Лекции по организации дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:38, курс лекций

Краткое описание

1. Конфликтные точки. Классификация конфликтных точек. Сокращение числа конфликтных точек или снижение степени их опасности
2. Факторы, влияющие на зрительное восприятие водителя в темное время суток. Меры ОДД для улучшения ориентировки водителя в темноте и предотвращения ослепления водителей.
3. Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и ОДД
4. Улично-дорожная сеть. Характеристики и основные схемы УДС
5. Применение схем одностороннего движения. Преимущества и недостатки. Условия введения. Обеспечение информации
6 Применение схем реверсивного движения. Преимущества и недостатки. Условия введения. Обеспечение информации

Вложенные файлы: 1 файл

lekcii_po_organizacii_dorozhnogo_dvizheniya.docx

— 104.62 Кб (Скачать файл)

 

17.Организация  движения на нерегулируемых перекрестках. Обеспечение видимости. Определение  приоритета.

В зависимости  от наличия и характера управления движением перекрестки разделяют  на регулируемые и нерегулируемые. К регулируемым относят такие  перекрестки, где предусмотрено  светофорное регулирование, разделяющее  во времени движение транспортных средств  и пешеходов по конфликтующим  направлениям. Перекресток, не оборудованный  светофорами, может быть временно регулируемым при помощи регулировщика. Такая  мера применяется, как правило, при  отказе светофоров или временном  повышении интенсивности движения на перекрестке (например, в часы пик  или при устройстве временного объезда  ремонтируемого участка дороги). Регулируемым может быть также место пересечения  транспортного и пешеходного  потоков (пешеходный переход). Его называют регулируемым пешеходным переходом.

По условиям движения нерегулируемые перекрестки  существенно различаются в зависимости  от применяемых мер организации  движения.

Их можно  разделить на следующие группы:

  • с неорганизованным движением;
  • с обозначенным приоритетом для транспортных средств;
  • с круговой схемой движения.

В условиях современной организации движения перекрестки с неорганизованным движением допускаются только на второстепенных улицах и дорогах  с незначительной интенсивностью движения. В этих местах порядок разъезда регламентируется ПДД по принципу преимущества того водителя, который не имеет помехи справа. Безопасность и скорость проезда  при этом решающим образом зависят  от условий боковой видимости  на пересечении. Кроме того, важное значение имеют канализирование  движения и обозначение приоритета.


Особое  внимание должно быть уделено пересечениям, на которых боковая видимость  менее 20 м, так как обычно водители, даже проявляя осторожность, не снижают  скорость ниже 30 км/ч. Такие пересечения  необходимо в первую очередь обозначить знаками приоритета. При анализе  существующей организации движения в городе или на части его территории и составлении соответствующих  схем удобно применять условные обозначения, позволяющие легко ориентироваться  в специфике организации движения.

На рисунке  представлены рекомендуемые символы. Здесь для перекрестков с обозначением приоритета (2) приоритетное направление  совпадает с расположением обозначенного  диаметра кружка.

1 – нерегулируемый; 2 – с обозначенным приоритетом; 3 – со светофорным регулированием (изолированный); 4 – с круговым движением; 5 – с координированным регулированием.

Одним из распространенных приемов снижения сложности пересечений  является запрещение на них некоторых  маневров, в частности поворотов  налево, которые создают наибольшие опасность и задержки движения.

Если объем  прямого и левоповоротного движения на подходе к пересечению превышает 40 %, а также в случае повышенного  числа конфликтных точек на пересечении  может быть применена схема кругового  движения.

Когда суммарная  интенсивность конфликтующих однорядных потоков, пересекающихся на перекрестке, достигает 700—800 авт/ч, число временных  интервалов, в течение которых  возможен безопасный разъезд автомобилей, становится настолько малым, что  необходимо вводить принудительное регулирование.

Детальные нормативные  требования к соотношению интенсивностей конфликтующих транспортных потоков  с учетом числа полос движения, при котором надо вводить светофорное  регулирование, определены ГОСТ 23457-86.

 

18.Специфика  аварийности и дополнительные  меры ОДД в регионах с отрицательными  температурами и наличием снегового  покрова

Дополнительные  меры повышения безопасности движения.

Зимний период характеризуется значительным сокращением  светлого времени суток, понижением температуры воздуха и во многих районах сильными снегопадами. Особенно сложные условия движения возникают  в районах с длительным периодом отрицательных температур воздуха. В этом случае существенно меняется характеристика всего комплекса  ВАДС. Так, у автомобилей может  быть нарушен тепловой режим, и это  снижает их динамические качества; ограничивается эффективность обогрева лобового стекла. Водитель при охлаждении тела более быстро утомляется и более  подвержен ослеплению в темноте, а при применении громоздкой теплой одежды он менее подвижен.

Наиболее  уязвимым элементом комплекса ВАДС в этот период является дорога –  из-за появления снежного покрова  и ее обледенения. Проезжая часть  дорог, особенно в городах, сужается вследствие образования снежных  валов. В зимних условиях в результате названных причин может существенно  снизиться скорость движения, а при  сильных снегопадах могут возникнуть перерывы в движении. Движение по дорогам  с низким коэффициентом сцепления  увеличивает вероятность ДТП.

Опасность обледенения  дороги заключается не только в увеличении тормозного пути автомобилей, но и в  значительно более частой потере поперечной устойчивости (заносе) при  экстренном торможении. В этом отношении  показательны данные специального исследования, характеризующие число ДТП при  разном состоянии покрытия.

Следует заметить, что статистика в ряде случаев  показывает снижение абсолютного числа  ДТП в зимние месяцы, однако это  связано исключительно со значительным спадом интенсивности движения. Вместе с тем в осенне-зимний период возрастает число так называемых мелких ДТП  с относительно небольшими повреждениями  автомобилей при столкновениях  из-за увеличения тормозного пути и  заносов.

Для обеспечения  безопасности и оптимальной скорости автомобильных перевозок в зимнее время необходимы следующие дополнительные меры, предупреждающие и компенсирующие снижение эффективности системы  ВАДС, которые должны выполняться  транспортными и дорожными организациями  совместно со специалистами по организации  дорожного движения:

  • очистка дорог от снега и рациональное складирование его;
  • предупреждение обледенения дороги и борьба со скользкостью дорожного покрытия;
  • предупреждение опасного ухудшения видимости на дорогах из-за образования снежных валов;
  • применение дополнительных средств информации и зрительного ориентирования водителей, предупреждающих о наиболее сложных условиях движения, включая и ограничение скорости движения.

Очистка дорог от снега. Для сохранения высоких транспортно-эксплуатационных качеств дорог необходимо полностью очищать их от снега.

Для безопасной работы снегоочистительных машин необходимо обеспечить их специальное оснащение, создающее повышенную информативность. К такому оснащению относятся: яркая  окраска, противотуманные фары и  проблесковые маячки оранжевого цвета  на крыше кабины. Во время патрульной очистки должно быть обеспечено четкое взаимодействие работников дорожной службы со службой ГИБДД. Ее сотрудники могут  создавать условия для быстрого продвижения отряда снегоочистителей, оповещая водителей и даже задерживая на непродолжительное время поток  автомобилей.

При очистке  дорог от снега должно быть обращено особое внимание на состояние тротуаров  и пешеходных дорожек. Крайне опасно, когда одновременно с проезжей частью не очищают тротуары и пешеходные переходы. В этом случае пешеходы вынуждены  идти по проезжей части или переходить улицы вне перехода. В настоящее  время действует ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы Требования к эксплуатационному  состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного  движения», который в отношении  требований к зимнему содержанию дорог и улиц не только подтверждает приведенные рекомендации, но и по некоторым позициям дает более жесткие  требования. В частности, установлены  требования к условиям видимости, а  также сроки проведения снегоочистки и борьбы с гололедицей в зависимости  от значимости дорог

Срок снегоочистки для дорог высшей категории и  магистральных улиц общегородского значения установлен 4 ч после окончания  снегопада, а тротуаров — 2 ч после  снегоочистки проезжей части.

Борьба  со скользкостью дорог. Повышать безопасность дорожного движения при возникновении зимней скользкости дорог можно путем воздействия на весь комплекс ВАДС. Могут быть использованы автомобильные шины со специальным зимним рисунком протектора или шипами, существенно увеличивающие коэффициент сцепления. Значительное повышение безопасности может дать применение антиблокировочных устройств в тормозах автомобилей, а также обязательное обучение водителей рациональным приемам торможения на скользких дорогах. Однако основным направлением поддержания безопасности на дорогах остается специальная деятельность дорожно-эксплуатационных служб по ликвидации зимней скользкости дорог.

Способы борьбы с обледенением проезжей части дорог:

  • применение фрикционных материалов (песка, шлака);
  • применение химических средств (хлористых солей натрия, кальция и магния);
  • применение растворов для полива дороги;
  • совместное применение фрикционных материалов и химических средств;
  • обогрев покрытия.

Улучшение зрительного ориентирования водителей. Зимой ухудшается зрительное восприятие габарита и направления дороги в случаях образования сплошного снежного покрова (во время сильного снегопада) В таких условиях резко возрастает психологическое напряжение водителя, снижается скорость и создается опасность съезда автомобиля с полотна дороги. При обильных снегопадах обычные направляющие столбики уже недостаточны для оптического ориентирования водителей, кроме того, в некоторых случаях их снимают на зимний период для улучшения патрульной механизированной очистки. Поэтому в зимнее время на дорогах вне населенных пунктов эффективным является установка по краю земляного полотна временных деревянных вех высотой 1,5—2 м. Их окрашивают черно-белыми полосами, которые достаточно хорошо выделяются на фоне снежного покрова.

Ледовые переправы. В ряде районов с морозной и затяжной зимой находят применение зимние ледовые переправы через водные рубежи.

Ледовые переправы  оборудуют по специальным инструкциям  с учетом местных особенностей. Главным  условием обеспечения безопасности на ледовых переправах является наличие  достаточной толщины ледяного покрова, который должен систематически контролироваться.

Важным условием безопасности на переправах является выдерживание водителями повышенной дистанции (около 20 м) при скорости не более 10 км/ч.

На ледовых  переправах желательно применять раздельное встречное движение, т.е. прокладывать односторонний путь для каждого  из встречных направлений Ширина каждой трассы должна быть около 10 м., а  расстояние между ними порядка 100 м.

 

19. Организация движения на  дорогах  горной местности.

Дороги, проложенные  в горной местности, требуют особо  тщательно разработанных мер  организации движения, так как  они характеризуются значительно  более низкими скоростями сообщения  и вместе с тем высокой потенциальной  опасностью ДТП с тяжкими последствиями.

Дороги в  горной местности весьма существенно  отличаются друг от друга с точки  зрения условий дорожного движения. Стесненность при строительстве  в горных районах вынуждает создавать  дороги с минимальными значениями геометрических элементов и, прежде всего, ширины проезжей части и радиусов кривых в плане.

Однако не только дорога, но и все элементы системы ВАДС в горах характеризуются  меньшей надежностью. Так, у автомобилей  падает мощность двигателей при разреженном  воздухе, а на затяжных спусках возникает  перегрев тормозов, что соответственно снижает тягу и эффективность  торможения. Психологическое состояние  водителей может ухудшаться под  воздействием разреженной атмосферы, из-за изменения атмосферного давления при подъеме и спуске и повышенного  эмоционального напряжения. Даже на достаточно благоустроенных горных дорогах  при сухой погоде скорость сообщения  снижается по сравнению с равнинными участками аналогичных дорог  до 50 %. Существенное влияние на скорость движения по горным дорогам оказывают  квалификация водителя, его знакомство с конкретным маршрутом, а также  качество дорожной информации (обстановки пути), помогающей водителю ориентироваться.

Наиболее  важными направлениями ОДД на горных дорогах являются улучшение  зрительного ориентирования водителей, оптимизация скоростных режимов, сокращение числа и степени опасности  конфликтных точек, максимальное использование  информации. Способы зрительного  ориентирования по существу остаются теми же и для горных дорог. Здесь  необходимы нанесение осевой и краевой  линий разметки на проезжей части (желательно световозвращающей), установка направляющих столбиков и дорожных знаков со световозвращающей  поверхностью, применение выделяющейся на окружающем фоне вертикальной разметки барьеров, перил мостов, парапетов  и т.д.

Информация о работе Лекции по организации дорожного движения