Общая характеристика Гармонизированной Системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение понятия Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, системы построения ГС. Для того, чтобы обосновать цель работы были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность Гармонизированной системы;
- охарактеризовать цели и задачи Гармонизированной системы;
- рассмотреть основы построения и применения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Решение данных задач мы увидим в заключении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. История появления Гармонизированной Системы………………4
1.1.Цель и основные принципы создания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров…………………………………………….6
Глава 2. Общая характеристика Гармонизированной Системы ………….11
2.1. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров………………………………………………………......14
2.2. Интерпретация и толкование Гармонизированной системы…….........21
2.3.Ведение Гармонизированной системы и изменение ее номенклатуры.....31
2.4.Особенности применения ГС отдельными участниками Конвенции…..35
Заключение………………………………………………………………...........38
Список литературы…………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТН ВЭД.docx

— 74.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общая характеристика Гармонизированной системы.

Гармонизированная система описания и кодирования  товаров (Нarmonized commodity description and coding system) была разработана под эгидой Совета таможенного сотрудничества.

ГС – это  детализированный и унифицированный  внешнеторговый классификатор, обеспечивающий сбор, сопоставимость и анализ статистических данных международной торговли.

Гармонизированная система разрабатывалась на основе действовавших в торговле международных, региональных и национальных классификационных  систем, номенклатур и тарифов.

Первоначальным  намерением Совета являлось введение Конвенции по ГС в действие с 1 января 1985 г., однако различные задержки административного  характера и переговоры повлекли за собой изменение запланированной  даты, и новый срок введения Конвенции  был установлен на 1 января 1988 г.

В настоящее  время к Конвенции присоединилось уже более 100 стран, таможенных и  экономических союзов. СССР вступил  в Конвенцию 12 августа 1988 г. Постановлением Совета Министров СССР № 1004 «О введении в СССР Гармонизированной системы описания и кодирования товаров».

Международная конвенция о Гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров состоит из 20 статей.

В Преамбуле  Конвенции обосновываются причины, побудившие создать эту Конвенцию, среди них:

– содействие международной торговле;

– упрощение  сбора, сопоставления и анализа  статистических данных;

– крайне малая  степень детализации классификаций, отвечающая требованиям таможенных органов, а также требованиям, предъявляемым  к статистике со стороны правительств и торговых кругов;

В статье 1 даются основные определения, используемые в  Конвенции, в том числе:

– Гармонизированная система описания и кодирования товаров – это номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и

субпозициям, а также основные правила классификации для толкования Гармонизированной системы;

– номенклатура таможенных тарифов – номенклатура, разработанная в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны для взимания таможенных пошлин при импорте товаров;

– статистические номенклатуры – номенклатуры товаров, разработанные Договаривающейся Стороной для сбора статистических данных по экспорту и импорту товаров;

– единая таможенно-статистическая номенклатура – номенклатура, объединяющая номенклатуру таможенных тарифов и статистическую номенклатуру, которую по законодательству Договаривающаяся Сторона требует использовать при декларировании товаров при импорте, и др.

Наблюдает и  ведет ГС Комитет по Гармонизированной  системе, который состоит из представителей каждой Договаривающейся Стороны.

Комитет по ГС осуществляет следующие функции:

– предлагает поправки к Конвенции;

– составляет пояснения, принципы классификации и прочие рекомендации, относящиеся к толкованию ГС;

– разрабатывает рекомендации для единообразного толкования и применения ГС;

– сопоставляет и распространяет информацию, относящуюся  к применению ГС;

– предоставляет  сведения и рекомендации по всем вопросам, относящимся к классификации  товаров в ГС, и т.д.

Общее руководство Конвенцией осуществляет Совет таможенного сотрудничества, он также рассматривает предложения о поправках к Конвенции, разработанные Комитетом по ГС, и рекомендует их Договаривающимся Сторонам.

Договаривающимися Сторонами Конвенции могут стать: государства – члены Совета таможенного сотрудничества; таможенные или экономические союзы; любое государство, которому Генеральный секретарь направляет приглашение по указанию Совета.

Договаривающиеся  Стороны обязаны:

– использовать все товарные позиции и субпозиции ГС, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений;

– применять  основные правила классификации, а  также все примечания к разделам, группам и субпозициям и не изменять содержание разделов, групп, товарных позиций и субпозиций ГС;

– соблюдать  порядок кодирования, принятый в  Гармонизированной системе;

– публиковать  свои статистические данные в соответствии с шестизначным кодом ГС.

Договаривающимся  Сторонам разрешается создавать  в своей номенклатуре таможенных тарифов или статистической номенклатуре подразделы для классификации товаров по большему числу знаков, чем в ГС, при условии, что эти подразделы будут добавлены и кодированы сверх шестизначного цифрового кода.

В соответствии с Конвенцией Договаривающиеся Стороны не берут на себя никаких обязательств в том, что касается ставок таможенных пошлин.

Конвенция является бессрочной. Однако любая Договаривающаяся Сторона может отказаться от нее, и денонсация вступает в силу через  год после получения Генеральным  секретарем уведомления о денонсации, если в нем не указан более поздний срок.

ГС – это  номенклатура, содержащая в себе товарные позиции, субпозиции и относящиеся  к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила классификации для толкования ГС.

Таким образом, ГС включает следующие элементы:

– Основные правила  интерпретации;

– Примечания к  разделам, группам, позициям, субпозициям;

– Номенклатуру ГС (НГС).

Поскольку Основные правила и Примечания составляют неотъемлемую часть ГС, они имеют такую же юридическую силу, как и сама номенклатурная часть.

Номенклатура  ГС состоит из 21 раздела, 99 групп (96 действующих  групп и 3 резервных). При построении НГС использован в основном иерархический  метод классификации, хотя некоторые  позиции построены на фасетном методе, а кодирование производится последовательным методом.

Основу классификации  товаров по всем разделам составляет совокупность различных признаков, основными из которых являются:

– происхождение;

– функциональное назначение;

– химический состав;

– вид материала, из которого изготовлен товар.

В Гармонизированной  системе для обозначения разделов и подгрупп используют римские цифры, а для обозначения групп, товарных позиций и субпозиций – арабские цифры. Для обозначения товара в  НГС используется шестизначный код. Большое значение при классификации товаров имеют  примечания и исключения к разделам, группам, позициям, субпозициям. Они  помогают установить верный код товара.

 

2.1. Международная  конвенция о Гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров.

Работа над созданием новой номенклатуры, призванной заменить Брюссельскую таможенную номенклатуру, была начата вначале 1970-х гг. экспертами Совета таможенного сотрудничества при активной поддержке Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и содействии Статистического отдела ООН, хотя первоначально в состав специально созданного Комитета по ГС входили лишь представители таможенных служб разных стран. В состав рабочей группы Комитета по ГС вошли представители свыше 60 стран и более 20 международных и национальных организаций и институтов. Заинтересованные стороны сначала вносили замечания и предложения в Комитет, а уже оттуда они передавались на проработку в рабочую группу, где решения принимались простым большинством голосов. Такой порядок подготовки новой номенклатуры был обусловлен тем, что на первых заседаниях рабочей группы решено было увязать новую номенклатуру с международными и даже отдельными национальными классификаторами товаров.

В результате при подготовке номенклатуры Гармонизированной системы было использовано около 14 других товарных классификаторов, в числе которых необходимо выделить Стандартную международную торговую классификацию ООН (СМТК), Номенклатуру Совета по таможенному сотрудничеству (НСТС), Единую товарную номенклатуру Международного союза железных дорог, Всемирную классификацию авиа грузов Международной ассоциации воздушного транспорта, Фрахтовый тариф Ассоциации Вест-Индских трансатлантических пароходных линий, Стандартизированный товаротранспортный код, Товарную номенклатуру внешней торговли ЕЭС (NIMEXE), а также таможенную номенклатуру Японии, представлявшую собой детализацию Брюссельской таможенной номенклатуры (БТН), и до того момента самостоятельно развивавшиеся таможенно-тарифные номенклатуры США и Канады.                                              Для того чтобы тот или иной товар получил в новой номенклатуре самостоятельное описание (отдельную базисную позицию), необходимо соблюдение одновременно двух условий: товар должен обладать отличительным признаком, позволяющим выделить его в отдельный класс, и должен представлять интерес минимум для двух государств. Этот интерес необходимо было обосновать, причем наиболее весомым аргументом в пользу создания отдельной товарной позиции или субпозиции являлись данные международной и национальной статистики об объеме международной торговли каждым конкретным товаром.                                Важно отметить, что в ходе подготовки номенклатуры ГС в Совет таможенного сотрудничества (СТС) сосуществовали и тесно взаимодействовали одновременно два комитета:

Комитет по номенклатуре, который был уполномочен вести действовавшую на тот момент НСТС и ежегодно вносить в нее необходимые изменения и Комитет по ГС, который в то время занимался лишь работой по подготовке новой номенклатуры. С введением в действие ГС функции Комитета по номенклатуре в соответствии с нормами новой Конвенции перешли к Комитету по ГС.                                 

Новая система классификации приобрела конкретные очертания лишь к 1981 г., и стало понятно, что это была не просто очередная редакция НСТС, а принципиально новая система описания, основанная на шестизначном кодировании товаров и претендующая на доминирование не только в ряду международных таможенно-статистических товарных номенклатур, но и среди транспортно-экспедиторских товарных классификаторов.                          К июню 1983 г. был выработан согласованный рабочей группой текст новой номенклатуры, учтены все мнения и возражения, а также, что самое существенное, появилась международная конвенция о внедрении этой классификационной системы. Таким образом, 14 июня 1983 г. в Брюсселе на 61/62 Сессиях СТС (СТС - Совет таможенного сотрудничества (ныне эта организация называется Всемирной таможенной организацией)) был утвержден окончательный вариант Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее - Конвенции о ГС). Согласно статье 13 первоначального варианта Конвенции предполагалось, что она будет введена в действие 1 января 1985 г. Это объяснялось необходимостью подготовки пояснений СТС к Гармонизированной системе, которые были бы наиболее успешными лишь в случае выявления проблем в ходе фактического применения ГС. Ряд стран перешли на ГС сразу же после утверждения окончательного варианта Конвенции, и за два года накопилось немало полезного опыта. Для отслеживания практики применения и подготовки пояснений к ГС в переходный период на тех же 61/62 сессиях СТС решено было создать Временный комитет по ГС.                                                                                         

Другая проблема заключалась в необходимости согласования перевода на номенклатуру ГС переговорных процедур в рамках ст. XXVIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (Всемирной торговой организации, далее - ГАТТ/ВТО). Введение в действие Конвенции о ГС, очевидно, затягивалось, и 24 июня 1986 г. на 67/68 сессиях СТС был утвержден Протокол поправок к Конвенции о ГС, который внес изменения в статью 13 Конвенции. Таким образом, предусматривалось вступление Конвенции в силу "по истечении не менее трех месяцев после того, как не менее семнадцати государств, таможенных или экономических союзов подпишут ее без оговорки о ратификации или передадут на хранение свои документы о ратификации или присоединении, но не ранее 1 января 1988 года". Указанное количество участников набралось лишь к сентябрю 1987 г., поэтому окончательная дата вступления Конвенции в силу - 1 января 1988 г. - оказалась на три года позже запланированной.                                                                                                Создатели Конвенции о ГС поставили более амбициозные цели по сравнению с теми, которые были заявлены в Конвенции о БТН 1950года. В преамбуле к Конвенции о ГС указано, что новая номенклатура предназначена для широкого применения не только при построении таможенно-статистических номенклатур, но и при создании на ее основе транспортных тарифов и даже производственных классификаторов. Сближение внешнеторговых статистических классификаторов и производственных - это новая задача, которую призвана решить Гармонизированная система.

Однако в первую очередь Гармонизированная система служит упрощению и развитию внешней торговли, уменьшению расходов частных лиц и других институтов, вызванных повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли. Обращается также внимание на необходимость адекватно отвечать на технологические сдвиги в международной торговле путем принятия новой номенклатуры, поскольку НСТС, особенно прежняя система кодирования, не отвечала этим потребностям.                                                                                                                   Еще одно качество Гармонизированной системы заключается в использовании ее как инструмента международных торговых переговоров преимущественно в рамках ГАТТ/ВТО. В Конвенции о ГС специально подчеркивается, что достижение этой и других указанных целей не может осуществляться иначе как с помощью заключения универсальной международной конвенции, вводящей всеобщие стандарты и принципы классификации товаров.

 Сама Гармонизированная система - это номенклатура, приведенная в приложении к Конвенции о ГС. Согласно статье 2 приложение является неотъемлемой частью Конвенции. Номенклатура ГС включает в себя следующие элементы:

- товарные позиции, субпозиции;

- относящиеся к товарным  позициям и субпозициям цифровые  коды;

- примечания к разделам, группам и субпозициям;

- основные правила классификации  для толкования Гармонизированной  системы (Основные правила интерпретации  ГС).

Когда говорят о классификации товара по номенклатуре ГС, имеют в виду определение их классификационных кодов, а точнее, установление субпозиции и соответствующего ей шестизначного кода. Именно система кодирования, введенная приложением, составляет одно из основных отличительных свойств ГС по сравнению с предшествующими системами. Установление шестизначного кода по ГС - конечный пункт процедуры классификации или приравнивания товара к этой номенклатуре. Вся процедура заключается в применении Основных правил интерпретации ГС для однозначного отнесения товара к субпозиции ГС. Классификацию товаров по ГС наиболее часто осуществляет Комитет по ГС Совета таможенного сотрудничества.  Национальные таможенные органы, таможенные лаборатории,  декларанты и их консультанты, иные участники внешнеэкономической и предпринимательской деятельности, суды и другие государственные органы чаще всего имеют дело с классификацией товаров в соответствии с ГС-производными номенклатурами. В которые, помимо положений ГС, входят и иные установления, относящиеся к детализации некоторых субпозиций Гармонизированной системы и даже отдельных подсубпозиций национальной номенклатуры.

Информация о работе Общая характеристика Гармонизированной Системы