Анализ сезонных колебаний. Индекс сезонности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей работе раскрыто понятие внутригодовой динамики социально-экономических явлений в деятельности торгового предприятия.
Рассмотрены статистические методы выявления сезонных колебаний. Дано графическое изображение внутригодовой динамики, представлены методы расчета индексов сезонности.
Дан гармонический (спектральный) анализ внутригодовой динамики социально-экономических явлений в деятельности торгового предприятия.
Задача статистики состоит в том, чтобы измерить сезонные различия в уровне показателей, а чтобы выявленные сезонные различия были закономерными (а не случайными) необходимо строить анализ на базе данных за несколько лет, по крайней мере не менее чем за три года.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......…3
Глава 1. Сезонные колебания в рядах динамики…………………………......…5
1.1.Сущность сезонных колебаний…………...….…………………….…...……5
1.2. Понятие о внутригодовой динамике социально-экономических явлений в коммерческой деятельности………………………………….……….………...11
1.3. Статистические методы выявления сезонных колебаний..........................15
Глава 2. Изучение сезонных колебаний в деятельности торгового предприятия………………………………………………….…………….….…19
2.1 Изучение сезонных колебаний в деятельности торгового предприятия...19
2.2.Гармонический анализ внутригодовой динамики социально-экономических явлений в деятельности торгового предприятия ……...…….27
Заключение…………………………………………………….………….….…..29
Список использованных источников………………………………………...…30

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика курсовой.docx

— 250.40 Кб (Скачать файл)

 

В итоговой строке графе 6 определен знаменатель формулы (1.3.4) в виде общего для всего ряда динамики среднего уровня :

 тыс. руб.

Этот общий средний  уровень и используется в качестве постоянной базы сравнения при определении  средних индексов сезонности, которые  помещены в графе 7 таблицы 2.4:

;

 и т. д.

Из графы 7 видно, что сезонные колебания товарооборота предприятия характеризуются повышением в июне (+31,4%), июле (+19,2%) и декабре (+1,2%) и снижением в других месяцах.

Для большей наглядности  сезонных колебаний средние индексы  изобразим графически (рис. 2.3).

Для выявления сезонных колебаний  можно применить метод скользящей средней.

Средние индексы сезонности в этом случае определяются по формуле:

                                                ,                        (2.1.3)

где - исходные уровни ряда; - сглаженные уровни ряда; - число одноименных периодов.

Имеются данные о реализации продукции сельскохозяйственного  производства в одном из магазинов  г. Тюмени (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Квартал

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

I

II

III

IV

165

253

316

287

237

288

356

331

410

431

443

389

416

439

472

450


Таблица 2.6

Сглаженные уровни и индексы  сезонности рассчитаны в таблице  2.6

Год, квартал

 

Год, квартал

1

2

3

4

 

1

2

3

4

2008

       

2010

     


II 
III 
IV

165

253

316

287

-

-

264,25

277,6

-

-

119,6

103,4


II 
III 
IV

410

431

443

389

392,9

411,0

419,0

420,75

104,4

104,9

105,7

92,5

2009

       

2011

     


II 
III 
IV

237

288

356

331

287,0

297,5

324,6

364,1

82,6

96,8

109,7

90,9


II 
III 
IV

416

439

472

450

425,37

436,62

-

-

97,8

100,5

-

-


 

Для получения средних  индексов сезонности производится осреднение исчисленных значений : по одноименным кварталам:

I кв.:

II кв.:                  

III кв.:

IV кв.:

Исчисленные показатели являются средними индексами сезонных колебаний  продажи продукции сельскохозяйственного  производства по кварталам.

 

2.2 Гармонический анализ внутригодовой динамики социально-экономических явлений в деятельности торгового предприятия

 

Для анализа внутригодовой  динамики социально-экономических  явлений могут применяться гармоники ряда Фурье.

При аналитическом выражении  изменений уровней ряда динамики используется формула

                                   ,                               (2.2.1)

В формуле k определяет номер гармоники, которая используется с различной степенью точности (обычно от 1 до 4).

При решении уравнения  параметры определяются на основе положений метода наименьших квадратов. Определяя для функции частные производные и приравнивая их нулю, получают систему нормальных уравнений, параметры которых вычисляются по формулам:

                                                     ,                                             (2.2.2)

                                                   ,                                   (2.2.3)

                                               ,                                        (2.2.4)

При анализе ряда внутригодовой  динамики по месяцам значение k принимается за 12. Представляя месячные периоды как части окружности, ряд внутригодовой динамики можно записать в таком виде:

Периоды (ti)

0

Уровни (yi)


Проиллюстрируем построение модели внутригодовой динамики по первой гармонике ряда Фурье на данных о  среднедневном товарообороте торгового  предприятия по месяцам 2011 года (табл. 2.2.1).

 

Таблица 2.2.1

Месяц

Объем товарооборота, тыс. руб.

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

0

(1:6)p

(1:3)p

(1:2)p

(2:3)p

(5:6)p

p

(7:6)p

(4:3)p

(3:2)p

(5:3)p

(11:6)p

65,1

66,5

74,4

73,6

67,2

100,0

90,0

72,6

68,9

70,4

66,3

77,2

1

0,866

0,5

0

-0,5

-0,866

-1

-0,866

-0,5

0

0,5

0,866

0

0,5

0,866

1

0,866

0,5

0

-0,5

-0,866

-1

-0,866

-0,5

65,1

57,6

37,2

0

-33,6

-86,6

-90,0

-62,9

-34,5

0

33,2

66,9

0

33,3

64,4

73,6

58,2

50,0

0

-36,3

-59,7

-70,4

-57,4

-38,6

66,5

69,0

73,0

77,3

80,9

82,7

82,3

79,8

75,8

71,5

67,9

66,1

S

´

893,0

´

´

-47,6

17,1

892,8


Применяя первую гармонику  ряда Фурье, определим параметры  уравнения (2.2.1):

по формуле (2.2.2)   ;

по формуле (2.2.3)  ;

по формуле (2.2.4)  .

По полученным параметрам синтезируется математическая модель:

                                                                       (2.2.5) 

На основе модели определим  для каждого месяца расчетные  уровни :

тыс. руб.;

тыс. руб.;

………………………………….

 тыс. руб.

Вычисленные для каждого  месяца 2011 г. теоретические уровни записаны в графе 8 табл. 2.2.1.

Итоговые данные этой графы свидетельствуют о достаточно точном распределении выравненных данных. Отклонение от на 0,2 объясняется неизбежными округлениями в расчетах.

Заключение

 

Сезонность и сезонные колебания вызываются различными причинами. Но как в производстве, так и  в обращении сезонные колебания  отрицательно сказываются на развитии экономики страны, обуславливают  неравномерность использования  трудовых ресурсов и оборудования в  течение года, а это в свою очередь  приводит к понижению производительности труда и повышению себестоимости  изготовляемой продукции.

Сезонные колебания в  одних отраслях экономики вызывают соответствующие колебания в  других, иначе говоря, проблема сезонности является общей проблемой экономики  Российской Федерации.

Неравномерность производства того или иного продукта обуславливает  соответствующую неравномерность  его потребления, потребление в  свою очередь оказывает воздействие  на производство. Но не всякая сезонность преодолима и не всякая сезонность требует преодоления.

С увеличением и расширением  производства товаров, с ростом благосостояния населения сезонность продажи непродовольственных  товаров увеличивается, а сезонность продажи и потребления продовольственных  товаров снижается.

Сезонные колебания, отраженные в рядах динамики, необходимо изучать  и измерять для учета определения  мероприятий, необходимых для уменьшения (или увеличения) сезонных колебаний.

 

Список использованных источников

  1. Годин А. М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002. – 472 с.
  2. Гусаров В. М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 463 с.
  3. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 416 с.
  4. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности/ Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 296 с.
  5. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов/ Под ред. Б. И. Башкатова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 703 с.
  6. Статистика: Курс лекций/ Под ред. В. Г. Ионина. – М.: ИНФРа-М, 1998. – 310 с.
  7. Статистика. Учебник/ Под ред. И. И. Елисеевой. – М.: ООО "ВИТРЭМ", 2002. – 448 с.
  8. Теория статистики: Учебник/ Под ред. Р. А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 576 с.
  9. Котлер Ф., Амстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга / Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.; К.: Издат. дом «Вильямс», 1999.
  10. Мазманова Б.Г. Методические вопросы прогнозирования сбыта // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №1.
  11. Социальная статистика Учебник. / Под ред. И.И. Елисеевой – 3-е издание, переработанное и дополненное – Москва, "Финансы и статистика", 2001.
  12. Статистика: учебник / В.Г. Минашкин (и др.); под ред. В.Г. Минашкина. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005г. - 272 с.
  13. Статистка: учебник - 2-е изд., перераб./ А.М. Годин. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2003г. - 228с.
  14. Практикум по статистике / А.П.Зинченко, А.Е. Шибалкин, О.Б. Тарасова, Е.В. Шайкина; Под ред. А.П. Зинченко. - М.: Колос, 2003г. - 392с.
  15. Теория статистики: Учебник. / Под ред. проф. Г.Л. Громыко. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 414с.
  16. Статистика: Учебное пособие. / А.В. Богат, М.М. Конкина, В.М. Симчера и др.; Под ред. В.М. Симчеры. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 368с.

 

 

 

1 Гусаров В. М. Статистика: учебное пособие для вузов. М., 2002

2 Годин А.М. Статистика. Учебник, М., 2002

3 Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности. Учебник / А.И. Харламов и др. – М. Финансы и статистика, 1998

 


Информация о работе Анализ сезонных колебаний. Индекс сезонности