Значение статистики образования, культуры, моральной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 05:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – исследование и анализ статистических данных по заданным направлениям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сферы образования, культуры и морали.
2. Охарактеризовать работу органов Федеральной Службы Государственной статистики, а также определить эффективность и потребность этих государственных органов.
3. Провести анализ показателей статистики образования, культуры и морали.

Содержание

Введение
1 Значение статистики образования, культуры, моральной этики.
1.1 Сфера образования
1.2 Сфера здравоохранения
1.3 Сфера культурного развития
2 ФСГС РосСтат
2.1 Структура, цели, задачи и функции
2.2 Анализ показателей статистики Российского образования по
данным РосСтата
2.2.1 Социально-экономический контекст
2.2.2 Демографические показатели
2.2.3 Анализ динамики и структуры уровня образования населения
2.3 Анализ показателей статистики культуры и морали граждан
Российской Федерации по данным РосСтата
2.3.1 Состояние сферы культуры за период 1980–2009 гг.
2.3.2 Экономика и особенности современной российской культуры
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

анализ показателей статистики образования, культуры, моральной статистики.docx

— 842.88 Кб (Скачать файл)

Основными функциями Федеральной  службы государственной статистики являются:

-представление в установленном порядке статистической информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;

-разработка и совершенствование научно-обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;

-разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;

-сбор статистической отчетности и формирование на её основе официальной статистической информации;

-контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;

-развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение её совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;

-обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;

-реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Центральный аппарат подразделяется на следующие отделы:

-Административное управление

-Управление организации статистического наблюдения и контроля

-Управление сводных статистических работ и общественных связей

-Управление национальных счётов

-Управление статистики затрат и выпуска

-Управление статистики цен и финансов

-Управление статистики предприятий

-Управление статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды

-Управление статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства

-Управление статистики торговли и услуг

-Управление статистики труда, науки, образования и культуры

-Управление статистики населения и здравоохранения

-Управление статистики уровня жизни населения и обследований домашних хозяйств

-Управление статистики зарубежных стран и международного сотрудничества

-Управление организации проведения переписей и сплошных обследований

-Управление информационных ресурсов и технологий

-Управление развития имущественного комплекса

В свою очередь управления подразделяются на множественное количество отделов.

РосСтатом были разработаны  и выполнены такие крупномасштабные проекты, как всероссийская перепись населения (2002) всероссийская сельскохозяйственная перепись (2006) всероссийская перепись населения (2010).

 

 

2.2 Анализ показателей  статистики Российского образования по данным РосСтата

2.2.1 Социально-экономический  контекст

Постановка задачи анализа  – рассмотрение вопросов дифференциации образования в зависимости от социально-экономических характеристик  территории определила отправную точку  анализа- набор обобщенных показателей, применяемых для построения индекса  развития человека. Этот индекс строится на основе четырех индикаторов, характеризующих  уровень развития страны:

-ВВП по паритету покупательной  способности на душу населения,

-средней ожидаемой продолжительности  жизни при рождении,

-уровня грамотности взрослого  населения,

-валового коэффициента  охвата населения всеми видами  образования.

ВВП по паритету покупательной  способности представлен на рисунке 1 по регионам страны.

Если же обратиться к показателю средней ожидаемой продолжительности  жизни в разрезе регионов, то отклонения от среднего по России значения здесь  сравнительно невелики.

По данным РосСтата, процент  грамотного населения в России составляет 99,8%, что соответствует показателю для стран с высоким уровнем  дохода.

Индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП), рассматриваемый  ООН выступает обобщающим показателем. Подушевой ВВП и валовый охват  населения образованием соответствует  странам среднего развития, а низкая величина продолжительности жизни  при расчете ИРЧП уравновешивается высокой долей грамотного населения.

 

Рисунок 1. Размер валового регионального  продукта на душу населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. ИРЧП согласно данным РосСтата и Юнеско

 

2.2.2 Демографические показатели

При прочих равных условиях, масштабы образовательной системы, а также расходы на систему  образования в целом и в  расчете на одного учащегося зависят  от демографической структуры населения. Чем выше доля населения в «учебных»  возрастах, тем больше должны быть расходы  на образование при равных показателях  охвата образованием, и тем меньше приходится средств на одного учащегося.

Доля населения в «школьном» возрасте обратно связана с показателем  средней продолжительности жизни  – интегральной демографической  характеристикой. Регионы России демонстрируют  существенную дифференциацию возрастной структуры населения – доля населения  в возрасте массового образования  варьируется от 31 до 49%. При этом, повторяя характерную для России в целом ситуацию, ближе по этому  показателю к странам с более  высоким уровнем дохода.

2.2.3 Анализ динамики и структуры уровня образования населения

 Данные об уровне  образования населения по возрастным  группам представлены в Российском  статистическом ежегоднике за 2009. Проведём перегруппировку этих  данных и представим их в  таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Уровень образования населения, имеющего профессиональное образование по возрастным группам

 

 

 

Для анализа динамики изменения  уровня образования населения России представим показатели таблицы 2 на рисунке (рис. 2).

Рисунок 2. Структура уровня профессионального образования населения по возрастным группам

 

 На рисунке 2 видно, что с возрастом уровень образования растёт. Однако рост в основном происходит в возрасте до 30 лет. Увеличение доли людей с высшим и послевузовским образованием объясняется большей долей лиц данного возраста в общей численности населения станы (рисунок 3). Наибольшая доля лиц с высшим образованием у более молодого поколения. Современная молодёжь стремится получить высшее образование.

 Доля лиц с начальным  профессиональным образованием  в России невысокая, что позволяет  говорить о высоком показателе  среднего уровня образования.

 Доля лиц со средним  специальным профессиональным образованием  значительно превышает долю лиц  с высшим образованием. Это говорит  о том, что в России имеются  значительные резервы повышения  уровня образования населения.

Рисунок 3. Изменение доли лиц с высшим образованием по возрастным группам

Таблица 3. Уровень образования населения, не имеющего профессиональное образование по возрастным группам в расчёте на 1000 человек

 

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что в России довольно заметна доля людей, не имеющих специального и даже начального образования.

 Так более 15 % людей  в каждой возрастной группе  перешедшей школьный порог имеют  только среднее полное общее  образование. В среднем около  5 % его не имеют и ограничились  только основным образованием. Около  1 % населения России наиболее  трудоспособного возраста от 20 до 54 лет имеют только начальное  образование.

 

 В среднем по стране  около 0,1 % населения вообще не  имеют никакого образования. При  этом доля таких людей в  возрастной группе 15- 24 наиболее  высокая среди трудоспособного  населения.

Рисунок 4. Структура уровня образования населения не имеющего профессионального образования по возрастным группам

На рисунке 4 показано, что основная доля лиц трудоспособного возраста не имеющих профессионального образования получили общее среднее образование, то есть закончили 11 классов общеобразовательной школы.

 Тем не менее, доля  лиц не закончивших даже 11 классов  в России высока. После 30 лет  она снижается, так как люди  начинают понимать, что получить  высокооплачиваемую работу можно  только имея профессиональное  образование.

 

 

 

 

2.3 Анализ показателей  статистики культуры и морали  граждан Российской Федерации  по данным РосСтата

2.3.1 Состояние сферы культуры за период 1980–2009 гг.

Анализ состояния сферы  культуры за период с 1980 по 2009 год позволяет  прийти к выводу о наличии двух устойчивых тенденций в ходе рыночных реформ. Снижение общего числа учреждений и падение посещаемости коснулись  таких отраслевых составляющих сферы  культуры, как учреждения культурно-досугового типа и общедоступные библиотеки. Число первых за годы реформ сократилось  более чем на 40%. Общее количество библиотек в России за период 1990–2009 гг. сократилось на 24,7%. Число зарегистрированных пользователей общедоступных библиотек  за рассматриваемый период сократилось  на 27%.

В ходе реформ значительно  выросло число профессиональных театров, расширился музейный комплекс Российской Федерации. Количество официально зарегистрированных музеев постоянно  увеличивается, причем темп изменений  постоянен. Так, за период с 2005 по 2009 год  число музеев увеличилось на 254 единицы, то есть на 10%.

Анализ статистических данных показал, что средний темп прироста числа музеев за анализируемый период составляет 4,3% в год. Автор отмечает также существенные структурные  сдвиги в разрезе направленности музеев. В первую очередь, значительно  возросло количество краеведческих  музеев, которые по состоянию на 2009 г. составляют более половины всего  музейного комплекса Российской Федерации.

Посещаемость профессиональных театров и музеев за анализируемый  период демонстрирует устойчивую положительную  динамику. Проведенные автором расчеты  показывают, что в период с 1995 по 2009 год посещаемость театров в  среднем составляла 29,77 млн чел. и  увеличивалась в среднем на 0,7% в год. Еще более устойчивую динамику роста посещаемости в период с 1995 по 2009 год демонстрируют музеи, посещаемость которых в 2009 году возросла на 7% относительно аналогичного показателя 1995 года. Отметим, что согласно данным Росстата, по числу посещений музеев лидирует (1729 посещений музеев на 1000 человек населения) Северо-Западный федеральный округ. Аналогичный показатель для Центрального федерального округа (включая Москву) почти в 2,5 раза меньше (657 посещений музеев на 1000 чел. населения).

Проведенный автором анализ позволил прийти к выводу, что несмотря на усилия, предпринимаемые органами власти и управления на всех уровнях  государственного устройства, положение  учреждений сферы культуры в стране остается довольно сложным.

 

2.3.2 Экономика и особенности современной российской культуры

Мной выделены следующие особенности современной российской сферы культуры, обусловленные институциональными изменениями в переходной экономике и макроэкономической динамикой.

Во-первых, изменение системы  финансирования бюджетного сектора, расширение сферы применения программно-целевых  методов бюджетного планирования в  культуре как на федеральном, так  и на региональном уровне.

Во-вторых, стремительное  развитие рыночной конкуренции в  творческих и зрелищных отраслях, успешная интеграция новых российских направлений индустрии культуры в рыночные отношения.

В-третьих, реформа бюджетного сектора экономики, появление в  сфере культуры новых типов бюджетных  учреждений: бюджетных и автономных. Автономная форма представляется чрезвычайно  перспективной для учреждений культуры, так как предоставляет организации  экономическую свободу в формировании политики платных услуг и возможность  формирования целевого капитала в качестве внебюджетного источника финансирования.

В-четвертых, неравномерное  развитие сферы культуры в масштабах  всех страны вследствие глубокой дифференциации в социально-экономическом развитии регионов. Региональная дифференциация ограничивает возможности для привлечения  организациями и учреждениями культуры средств крупных инвесторов, свободных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, представляющих средний и малый бизнес регионов, а также частных лиц, заинтересованных в спонсорской поддержке учреждений культуры.

Информация о работе Значение статистики образования, культуры, моральной этики