Влияние занятий легкой атлетики на организм школьников младших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью развития двигательных способностей детей младшего школьного возраста и требованиями директивных документов по их физическому воспитанию, с одной стороны, и отсутствием исследовательских данных по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе занятий по легкой атлетике, с другой, определило проблему исследования: каковы методы и средства легкой атлетики в воспитании физических качеств детей младшего школьного возраста? Решение этой проблемы и составило цель исследования. Объект исследования: система физического воспитания детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 3

ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ КАК ВИДА СПОРТА.............................. …………………………………………………………………….4

1.1. Классификация и общая характеристика......................................................................... 4

1.2. Место и значение лёгкой атлетики в системе физической культуры………………………………………………………………………………………….8

1.3 Возрастные особенности развития двигательных качеств у школьников……………………………………………………………………………………..10

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ
АТЛЕТИКОЙ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ
КЛАССОВ...................................................................................................................................14

2.1. Цель, задачи и организация исследовательской работы................................................ 14 2.2 Исследование показателей развития физических качеств
детей младших классов..........................................................................…………………….....19

2.3. Анализ результатов исследования.................................................................................... 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................... 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 69.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 
1.3.   ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ 
 
КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ 
 
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой мощности [6, 9]. 
 
В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляетсяспецифика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия для успешной физкультурно-спортивной ориентации детей младшего школьного возраста. 
 
По Холодову Ж.К. с соавт., Кузнецову B.C. [10, 23] к основным задачам, решаемым в этом возрасте, относятся: 
 
1.    Укрепление    здоровья,    улучшение    осанки,    профилактика 
плоскостопия,    содействие    гармоническому    физическому    развитию, 
выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды; 
 
2.  Овладение основами разнообразных жизненно важных движений; 
 
3.     Воспитание     культуры     общения     со     сверстниками     и 
сотрудничества   в   условиях   учебной,   игровой   и   соревновательной 
деятельности; 
 
4.  Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме 
дня,    влиянии    физических    упражнений    на    состояние    здоровья, 
работоспособность и развитие двигательных способностей; 
 
5.    Выработка   представлений    об    основных    видах    спорта,   о 
применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники 
безопасности во время занятий;

 

 
6.    Приобщение    к    самостоятельным    занятиям    физическими 
упражнениями,   подвижными  играми,   использование  их   в   свободное 
время   на   основе   формирования   интересов   к   определенным   видам 
двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или 
иным видам спорта; 
 
7.      Воспитание      дисциплинированности,      доброжелательного 
отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время 
выполнения физических упражнений, содействие развитию психических 
процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной 
деятельности. 
 
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества илиспособности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. 
 
Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, не имеющее единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной измеритель, оставляя при этом остальные условия задания неизменными. Измерителями ловкости могут быть: 1 - время выполнения упражнения, 2 - точность выполнения, 3 - координационная сложность задания. 
 
Выносливость - часто используется прохождение соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью. 
 
Двигательные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием, центральных и периферических звеньев моторики на основе передачи импульсов от рабочих центров к нервным, имеют выраженные возрастные особенности. 
 
Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий - низкая. 
 
У детей в возрасте от 7 до 12-13 лет происходят наибольшие сдвиги в развитии координации движений. В связи с совершенствованием двигательного анализатора и улучшением дифференцировочной способности зрительного в 8-10 лет лабильность нервно-мышечной системы достигает нормы взрослого человека. Все это создает благоприятные предпосылки для воспитания координации движений. При этом важно совершенствовать у них мышечное чувство различения темпа и амплитуды движений, степени напряжения и расслабления мышц, а также чувство времени и пространства. 
 
В 7-8 лет быстро совершенствуется способность к различным точным движениям. В период с 7 до 12 лет значительно улучшается умение сохранять равновесие тела в статическом положении и в движении. В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития двигательных качеств с возрастом выше, чем у девочек. Таким образом, по данным литературных источников уже в младшем школьном возрасте необходимо уделять особое внимание на развитие двигательных качеств. 

 

 

 

 

 

 

 
ГЛАВА II. 
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ  
АТЛЕТИКОЙ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ 
КЛАССОВ 
 
2.1.   ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 
 
Цель - совершенствование системы физического воспитания учащихся начальных классов с целью развития двигательных способностей. 
 
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи: 
 
1.  Выявить особенности физического развития и   способности детей 
младшего школьного возраста. 
 
2. Определить уровень развития двигательных способностей у детей 
младшего школьного возраста. 
 
3. Рекомендовать внедрить в практику специальные упражнения и 
игры из легкой атлетики, способствующие развитию физических 
качеств учащихся младшего школьного возраста. 
 
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: 
 
1 .Педогогические наблюдения за проведением занятий по физкультуре и в секции легкой атлетики. 
 
2.Контрольные упражнения по физической подготовленности. 
 
На первом этапе педагогической практики изучался опыт преподавателей физкультуры и тренеров по легкой атлетике ДЮСШ. 
 
На втором этапе проведена проверка выдвинутой гипотезы с использованием комплекса методов исследования: теоретический анализпедагогической и методической литературы  по  исследуемой  проблеме;

 

 
 
 
 
1Q методы   диагностики    физической    подготовленности -тестирование; статистические методы обработки результатов эксперимента. 
 
Тестирование физических качеств учащихся проводилось в соответствии с требованиями комплексной программы физическоговоспитания учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы при помощи: 
 
а)   «челночный  бег»  3x10  м  - для  определения  уровня  развития 
двигательно-координационных качеств; 
 
б) наклон вперед из положения сидя (см) - для гибкости; 
 
в) прыжки в длину с места (см) - для скоростно-силовых качеств; 
 
г) подтягивание на высокой перекладине из виса (количество раз) 
для силовых качеств; 
 
д) 6- минутный бег (м) - выносливость; 
 
Математическая   обработка   полученных   данных   проводилась    в соответствии с рекомендациями Ашмарина Б.А. [7, 8]. При этом определялись: -   значения каждой сравниваемой выборки записываются в отдельные 
 
столбики, и определяется количество значений (объем) в первой и 
 
второй выборке - я; 
 
определяется средняя арифметическая каждой выборки - М; 
 
для каждой выборки определяется коэффициент ряда нормального распределения - к., 
 
далее   необходимо   определить   разницу   между   наибольшим   и наименьшим значениями каждой выборки - х,

 

 
-   определяется показатель среднего квадратичного отклонения (о) 
по формуле: 
 
(7 = х/к; 
 
-   определяется ошибка средней арифметической в каждой выборке 
по формуле: 
 
т = оЫп; 
 
-   Достоверность       различий       между       средними       величинами 
определялись по t-критерию Стьюдента, т.е. определяется значение 
 
^-критерий достоверности различий между двумя выборками по формуле: 
 


 
Достоверность считалась существенной при пятипроцентном уровне значимости (р<0,05). Математико-статистическая обработка результатов проводилась при помощи стандартного пакета прикладных программ на персональном компьютере. 
 
Педагогическое тестирование всех школьников проводилось в одинаковых условиях в начале учебного года и данные сравнивались сосредними показателями, а второе тестирование проводилось в конце 4 четверти учебного года. 
 
В эксперименте приняли участие 2 группы школьников по 15 человек в каждой возрастной группе - 8 и 9 лет. 
 
Для решения поставленных задач были использованы обычные формы физической культуры: урок и секция легкой атлетики, домашние задания. 
 
Решение задач воспитания двигательных качеств у детей проводится во внеурочное время. Для внеурочных форм характерно то, чтодеятельностью занимающихся управляет тренер   по физической культуре и

 

 
порту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитанияотносительно постоянной по составу учебной группой занимающихся в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. 
 
В своей работе мы руководствовались с программным материалом по физическому воспитанию I-IV классов и тренировочной программой, где содержатся наиболее эффективные и полезные упражнения для развития всех двигательных качеств. В нашей педагогической деятельности по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста мы большое Значение придавали специальным физическим упражнениям и играм из легкой атлетики, направленные на развитие всех физических качеств. 
 
Нами широко использовались в учебно-воспитательной деятельности в секции легкой атлетики физические упражнения, содержащие элементы новизны. 
 
1.  Выполнялись упражнения на равновесие. 
 
2.  Включались упражнения с изменением площади опоры. 
 
3.  Комбинировались упражнения с сочетанием бега и ходьбы. 
 
4.  Широко использовались элементы подвижных и спортивных игр. 
Например, нами были использованы следующие упражнения: 
 
-  для развития   быстроты   реакции   -   выбегания   из   различных 
исходных положений; 
 
- для развития быстрой силы -прыжки, многоскоки, скачки. 
 
А также комплекс упражнений, который проводился как эстафета. Победитель выявлялся по самому короткому времени, затраченному на выполнение этого комплекса. Прыжки в длину и в квадраты, эстафеты. Описание одной из игр «Охотники и утки» я привожу ниже: 

Одна команда  расположена за «линиями нападения»  
волейбольной площадки, вторая - внутри зоны, образованной этими и боковыми линиями. Игроки первой команды стараются волейбольным мячом (можно двумя мячами одновременно) осалить игроков-соперников. Определение победителей производится: 
 
1  вариант - кто за более короткое время успеет осалить всех своихсоперников; 
 
2  вариант - два тайма по 3-5 минут со сменой функций играющийкоманд, побеждает тот, кто за это время осалит большее количество 
 
игроков. 
 
Однако, хорошо известно, что только учебные занятия из расчета 3 часа в неделю не покрывают требуемый объем двигательной активности школьника, поэтому наряду со всеми формами физического воспитания в школе необходимы задания на дом. Домашние задания по физическому воспитанию являются дополнительной двигательной деятельностью для учащихся. С помощью них решаются следующие учебно-воспитательные задачи: 
 
1) повышение двигательной активности детей; 
 
2)       укрепление основных мышечных групп; 
 
3) формирование правильной осанки; 
 
4)       подготовка  к  выполнению   учебных  нормативов   и  требований 
программы. 
 
Мы задавали на дом повторение упражнений, обращая внимание на скорость и точность выполнения упражнений. 
 
Таким образом, в учебно-тренировочный процесс учащихся младшего школьного возраста был введен широкий спектр физических упражнений и игр для воспитания двигательных качеств в соответствии с учебной программой по легкой атлетике для I-IV классов общеобразовательной школы. 
    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ 
 
Анализ научно-методической литературы и статистических данных по физическому воспитанию школьников в Чувашской Республике показал, что по изучаемой проблеме практически нет сведений о средствах и методах легкой атлетики, направленных на воспитание физических качеств детей младшего школьного возраста. 
 
Для реализации исследовательской работы были использованы секции легкой атлетики, физкультурно-оздоровительные мероприятия. 
 
На основании измерений в вышеуказанных группах и математической обработки были определены средние величины антропометрических показателей, которые представлены в таблице 1. 
 
При сопоставлении наших данных со стандартами физического развития детей Чувашской Республики, выяснилось, что они находились на уровне средних показателей. 
 
Данные исследования развития физических качеств у учащихся младшего школьного возраста представлены в таблице 2. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Таблица 1 
 
Показатели физического развития у мальчиков 8-9 лет в начале 2004-2005 учебного года, записавшихся в секцию легкой атлетики 
 
 

 
Исследование показателей физического развития

 

 

 
Мальчики М±т (занимающиеся легкой атлетикой)

 

 

 
8 лет

 

 
9 лет

 

 

Рост, см

 

 
124,8±0,50

 

 
129,6±0,42

 

           

 

Вес, кг

 

 
23,7±0,29

 

 
26,3±0,29

 

           

 

ОГК, см

 

 
61,0±0,29

 

 
62,5±0,25

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Таблица 2 
 
Показатели уровня развития двигательных способностей у мальчиков 8-9 лет в начале 2004-2005 учебного года, записавшихся в секцию легкой атлетики 

 
Двигательные качества

 

 
Мальчики (8 лет) М±т

 

 
Мальчики (9 лет) М±т

 

 
Прыжок в длину с места (см)

 

 
127,8±0,55

 

 
131,6±1,57

 

 
Бег 30 м (сек)

 

 
7,7±0,15

 

 
6,5±0,12

 

           

 
Челночный бег 3x10 м (сек)

 

 
10,3±0,09

 

 
9,2±0,1

 

 
Наклон вперед (см)

 

 
5,0±0,44

 

 
6,0±0,53

 

           

 
Прыжок по Абалакову (см)

 

 
28,3±0,56

 

 

 

 

 

 

 
26,9±0,77

 


 

 
6-минутный бег (м)

 
1163,3±22,06

 
1200,9±22,27

 
Подтягивание (кол-во раз)

 
3,1±0,36

 
6,3±0,57

Информация о работе Влияние занятий легкой атлетики на организм школьников младших классов