Внеучебная деятельность по спортивному ориентированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: Ориентирование – вид спорта, который к олимпийскому девизу «Дальше, выше, быстрее!» добавил четвертый принцип – «умнее!» - и тем самым привлек в свои ряды многочисленных поклонников. В нашей стране это сравнительно молодой вид спорта.
Ориентирование, в отличие от большинства других видов спорта, может заниматься человек в любом возрасте вне зависимости от физических данных - это очень существенное преимущество данного вида спортивной деятельности. Занятие спортивным ориентированием, с одной стороны, позволяет общаться с людьми, объединенными общими интересами и ведущими здоровый образ жизни, а с другой стороны, дает возможность общения с природой.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..…3
1.Теоретические основы организации внеучебной деятельности…………...…..5
2.Особенности спортивного ориентирования.……………………………………10
3.Сущность внеучебной деятельности по спортивному ориентированию……..15
Заключение….………………………….…………………………………..............21
Литература………………………………………………………………………....22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Оренбургской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Оренбургский педагогический колледж №1 им. Н.К. Калугина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Внеучебная деятельность по спортивному ориентированию

 

 

 

 

 

 

 

 

Джурабаев Илья Абдурашидович

Специальность 050720

«Физическая культура»

курс 4,  группа «БФ»

Форма обучения: очная

Научный руководитель:

преподаватель высшей

квалификационной категории

Рудакова Раиса Борисовна


 

 

 

 

 

 

 

Оренбург, 2010

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………………..…3

1.Теоретические основы организации  внеучебной деятельности…………...…..5

2.Особенности спортивного ориентирования.……………………………………10

3.Сущность внеучебной деятельности  по спортивному ориентированию……..15

Заключение….………………………….…………………………………..............21

Литература………………………………………………………………………....22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

Актуальность:  Ориентирование – вид спорта, который к олимпийскому девизу «Дальше, выше, быстрее!» добавил четвертый принцип – «умнее!» - и тем самым привлек в свои ряды многочисленных поклонников. В нашей стране это сравнительно молодой вид спорта. 

Ориентирование, в отличие от большинства других видов спорта, может заниматься человек в любом возрасте вне зависимости от физических данных - это очень существенное преимущество данного вида спортивной деятельности. Занятие спортивным ориентированием, с одной стороны, позволяет общаться с людьми, объединенными общими интересами и ведущими здоровый образ жизни, а с другой стороны, дает возможность общения с природой.   

  Этот вид спорта, пожалуй, как не один другой, позволяет решать в процессе занятий многие педагогические задачи.

К сожалению, еще приходится сталкиваться с ситуацией, когда тренеры сводят свою деятельность в основном к достижению их воспитанниками высоких спортивных показателей, забывая о том, что принимают участие в формировании личности ребенка. Развивая его не только физически, но и духовно, воспитывая ребенка. 

Для того чтобы решить эту проблему необходимо правильно планировать внеучебную деятельность.

Цель исследования: теоретически рассмотреть внеучебную деятельность по спортивному ориентированию.

Объект исследования: процесс организации внеучебной деятельности.

Предмет исследования: организация внеучебной деятельности по спортивному ориентированию.

Задачи исследования:

1) Определить теоретические основы организации внеучебной деятельности

2) Рассмотреть особенности внеучебной  деятельности

3) Выявить сущность внеучебной  деятельности по спортивному  ориентированию

 

1. Теоретические основы  организации внеучебной деятельности 

Внеучебная деятельность есть неотъемлемая часть воспитательной работы, столь же приоритетная, как и учебная. Для учащихся внеучебная деятельность сугубо добровольная, для образовательного учреждения – часть выполняемых им функций.

Как и учебная деятельность, организация внеучебной деятельности учащихся имеет свои цели.

- способствовать личностному становлению учащегося,

- способствовать формированию  коллективно-распределенной деятельности в разновозрастных группах,

-способствовать развитию творческих способностей учащихся,

-предоставить возможность реализации учащихся в различных видах деятельности,

-проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку учащихся.

Особенности внеучебных мероприятий:

1. Мероприятия проектируются преподавателями, учащимися старшей школы и  выпускниками, «несущими» идеи и  способы целостного развивающего  образования. Содержание и процессы  взаимодействия учащихся специальным  образом проектируются и соответствуют требованиям образования в Центре. На этом этапе осуществляется методологическая поддержка процесса проектирования. Эта поддержка связана с запуском и контролем процессов целеполагания, самоопределения, проектирования и сценирования в деятельности проектной группы. Формируется и фиксируется понятие «проектирование», осуществляется выделение проблем, возникающих у учащихся и педагогов в учебном и внеучебных процессах, организуемых в рамках школы.

2. На всех этапах подготовки, организации и проведения внеучебных мероприятий в работу «включаются» наиболее способные старшеклассники, для которых участие в этих процессах является практикумом по курсам «Основы организации мышления и деятельности», «Игротехника», «Психология».

Включение учащихся в такую сложную деятельность происходит за счет организации специального вводного курса подготовки (около 10-15 занятий), условно названного нами «Подготовка капитанов». Основная задача этого курса связана с передачей норм и способов работы организатора группы в условиях разновозрастного сотрудничества. В будущем опытные учащиеся, прошедшие этот курс подготовки, начинают сами вести занятия для организаторов-новичков, создавая тем самым эффективное пространство взаимообучения.

3. Внеучебная деятельность учащихся на этих мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах. Характерной чертой всех мероприятий является формирование разновозрастных групп (команд). Команда является основной структурной единицей внеучебных мероприятий. В главе команды стоит капитан, а также творческий актив, состоящий из 2-3 учащихся основной и старшей школы. Эти ребята являются творческим и организационным ядром группы, и они должны обязательно пройти вводный курс «Подготовка капитанов».

4. Психологическое, педагогическое  и организационное консультирование актива и капитанов групп во время подготовки и во время проведения самого мероприятия. Команда педагогов-организаторов осуществляет постоянный мониторинг процессов взаимодействия участников в командах. Регулярно проводятся встречи учащихся с педагогами, где анализируются типичные ошибки капитанов и актива команд, а также проводится консультирование по индивидуальным запросам капитанов и актива.

5. Внеучебные мероприятия, охватывая весь контингент учащихся от начальной до старшей школы и формируя тем самым уникальное общее пространство общения и взаимодействия учащихся и преподавателей всего центра, выстраиваются в определенную систему. Эта система организации внеучебной деятельности учащихся в концепции целостного развивающего образования реализуется в 3 этапа. Эти этапы определяются различными целями обучения в начальной, основной и старшей школе.

1 этап (1-4 класс)

На этом этапе, в первую очередь, преследуются цель научить учащегося учиться. Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений. Этот этап можно считать необходимым введением учащегося начальной школы в специально организованное пространство разновозрастного сотрудничества. На этом этапе учащиеся осваивают формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. Процессы социализации и разновозрастного сотрудничества, решающие задачи формирования детской субъектности, являются самыми важными на этом этапе программы.

В этом смысле, речь идет о взаимообучении, которое используется для развития в школьниках творческой независимости. Г.А. Цукерман пишет, что «детское учебное (а мы добавляем и внеучебное), сотрудничество пытается разрешить проблемы саморазвития, самообучения, самовоспитания и прочих форм детской самостоятельности».[1]

Для достижений целей этого этапа специально для учащихся начальной школы используется специально спроектированное внеучебное мероприятие «Сборики». Особенностью этого мероприятия является то, что учащиеся 1-4 классов являются участниками, а учащиеся основной и старшей школы, пройдя специальную программу подготовки, принимают участие в качестве помощников, творческого и интеллектуального актива группы, а также организаторов.

2 этап (5-8 класс)

На этом этапе основной целью является развитие творческих и организационных способностей учащихся. Внеучебная деятельность в основной школе занимает особое место в связи со сменой ведущей деятельности у подростков.

Основным процессом, который реализуется на этом этапе, является процесс предоставления максимально возможных пространств реализации учащихся в различных видах деятельности (интеллектуальной, художественной, спортивной, организационной, артистической, литературной и т.д.).

На этом этапе учащиеся основной школы уже реализуют свои творческие и организационные проекты, при поддержке преподавателей пробуют свои силы в качестве актива и организаторов разновозрастных групп.

В основной школе для учащихся становится актуальным овладение общественно-значимой практикой, которая может формироваться как совместное пространство проектирования учащихся разных классов, а также преподавателей. Таким образом, создаются пространства, где учащиеся начинают использовать свои представления и средства в приемлемых для педагогов формах, где педагоги могут контролировать эти средства не на мыслительных (и в этом смысле, учебных) ситуациях, как это происходит в случае решения задач, а в ситуациях, «в которые втянуты другие учащиеся, которые составляют основу человеческого общения, основу человеческой практики и человеческой деятельности».

Для реализации целей 2-го этапа используются специально спроектированные мероприятия для учащихся основной и старшей школы — «Сборы», «Фестиваль», «Сборики» (в качестве актива и организаторов).

Учащиеся участвуют в этих мероприятиях добровольно, выбирая для себя ту позицию (участник, актив, организатор) в группе, которую он считает для себя наиболее «продвигающей».

3 этап (9-11 класс)

Основной целью этого этапа является создание условий для профессионального самоопределения, используя понятия и способы методологически ориентированного образования.

Учащиеся старшей школы отрабатывают техники постановки цели, анализа ситуации, самоопределения, постановки проблем, проектирования, методы организации групповой работы, техники рефлексии и способы организации рефлексии.

Учащиеся старших классов становятся организаторами и творческо-интеллектуальным активом разновозрастных групп. Но это происходит не сразу – нужно отметить, что «маленьких учителей» надо специально учить не только пониманию иной интеллектуальной позиции, но и навыкам не ранящего взаимодействия». [3]

Только те учащиеся, которые прошли специальную организационную, а также психолого-педагогическую подготовку, смогут выступить в качестве организаторов и проектировщиков внеучебных мероприятий, демонстрируя и одновременно испытывая свои учебные достижения. Рефлексия этой деятельности позволяет обеспечить более эффективное профессиональное образование.

В связи с тем, что программа внеучебной деятельности учащихся реализуется уже несколько лет можно констатировать определенную динамику развития самостоятельности учащихся с точки зрения участия педагогов в организации разновозрастного группового, а также межгруппового сотрудничества. На начальном этапе реализации программы внеучебной деятельности преподаватели были организаторами и управляли всеми процессами в группе, затем их место заняли учащиеся старших классов, а педагоги стали наблюдателями и консультантами. А в настоящее время учащиеся достигли такого уровня самостоятельности, что места организаторов групп заняты учащимися основной школы, старшеклассники стали консультантами и помощниками, а учителя вмешиваются в работу группы только случае возникновения каких-либо сложных конфликтных ситуаций. 

 

2 Особенности спортивного  ориентирования

Спортивное ориентирование – необычный вид спорта, доступный людям любого возраста и физической подготовленности. Навыки ориентирования есть у каждого. Мы выбираем правильную дорогу в большом городе, ориентируясь по хорошо знакомым объектам – домам, перекресткам улиц, памятникам, телевизионным вышкам и т.д. 

Спортивное ориентирование решает две главные задачи: вырабатывает навыки ориентации на незнакомой местности, в общении с природой укрепляет здоровье спортсменов, совершенствует их личные качества.     

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский обратил внимание, что в процессе занятий на природе его ученики легче усваивали материал, у них улучшалась память, обострялось внимание, расширялся кругозор. Такие уроки он называл «уроками развития мышления на местности». То же самое отмечается и у спортсменов – ориентировщиков на тренировках и соревнования.

  Спортивное ориентирование  является одним из наиболее  специфических видов спорта, в  котором сочетаются высокие физические  и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач.   

Спортивное ориентирование предъявляет высокие требования ко всем сторонам психической деятельности человека – вниманию, наблюдательности, творческому мышлению, наглядно – образной памяти, эмоциям.

Спортивное ориентирование, являясь одним из молодых видов спорта, получает в нашей стране и в г. Оренбурге  все большее признание. Так у нас в городе и в области существует Федерация спортивного ориентирования, есть в этой организации и «свой» президент – Бабич Александр, кандидат в мастера спорта, тренер, воспитавший уже немало разрядников, по спортивному ориентированию, некоторые из них уже выступают за сборную области.  

Информация о работе Внеучебная деятельность по спортивному ориентированию