Внеучебная деятельность по спортивному ориентированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: Ориентирование – вид спорта, который к олимпийскому девизу «Дальше, выше, быстрее!» добавил четвертый принцип – «умнее!» - и тем самым привлек в свои ряды многочисленных поклонников. В нашей стране это сравнительно молодой вид спорта.
Ориентирование, в отличие от большинства других видов спорта, может заниматься человек в любом возрасте вне зависимости от физических данных - это очень существенное преимущество данного вида спортивной деятельности. Занятие спортивным ориентированием, с одной стороны, позволяет общаться с людьми, объединенными общими интересами и ведущими здоровый образ жизни, а с другой стороны, дает возможность общения с природой.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..…3
1.Теоретические основы организации внеучебной деятельности…………...…..5
2.Особенности спортивного ориентирования.……………………………………10
3.Сущность внеучебной деятельности по спортивному ориентированию……..15
Заключение….………………………….…………………………………..............21
Литература………………………………………………………………………....22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

  Занятие спортивным ориентированием содействует – умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать, понимать и любить природу.         

Как военно-прикладной вид спорта спортивное ориентирование играет важную роль в военно-патриотическом воспитании школьников и в подготовке молодежи к защите Родины.

В воспитательном процессе подрастающего поколения важное место отводится физической культуре, спорту и туризму. Одним из увлекательнейших видов спорта является ориентирование на местности, которое, кроме оздоровительной и спортивной направленности, имеет большое военно-прикладное значение. Умение ориентироваться  - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину – каждому человеку, связанному по роду своей деятельности с передвижением по лесным, болотистым и горным участкам  местности.

Юный спортсмен – ориентировщик в процессе подготовки к соревнованиям совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, математики, военного дела и физкультуры, он учится сосредотачиваться, действовать на трассе соревнования самостоятельно в самых сложных условиях. К тому же длительный бег, но лесистой пересеченной местности значительно укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную систему, что положительно сказывается на здоровье занимающихся.        

Укреплению здоровья способствует и такой очень важный фактор, как круглогодичность занятий спортивным ориентированием. У этого вида спорта имеется еще ряд достоинств. Заниматься спортивным ориентированием можно в любом возрасте, в любое время года.

Для занятий ориентированием не надо строить дорогостоящие стадионы и спортзалы. Ориентировщику нужны только компас, карта, форма для легкоатлета и лыжника, или велосипед. А «спортплощадка» всегда готова – любой участок местности, на который есть спорткарта.

Спортивная деятельность для детей должна быть игрой и развлечением. Она должна соответствовать физическому и умственному развитию детей и в тоже время способствовать сбалансированному развитию и их способностей и талантов. Следовательно, основное внимание обращено на оздоровление, вариативность и многогранность. 

Последние разработки специалистов по педагогике и психологии предлагают новые пути развития способностей к ориентированию. Так младшие дети могут легко использовать карты и компаса для ориентирования по простым маршрутам, и тогда основные навыки ориентирования будут достигнуты ими к 14 годам. Следовательно, надо развивать доступные массовые соревновательные мероприятия для маленьких детей как эффективные пути вовлечения их в большой спорт.

В идеале детская спортивная деятельность должна быть предметной. Она должна быть организована знающими педагогику и психологию руководителями, которые разбираются в межличностных отношениях внутри детского коллектива, понимают возможности и нужды детей различных возрастов. Важная связь между клубами, секциями, кружками и школами. Необходимо, чтобы первый опыт по ориентированию начинающих был радостным и успешным и чтобы школьные учителя, руководители кружков и тренеры клубов работали по одной развивающей программе тренировок по ориентированию и соревновательной деятельности.

Дети начинают заниматься спортом по многим причинам. Если их ожидания оправдываются и ориентирование оказывается приятным видом деятельности, который развивает их способности, то они остаются в спорте. Поэтому нужно, чтобы все специалисты, связанные с организацией и планированием занятий по ориентированию, рассматривали свою работу с точки зрения удовлетворения потребностей и ожиданий в спорте самих молодых людей, а не сужали детское ориентирование до строгих правил взрослых соревнований.

Тренировки по ориентированию должны: 

-поощрять активный образ жизни

-удовлетворять потребность в  физической и умственной деятельности

-научить детей понимать карту и познакомить с использованием ее в       

различных условиях

-научить детей общаться с  природой, воспринимать ее как  элемент 

отдыха и как часть окружающей среды, требующей к себе бережного 

отношения

-развивать в детях творческое  начало и социальное самосознание

Обучение ориентированию должно согласовываться с развитием ребенка и степенью его зрелости. Акцент нужно делать на развлекательной стороне и успехе при повторяющемся и прогрессирующем обучении.

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных условиях физической и технико-тактической подготовленности является психологическая готовность ориентировщика к соревнованию.

Ориентирование относится к тем видам спорта, где умение владеть своими эмоциями и контролировать психологическое состояние очень сильно влияет на результат.

Психологическая подготовка ориентировщика помогает создать такое состояние, которое, с одной стороны, способствует наилучшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять сбивающим факторам, как перед стартом, так и во время соревнования. Иными словами, психологическая подготовленность позволяет ориентировщику не реагировать на соперников, не поддаваться спортивному азарту. Сохранять силу духа в любых ситуациях.

Психологическое состояние ориентировщика на дистанции и перед стартом очень многогранно, поэтому многогранен и процесс психологической подготовки. Ее можно разделить на несколько разделов:

          - регуляция  предстартовых состояний;

          - поддержание необходимого эмоционального фона и комфортного

             психологического состояния на  дистанции;

          - выбор  правильной мотивации и установление  цели.

Любое соревнование – очень волнующее мероприятие, и ориентирование в этом плане не исключение.

Состояние, в котором находится спортсмен перед стартом. Называется предстартовым. Каждый спортсмен по-своему реагирует на предстоящее состязание, поэтому предстартовые состояния могут быть нескольких типов: боевая готовность; предстартовая лихорадка; предстартовая апатия.

Боевая готовность – самое оптимальное состояние ориентировщика, но характеризуется спокойным, уравновешенным состоянием, все системы органов подготовлены к работе и спокойно ожидают старта.

Предстартовая лихорадка – состояние сильного волнения: спортсмен суетится, нервничает, иногда возникает дрожь, с которой спортсмен не в состоянии справиться.

Предстартовая апатия – состояние полного безразличия, заторможенности всех функций организма.

Для регулирования эмоций важное значение приобретает психологически оправданный выбор тренировочных средств перед ответственным соревнованием. Так, для снижения эмоционального состояния полезно за день до соревнований и в разминке перед стартом провести медленный бег, а при явлениях апатии – специальную разминку с ускорениями.

Еще один путь регуляции эмоциональных состояний – саморегуляция. Тренироваться в этом должен каждый спортсмен, да и современной насыщенной нервными напряжениями жизни навыки саморегуляции полезны каждому.

Завершающим этапом всей психической подготовки к соревнованиям служит непосредственная подготовка к выполнению соревновательного упражнения. В это время основная задача заключается в максимальной сосредоточенности внимания, которое становится главным фактором. Из сознания должно исчезнуть все, что не относится к действиям  в соревновании.

 

3 Сущность внеучебной деятельности по спортивному ориентированию

Исходя из идеи опережающего подхода к развитию образования, мы стремимся так модернизировать образовательную, учебно-методическую деятельность, чтобы во главе угла стояла задача учить и научить педагогические и управленческие кадры тому, что нужно им сегодня, что нужно им будет завтра и послезавтра. Это очень важно в условиях, когда педагогу лишь один раз в пять лет предоставляется возможность обновить свои профессиональные компетенции, используя организованные формы обучения на бюджетной основе, и когда динамичная модернизация содержания образования в школе становится требованием времени. В этой связи роль интерактивного журнала «Учительская» трудно переоценить. Журнал дает возможность на деле реализовать непрерывность профессионального роста учителя и педагога системы дополнительного образования. Содержание дополнительного образования становится органической частью базисного образовательного плана (БОП) начальной школы. Это очень важный момент. И это особенно важно в последние годы, так как по мере введение федерального государственного образовательного стандарта роль системы дополнительного образования младших школьников будет существенно возрастать. Мы уверены, что «Учительская» возьмет под особый контроль проблему методического обеспечения реализации программы дополнительного образования. Пожелаем всем нам успехов в реализации этой важной задачи.

В 2008/2009 учебном году началась апробация Базисного образовательного плана (БОП) для начальной школы, подготовленного Российской академией образования. Апробация БОП проходит в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения». Внеурочная деятельность как обязательный компонент нового БУПа, вопервых,        безусловно, расширит возможности вариативности образования, создаст реальные условия для ориентации его содержания на образовательные потребности отдельных школьников. Во-вторых, включение внеурочной деятельности в БУП позволит гарантировать оплату для внеурочной и внешкольной учебной деятельности учителей. В-третьих, может в определенной мере снять проблему дефицита учебного времени по ряду предметов, ведь благодаря выделению часов на внеурочную деятельность, появится возможность в случае необходимости использовать их для расширенного изучения материала какого-либо предмета. Как правило, уникальный социальный опыт, приобретенный в дошкольном детстве, остается с поступлением в начальную школу невостребованным. Как будто с 1 сентября жизнь начинается заново. Внеурочная деятельность в начальной школе должна развиваться. Только тогда рождение социального «Я»  происходит как гармоничный и целостный процесс. Сейчас для нас базисный учебный план - это перечень предметов, которые дети изучают в первой половине дня. Однако ребенок получает знания не только на уроках, но и вне урока. Появились школы полного дня, предоставляющие детям возможность оставаться после уроков, заниматься в кружках, учить второй иностранный язык - при поддержке бюджета или за деньги родителей. Но, к сожалению, не все родители могут оплатить дополнительные занятия для своих детей. До настоящего времени в финансовом отношении внеучебная деятельность была недоступна абсолютному большинству школ. Сейчас в Базисном образовательном плане предусмотрена внеучебная деятельность (именно поэтому план назван не учебным, как раньше, а образовательным планом) и выделены основные направления внеучебной  деятельности: с портивно-оздоровительное, художе ственно-эстетическое, научно-познавательное, военнопатриотическое,                общественно полезная деятельность , проектная деятельность. В проекте  образовательных стандартов внеучебная деятельность  рассматривается как  специально организованная деятельность  обучающихся в рамках вариативной части базисного образовательного плана. Предполагается, что занятия будут проводиться в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и так далее. А вести занятия смогут не только школьные учителя, но и другие преподаватели, в том числе педагоги учреждений дополнительного образования экскурсий, кружков, секций и т.п.». Особое внимание  в новом стандарте уделено идее согласования требований семьи, общества и государства к образованию. Роль семьи невозможно переоценить. Многие родители считают, что только школа несет ответственность  за эффективность образовательного процесса. Но с другой стороны, закон говорит и о том, что семья отвечает за образование ребенка. Одним словом, всегда действия и ответственность родителей и школы были разделены. Появление второй половины дня заставит тех и других найти точки соприкосновения. Нужно совместно понять потребности ребенка, его желания, договориться о том, в каких мероприятиях принимать участие ребенок хочет, может и должен. Далеко не везде есть учреждения дополнительного образования детей, и школа хотела бы этот пробел восполнить, организовать полную и интересную социальную жизнь детей. В школе могут организовываться разновозрастные группы, могут формироваться группы из параллельных классов. Сложнее всего придется завучу: сделать хорошее расписание и учесть интересы и возможности всех сторон не такто   просто. Кстати, разработчики стандартов не пришли к единому мнению относительно термина. Внеурочная деятельность или внеучебная деятельность? Для нас главное, что это не работа, а именно деятельность . Внеурочная деятельность  - это своего рода полигон для испытания новых методов и организационных форм образования. Если организация занятий в процессе внеурочной деятельности покажет свою эффективность, то вполне возможно, что в будущем она постепенно может распространиться и на классно-урочную систему, потеснив традиционные формы и методы обучения. В настоящее время в Примерных программах для начальной школы по предметам, выпущенных издательством "Просвещение", предлагаются варианты системы работы с учащимися во второй половине дня. Обязательно появятся  новые программы, как авторские, так и  созданные коллективами разработчиков.

Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, в природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т. д.; занятие спортивным ориентированием , наблюдений, экскурсий, значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.

Здоровый человек - не тот, кто свободен от проблем, а тот, кто умеет обращаться с ними. Значит, здоровая семья - это та, которая умеет обращаться со своими проблемами и не делает из них трагедии. Возможны следующие виды работы: глубокое и системное изучение семей - родительские собрания - лектории - совместные праздники с детьми - игры - спортивно-оздоровительные мероприятия - консультации психолога, медицинского - персонала школы индивидуальные беседы - III класс Роль семьи в формировании здоровья личности Предполагаемый результат: осознание родителями необходимости у крепления - здоровья детей, внимательного отношения к проблемам семьи; улучшение понимания родителями собственного - ребенка, особенностей и закономерностей его развития; снижение уровня заболеваемости ОРВИ и гриппа - ведение - паспорта физического развития и индивидуальной карты «Я расту здоровым» разучивание физических разминок, - подвижных игр, комплекса утренней гимнастики, дыхательной гимнастики и т.д. Основная проблема, решаемая в 4-ом классе, - формирование у детей потребности в сохранении своего здоровья, ответственности за него. Все профилактическо-оздоровительные мероприятия строятся комплексно, системно и соотнесены с педагогическим процессом так, что оздоровительная и учебно-воспитательная работа дополняют друг друга. Организованная работа IV класс Формирование сознательного отношения к укреплению своего здоровья Предполагаемый результат: воспитание социально-адапти рованного человека - соблюдение личной гигиены, выполнение режима дня и утренней  зарядки, самокритичность - в оценке своего поведения, правдивость, честность, опрятность снижение уровня заболеваемости ОРВИ и гриппа - формирование у детей мотивации здоровьесберегающих норм поведения - осознание своей уникальности, настрой на позитивное отношение к самому себе. - помогает каждому ребенку осознать состояние своего здоровья, беречь его и целенаправленно укреплять. В процессе реализации программы у каждого ребенка накапливаются знания о себе и своем здоровье, формируются определенные психофизические качества, складываются оздоровительные поведенческие навыки. В начале, середине и конце учебного года проводятся диагностические срезы развития воспитанников; предлагаются опросники и анкеты для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наша работа посвящена внеучебной деятельности по спортивному ориентированию. Константинов Ю.С. рассматривал внеучебную деятельность как организацию деятельности детей во внеурочное время.

Информация о работе Внеучебная деятельность по спортивному ориентированию