Влияние занятий легкой атлетики на организм школьников младших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью развития двигательных способностей детей младшего школьного возраста и требованиями директивных документов по их физическому воспитанию, с одной стороны, и отсутствием исследовательских данных по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе занятий по легкой атлетике, с другой, определило проблему исследования: каковы методы и средства легкой атлетики в воспитании физических качеств детей младшего школьного возраста? Решение этой проблемы и составило цель исследования. Объект исследования: система физического воспитания детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 3

ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ КАК ВИДА СПОРТА.............................. …………………………………………………………………….4

1.1. Классификация и общая характеристика......................................................................... 4

1.2. Место и значение лёгкой атлетики в системе физической культуры………………………………………………………………………………………….8

1.3 Возрастные особенности развития двигательных качеств у школьников……………………………………………………………………………………..10

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ
АТЛЕТИКОЙ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ
КЛАССОВ...................................................................................................................................14

2.1. Цель, задачи и организация исследовательской работы................................................ 14 2.2 Исследование показателей развития физических качеств
детей младших классов..........................................................................…………………….....19

2.3. Анализ результатов исследования.................................................................................... 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................... 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 69.67 Кб (Скачать файл)

 

 
Показатели уровня развития двигательных способностей у мальчиков 8-9 лет  в конце 2004-2005 учебного года, занимающихся в секцию легкой атлетики 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Таблица 3

 

 
Примечание: р -        критерий достоверности показателей мальчиков 8 лет по сравнению с началом учебного года pi - критерий достоверности показателей мальчиков 9 лет по сравнению с началом учебного года


 

 
Двигательные качества

 
Мальчики (8 лет) М±т

 
Мальчики (9 лет) М±т

 
Прыжок в длину с места (см)

 
129,6±0,49 р>0,05

 
134,2±1,49 pi<0,05

 
Бег 30 м (сек)

 
7,4±0,13 р<0,05

 
6,3±0,12 pi<0,05

 
Челночный бег 3x10 м(сек)

 
9,9±0,10 
 
р>0,05

 
9Д±0,Н pi<0,05

 
Наклон вперед (см)

 
5,5±0,26 р<0,05

 
7,5±0,52 pi<0,05

 
Прыжок                 по Абалакову (см)

 
29,3±0,55 р<0,05

 
29,1±0,71 pi<0,05

 
6-минутный бег (м)

 
1249,0±19,35 р<0,05

 
1266,0±15Д7 
 
pi>0,05

 
Подтягивание  (кол-во раз)

 
4,1±0,32 
 
р<0,05

 
7,5±0,51 
 
pi<0,05


 

 
 
 
 
При сопоставлении наших экспериментальных  данных с данными Л.Б. Кофман [14] мы видим, что они находятся на уровне средних величин. 
 
Ж.К. Холодов и B.C. Кузнецов [10,11] приводят сенситивные периоды развития ростовых и физических качеств, согласно которым: быстрота, ловкость имеют наибольший прирост в младшем и среднем школьном возрасте; силовые качества развиваются в 15 - 17 лет. Во время занятий легкоатлетическими упражнениями двигательная активность школьников увеличивается при переходе из класса в класс. Поэтому крайне важно обеспечивать детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточной объем суточной двигательной деятельности. 
 
Наши данные, полученные в ходе исследовательской работы, также согласуются с приведенными ими показателями.

 

 
Таблица 4 
 
Уровень физической подготовленности учащихся 9 лет, записавшихся в секцию легкой атлетики за сентябрь 
 
месяц 2004-2005 учебного года 

 
Ф.И.О.

 
Прыжок в 
 
длину с места, см

 
Бег 30 м.,сек.

 
Челночный бег3x10 м, сек

 
Наклонвперед, см

 
Прыжок по 
 
Абалакову, см

 
Шестиминутный бег, 
 
м

 
Подтягивание,раз

 
Алексеев И.

 
132

 
6,6

 
9,4

 
3

 
24

 
1150

 
2

 
Андреев В.

 
135

 
6,7

 
9,1

 
4

 
33

 
1257

 
4

 
Андронин Я.

 
145

 
6,0

 
9,6

 
5

 
25

 
1300

 
6

 
Боровков Т.

 
134

 
6,5

 
9,8

 
6

 
30

 
1280

 
4

 
Бузкин Н.

 
128

 
6,7

 
8,6

 
5

 
26

 
1260

 
5

 
Варфаламеев Н.

 
125

 
7,2

 
8,8

 
4

 
28

 
1250

 
5

 
Захаров В.

 
132

 
7,4

 
9,8

 
6

 
25

 
1240

 
6

 
Иванов А.

 
120

 
6,8

 
9,7

 
8

 
28

 
1268

 
8

 
Кириллов О.

 
135

 
6,6

 
9,1

 
4

 
26

 
1160

 
6

 
Никитин Н.

 
132

 
6,2

 
8,9

 
9

 
27

 
1050

 
8

 
Сергеев Е.

 
130

 
6,0

 
8,6

 
10

 
24

 
1100

 
9

 
Степанов И.

 
126

 
6,1

 
9,3

 
7

 
21

 
1200

 
10

 
Тимофеев Д.

 
140

 
6,5

 
8,9

 
5

 
29

 
1150

 
8

 
Трофимов А.

 
128

 
5,9

 
9,5

 
8

 
30

 
1048

 
6

 
Я годов М.

 
132

 
5,8

 
9,6

 
6

 
28

 
1300

 
4


 

2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  ИССЛЕДОВАНИЯ 
 
Проведенное исследование показало, что показатели физического развития и двигательных способностей у учащихся младшего школьного возраста Канашской средней школы находятся на уровне средних показателей по России. 
 
Это говорит о том, что учебно-тренировочные занятия по легкой атлетике оказывает благоприятное воздействие на улучшениефункциональных возможностей организма, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. Физическая подготовленность детей младшего школьного возраста показывают результаты не ниже среднего уровня показателей, характеризующих развитие основных физических качеств. 
 
По нашему мнению, это связано с включением в тренировочный процесс мальчиков различного характера двигательной деятельности,Полученные нами исследовательским путем данные также показали, что введение в тренировочный процесс по легкой атлетике специальных физических упражнений и игр оказывает благоприятное воздействие на развитие двигательных способностей. Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной формах, которые должны доставлять радость и удовольствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
В нашей исследовательской работе на основе изучения тематической литературы были проанализированы характерные особенности физического развития и двигательных качеств детей младшего школьного возраста. 
 
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что данная проблема во все времена представляла особую актуальность и пристально изучалась многими авторами. 
 
Изучение теоретических источников по проблеме исследования показало, что младший школьный возраст является благоприятным(сенситивным) по функциональным возможностям периодом для развития двигательных качеств. 
 
Проведенное исследование показало, что показатели физического развития и двигательных качеств и возможности учащихся начальныхклассов Канашской средней общеобразовательной школы №9 находятся в пределах возрастных норм по сравнению со средними показателями по России. Положительное воздействие на развитие двигательных качеств у младших школьников оказывали комплекс специальных упражнений и игры, которые применялись на занятиях по легкой атлетике, а также домашние задания и внеклассные физкультурно-оздоровительные мероприятия. 
 
Полученные в ходе исследования данные позволили нам сформулировать некоторые практические рекомендации: 
 
1.  Необходимо включать в учебно-воспитательный процесс, как и в 
тренировочные занятия, специальные упражнения, способствующие 
развитию     двигательных     способностей     учащихся     младшего 
школьного возраста. 
 
2.  Широко использовать игры и эстафеты. 

 
3.  Вовлекать    учащихся    младших    классов    в    соревновательную 
деятельность, используя различные легкоатлетические упражнения 
(прыжки, метания и т.д.).. 
 
4.  Обратить   особое   внимание   родителей   на   выполнение   детьми 
домашних заданий по физическому воспитанию. 
 
Проведенное нами исследование позволит значительно улучшить качество физкультурно-спортивной работы с детьми младшего школьного возраста. 
 
Проведенный анализ источников научной и методической литературы по исследуемой проблеме показал недостаточное количество литературы по исследуемой проблеме, в частности, по вопросам влияния занятий легкой атлетики на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста. 
 
Анализ   исследования   влияния   легкой   атлетики   на   физическую подготовленность младших школьников показал, что: - общее физическое развитие детей младшего школьного возраста среднее; 
 
- дети, занимающиеся в спортивных секциях легкой атлетики, имеют более высокий уровень развития физических способностей. 
 
Сопоставление уровней динамики развития физических способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся в секциях легкой атлетики и не занимающихся легкой атлетикой, показал более высокий уровень развития первых по сравнению со вторыми (сравнение проводилось со средними показателями по России, приведенными Холодовым Ж.К. и Кузнецовым B.C.) [23] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

список  литературы 
 
 
1.  Адыко   СП.,   Краснов   В.М.      Корнилова   Н.А.   и   др.   Динамика 
физического   развития   и   физической   подготовленности   младших 
школьников // Вопросы теории и практики ФиС. - Минск, 1973. 
вып.2. -С.48-55. 
 
2.  Антропова   М.В.,       Морфофункциональное    созревание   основных 
физиологических систем организма детей дошкольного возраста. - М.: 
Педагогика, 1983. - с. 159. 
 
3.  Антропова М.В.Сальников Т.Р.    Гигиена детей и подростков. - М.: 
Медицина, 1982.- С.335. 
 
4.  Аршавский   И.А.   Физиологические   механизмы   и   закономерности 
индивидуального развития: основы негентропийной теории онтогенеза 
-М.: Наука, 1982. -270с. 
 
5.  Баевский Р. М. О формировании педагогических умений // Советская 
педагогика. -1972. -№-11.-С.93-103. 
 
6.  Баранов B.C. Морфологические и функциональные показатели детей и 
подростков. - Ташкент: Медицина, 1980. - 78с. 
 
7.  Богданов Г.П. Холодов Ж.К. Физическая культура в школе. Методика 
уроков в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1971. - 191с. 
 
8.  Властовский В.Г .   Акселерация роста и развития детей. - М.: Изд-во 
МГУ, 1976.-279с. 
 
9 Гальперин СИ. Физиологические особенности детей: Пособие для студентов факультетов естествознания медицинских институтов. - М.: Просвещение, 1965. 
 
Ю.Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. -М.:ФиС, 1960. - 185с.

 

 
1 КГужаловский А.А. Теория и методика педагогических исследований в 
 
физическом   воспитании:   Пособие   для   студентов,   аспирантов   и 
 
преподавателей институтов физической культуры. - М.: Физкультура и 
 
спорт, 1978.-223с. 12Кофман Л Б.Гендльсман А.Б. Оценка функциональных возможностей 
 
детей и подростков при выполнении физических нагрузок // Педиатрия. 
 
-1975.- Xo-7.- C.61. ТЗ.КрасновВ.М.   Вопросы возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 
 
1974. -223с. Н.Ломейко    Г.Р.  Физическое развитие  детей  и  подростков.  - Киев: 
 
Здоровье, 1985. - 80с. 15.Лях П.Р. Теория и методика физического воспитания. Учеб. пособие 
 
для студентов факультета физического воспитания пединститутов. - 
 
М.: Просвещение, 1990. - 226с. 16Матюшонок М. Г., Турен Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена 
 
детей и подростков. - Минск: Высшая школа, 1975. - 287с. 17.0рбели Л.А. Лекции по вопросам высшей нервной деятельности. - М. 
 
Л.,АНСССР,1945.-203с. 18.Сальников Г.П.    Физиология и гигиена детей и подростков: Учеб. 
 
пособие для педагогических институтов. - Минск: Высшая школа,1980. 
 
-285с. 19.Тихвинский   СБ.,   Хрипкова   А.Г.      Евсеева   Е.В.,   Краснов   А.Ф. 
 
Физическая  работоспособность  и   показатели  кардиореспираторной 
 
системы у детей и подростков 8-15 лет // Человек и среда. - Л., 1975. - 
 
С.166-174. 20.Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней. - Л.: Медицина, 1967. - 
 
490с.

 

 
 
 
 
21.Фомин ГЛ., Соловьева B.C., Година Е.З. Ростовые процессы у детей и 
 
подростков. - М., 1988. - 149с. !2.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. 
 
-М.:ФиС, 1972. -174с. 23.Холодов   Ж.К.,   Кузнецов   B.C.   Теория   и   методика   физического 
 
воспитания и спорта. - М.: Academia, 2002. - 450с. 24.Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и 
 
школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1990. - 318с. 25.Хрущев   СВ.   Врачебный   контроль   за   физическим    воспитанием 
 
школьников. - М.: Медицина, 1977. - 214с. 26.Цветкова Л.И. Методика оценки физического развития школьников. 
 
Методические указания для самостоятельной подготовки студентов. - 
 
Чебоксары, 1982.-47с. !7.Шалков Н.А. Вопросы физиологии и патологии дыхания у детей. - М.: 
 
Медицина, 1957. - 273с. 28.Шарапова  О.В.,  Кириллов   А.Г.,   Краснов   М.В.,   Зольникова   Т.В., 
 
Доманова Е.М., Маялин А.С.  Охрана здоровья детского  населения 
 
Чувашской  республики   //   Экология   и   здоровье   детей   Чувашской 
 
республики. - Чебоксары, 1997. - С.44-48.

Информация о работе Влияние занятий легкой атлетики на организм школьников младших классов