Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 20:43, реферат

Краткое описание

Принятие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и вступление его в силу с 1 сентября 1995 г. стало новым этапом в процессе формирования местного самоуправления в современной России. Накопленный к этому времени опыт показал, что на пути реализации Федерального закона возникает много проблем, связанных не только с созданием необходимой материально-финансовой базы местного самоуправления, но и с оценкой Закона, толкованием его отдельных положений и норм, пониманием самой концепции местного самоуправления, лежащей в основе Закона, наконец, содержания Общих принципов организации местного само­управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Что такое “ местное самоуправление”? ………………………………………..4
2.Определение “общих принципов” местного самоуправления ………………11
3.Модели местного самоуправления ……………………………………………12
4.Формирование органов местного самоуправления…………………………...14
5.Муниципальная служба………………………………………………………...16
6.Местное самоуправление и Федерация ……………………………………….19
7.Проблемы формирования местного самоуправления в Российской
Федерации …………………………………………………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы ……………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

!!!распечатать!!!.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

     Муниципальные образования  вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально - экономические, национальные  и иные местные традиции (ст.11).

     К органам местного  самоуправления относятся:

1. Выборные органы, образуемые в  соответствии с настоящим Федеральным  законом, законами субъектов Российской  Федерации, уставами муниципальных  образований.

2. Другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

     Наличие выборных  органов местного самоуправления  муниципальных образований является  обязательным.      

     Органы местного самоуправления  наделяются в соответствии с  уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

     Органы местного самоуправления  не входят в систему органов  государственной власти. Осуществление  местного самоуправления органами  государственной власти и государственными  должностными лицами не допускается.

     Структура органов  местного самоуправления определяется  населением самостоятельно.

     Органы местного самоуправления:

1. Представительный орган местного  самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

     Численный состав  представительного органа местного  самоуправления определяется уставом  муниципального образования.

     В исключительном  ведении представительных органов  местного самоуправления находятся:

1) принятие общеобязательных правил  по предметам ведения муниципального  образования, предусмотренных уставом  муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ  развития муниципального образования, утверждение отчетов об их  исполнении;

4) установление местных налогов  и сборов;

5) установление порядка управления  и распоряжения муниципальной  собственностью;

6) контроль за деятельностью  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, предусмотренных уставами  муниципальных образований.

     В отдельных поселениях  уставом муниципального образования  в соответствии с законами  субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан (ст.15).

      2. Исполнительный орган - уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

     Глава муниципального  образования и иные выборные  должностные лица местного самоуправления  наделяются собственной компетенцией  по решению вопросов местного  значения в соответствии с  уставом муниципального образования.

     Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно, а также представительному органу местного самоуправления.

     В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

     Наименование органов  местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

     Образование органов  местного самоуправления, назначение  должностных лиц местного самоуправления  органами государственной власти  и государственными должностными лицами не допускаются.

     Органы местного самоуправления  и должностные лица местного  самоуправления по вопросам своего  ведения принимают (издают) правовые  акты. Наименование и виды правовых  актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

     Формы осуществления  местного самоуправления:

     По вопросам местного  значения может проводиться местный  референдум (ст. 22).

     В местном референдуме  имеют право участвовать все  граждане, проживающие на территории  муниципального образования, обладающие  избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.

     Голосование на местном  референдуме осуществляется тайно - контроль за волеизъявлением  граждан не допускается.

     Решение, принятое на  местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

     Муниципальные выборы (ст. 23): выборы депутатов, членов  иных выборных органов местного  самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

      Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

     Федеральные органы  государственной власти и органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации гарантируют  проведение муниципальных выборов.

     В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан (ст.24).

     Порядок созыва и  проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются  уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

     Население в соответствии  с уставом муниципального образования  имеет право на правотворческую  инициативу (ст.25) в вопросах местного  значения. Проекты правовых актов  по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

     Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления (ст.26).

     Органы местного самоуправления  и должностные лица местного  самоуправления обязаны дать  ответ по существу обращений  граждан в течение одного месяца.

     Территориальное общественное  самоуправление (ст.27) – это самоорганизация  граждан по месту их жительства  на части территории муниципального  образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными  образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

     Наряду с предусмотренными  настоящим Федеральным законом  формами участия населения в  осуществлении местного самоуправления  граждане вправе участвовать  в осуществлении местного самоуправления  в иных формах (ч.2 ст.27), не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

        Гарантии местного самоуправления:

1. Ограничение прав местного  самоуправления, установленных Конституцией  Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, запрещается (ст.43).

2. Решения, принятые путем прямого  волеизъявления граждан, решения  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами (ст.44).

3. Неисполнение или ненадлежащее  исполнение решений, принятых путем  прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления влечет ответственность  в соответствии с законами.

4. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений (ст.46).

5. Органы местного самоуправления  и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом (ст.47).

А. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

 Б. Ответственность органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления  перед государством наступает  в случае нарушения ими Конституции  Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.

В. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Г. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

 

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

     В Конституции отсутствует  понятие общих принципов организации  местного самоуправления.    

     Однако системный  и взаимосвязанный анализ соответствующих конституционных положений позволяет прийти к выводу о том, что такое понятие должно охватывать, по крайней мере, две группы норм.

     Первая из них призвана  гарантировать реализацию закрепленных  в Конституции основ самоуправления и соответствующих прав граждан на самоуправление: самостоятельность местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий (ст.12); самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные органы местного самоуправления (ст.130); осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131); запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией (ст.133); осуществление республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами собственного правового регулирования, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.76).

Информация о работе Местное самоуправление