто, что было бы глупо их не замечать. Так же ещё особенности родительских отношений к единственному ребёнку положительны в том, что дети  получают больше внимания и любви родителей ; родители единственного ребенка имеют больше возможностей развить его способности, быть более внимательными к его внутреннему миру, его переживаниям.

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 Вывод по первой главе.

 

 

Таким образом « Психологические особенности родительских отношений к единственному ребёнку дошкольного возраста в семье», мы раскрыли понятие и сущность детско – родительских отношений;  детско – родительские отношения; выявили особенности родительского отношение к единственному ребёнку в семье.

 

Можно сказать ещё, что  будучи ближе к ребенку, родители больше влияют на развитие его личности, чем в других семьях. Как плохие, так и хорошие аспекты родительского отношения в семьях с одним ребенком оставляют более яркий след в его личности . В социальном плане единственные дети также имеют определенные преимущества над другими. На их обучение тратится больше времени, привлекаются различные репетиторы, дети устраиваются в разнообразные кружки и т. п. Позже, в юности, единственные дети лучше обеспечиваются материально, что важно для начала самостоятельной жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследования психологических особенностей родительских отношений к единственному ребёнку.

 

2.1 Организация исследования детско – родительских отношений в семье.

Цель исследования: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье

Задачи:

1.Определить уровень  знаний и представлений у родителей  о методах воспитания детей.

2.Определить удовлетворённость  своим положением в семье самого  ребёнка.

3.Выяснить родительское  отношение к ребёнку.

Для исследования были взяты 10 семей, в которых был единственный ребёнок в возрасте 6 лет.

Методику  исследования составили две группы методов:

 

Первая группа методов  направлена на изучение положения ребёнка  в семье.

При работе с детьми мы использовали следующие метод:

-         методика «Неоконченные предложения».

 

Вторая группа методов  направлена на выявление знаний родителей о ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.

При работе с родителями нами были использованы следующие методы:

-анкетирование;

-тестирование: «Родительское  отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).

 

Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали методику «Незаконченные предложения»( Л.Саксом, В.Леви).

Цель методики: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям.

Методика проведения:

Детям предлагается ответить на вопросы одним или несколькими словами( приложения № 1).

Так, Света В. ответила: «Мой папа очень весёлый», « Мой папа и я любим читать сказки», «Моя мама красивая», «Моя мама и я любим стряпать»; Серёжа А: «Моя мама добрая», «Мы с мамой любим смотреть на небо», «Мой папа хороший», «Мой папа и я играем в конструктор»; Стас В: «Моя мама целует меня» «Мы с мамой любим гулять» , «Мой папа красивый»,« Мой папа и я любим играть в лего»; Настя С: « Моя мама солнечная», « Мы с мамой любим ходить по магазинам», « Мой папа смешной», « Мы с папой любим по сидеть на диване»; Денис П: « Мои папа и мама весёлые», « Мы с папой и мамой любим ходить гулять все вместе»; Алёша К: « Моя мама радостная, а папа крутой», « Мы с мамой любим гулять по улице, а с папой любим покушать»; Полина К: « Мой папа умный, а мама забавная», « Мы  с папой и мамой любим вместе быть»; Катя П: « Моя мама самая веселая и мы с ней любим готовить кушать», « Мой папа хороший и мы с ним любим гулять»; Наташа Б: « Мой папа радостный и мы любим играть с ним в разные игры», « Моя мама веселая и мы с ней любим смотреть мультики»; Маша С: «Мой папа добрый и мы с ним любим гулять», «Моя мама красивая и мы с ней любим печь тортики». 

Хорошие взаимоотношения сложились в 10 семьях (100%): Настя С., Денис П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа Б.

Таким образом, по результатам данной методики можно сделать вывод, что во всех семьях отношение родителей и детей хорошие и удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка положительное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для обследования родителей  была разработана анкета из 10 вопросов (Приложение № 2).

Цель методики: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании ребёнка.

Методика проведения:

Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить уровень их знаний.

Обработка результатов  показала, что 7 из 10 родителей имеют достаточно полные знания о воспитании детей.

 

Результаты анкетирования  родителей по выявлению уровня знаний о ребёнке.

 

              

 

Итак  обработка результатов показала, что 70% родителей  имеют достаточно полные знания о воспитании детей, а 30% родителей имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании.

Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания.

 

 

 

 

Для выявления родительского  отношения к детям был предложен тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина( приложение 3)

 Цель методики: изучить выявление родительского отношения к детям.

Методика проведения:

Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений. На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно  отнести отношения по типу “симбиоз” и “маленький неудачник”. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли  такой тип родительских отношений, как отвержение и “авторитарная гиперсоциализация”.  Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину  родительского отношения к детям:

 

 

 

Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются  в 6 семьях( 60%).

 К нейтральному уровню можно отнести 3 семьи( 30%). 

Родительские отношения, которые  носят отрицательный характер, проявляются в 1 семье (1%).  По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют эффективные отношения с ребёнком.

Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что  в родительских отношениях к детям оказывают благополучное влияние.

Таким образом,  в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:

-         детские отношения к родителям;

-         знания родителей о воспитании ребенка;

-         родительские отношения к детям.

Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы

и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.

Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Результаты исследования детско – родительских отношений в семье.

 

Результаты исследования детско – родительских отношений в семье показали, что во всех проведённых методиках, мы увидели, что во всех семьях отношение родителей и детей хорошие и удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка положительное. Так же мы выяснили родительское отношение к ребёнку и уровни детско – родительских отношений.

Родители легче и  охотнее соглашаются на диагностическое взаимодействие с психологом, оказываясь в привычной ситуации заполнения анкет и опросников. Заданность и последовательность предъявления диагностического материала позволяет актуализировать исследуемые особенности родительско-детских отношений: прямые и отраженные оценки ребенка; ценностные ориентации родителя, включающие систему идеальных ожиданий, реальных требований и возможных страхов и опасений; особенности совместной деятельности родителя и ребенка.

Информация о работе Психологические особенности родительских отношений к единственному ребёнку дошкольного возраста в семье