Гигиена физического воспитания в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 09:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей исследовательской работы является рассмотрение питания при физических нагрузках.
Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:
1. Изучить гигиену физического воспитания в учебном процессе;
2. Рассмотреть спортивное питание и питание юных спортсменов.
Объектом исследования является питание и физические нагрузки.
Предмет исследования - питание и физические нагрузки учащихся.

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3
1. Гигиена физического воспитания в учебном процессе ....................... 4
2. Спортивное питание .............................................................................. 10
3. Питание юных спортсменов ................................................................. 15
Заключение ................................................................................................ 21
Список используемых источников .......................................................... 22

Вложенные файлы: 1 файл

Физ. кул. Питание и физичекие нагрузки.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение ....................................................................................................... 3

1. Гигиена физического воспитания в учебном процессе ....................... 4

2. Спортивное питание .............................................................................. 10

3. Питание юных спортсменов ................................................................. 15

Заключение ................................................................................................ 21

Список используемых источников .......................................................... 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время достижение высоких спортивных результатов невозможно без очень больших физических и нервно-психических нагрузок, которым подвергаются спортсмены вовремя тренировок и соревнований. Для компенсации энергозатрат и активации анаболических процессов и процессов восстановления работоспособности спортсменов необходимо снабжение организма адекватным количеством энергии и незаменимых факторов питания.1

Целью моей исследовательской работы является рассмотрение  питания при физических нагрузках.

Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:

1. Изучить гигиену физического  воспитания в учебном процессе;

2. Рассмотреть спортивное  питание и питание юных спортсменов.

Объектом исследования является питание и физические нагрузки.

Предмет исследования - питание и физические нагрузки учащихся.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемых источников.

Во введении представлен методический аппарат исследования и актуальность темы.

В основной части были изучены гигиена физического воспитания в учебном процессе, спортивное питание и питание юных спортсменов.

В заключении сделаны выводы по проведенной работе.

Для написания реферата были использованы работы следующих авторов: Р. А. Беликов, А. Э. Буров, В. А. Кабачков, Ю. Г. Коджаспиров,      А. А. Лавренчук, С. С. Лавренчук, А. А. Минх, С. А. Полиевский,                  А. И. Пшендин, А. Г. Сухарев, Н. С. Тарасова.

1. Гигиена физического  воспитания в учебном процессе

 

К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств обеспечивает всестороннее развитие физических способностей учащихся, их гармоничное развитие и здоровье. Общая цель физического воспитания, одного из важнейших направлений деятельности учебных заведений - формирование здорового, физически совершенного, бодрого и жизнерадостного, морально стойкого молодого поколения.2

Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. 

Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя:

1. Проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;

2. Создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;

3. Формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

4. Осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;

5. Проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;

6. Формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;

7. Проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;

8. Содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся;

9. Содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта.3

В зависимости от вида учебного заведения работа по физическому воспитанию имеет свои особенности, однако принципы санитарно-гигиенической оценки организации физического воспитания учащихся едины. А. Г. Сухарев рекомендует проводить обследования по следующей схеме:

1. Итоги медицинских осмотров и врачебно-педагогических наблюдений - своевременность осмотров, распределение учащихся по медицинским группам, организация контроля за дифференцированием физического воспитания в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности учащихся;

2. Анализ учебного заведения - число присутствующих, причины освобождения, хронометраж занятия, т.е. общая его продолжительность и отдельных структурных частей (вводная, основная, заключительная), моторная плотность, физиологическая кривая нагрузки (по пульсу) на примере 2-3 учащихся;

3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия - комплексность форм и средств, их организация, условия проведения, взаимосвязь с динамикой умственной работоспособности учащихся на теоретических занятиях;

4. Спортивно-массовая работа - число занимающихся и секций, режим их работы, продолжительность одного занятия, регулярность проведения дней здоровья и других спортивно-физкультурных праздников, число туристских походов для каждой группы и класса в течение учебного года, их продолжительность и дальность расстояний;

5. Гигиенические условия  в местах занятий физкультурой  и спортом - параметры температуры, относительной влажности, скорости  движения воздуха, запыленность, освещение, уровень спортивных шумов по  данным инструментальных и лабораторных исследований;

6. Оснащение учебно-спортивного зала - укомплектованность спортивным оборудованием, соблюдение техники безопасности на занятиях, санитарное состояние и эксплуатация залов, душевых, умывален и других вспомогательных помещений;

7. Анализ эффективности физического воспитания в учебном заведении по показателям заболеваемости учащихся, уровня их физического развития.

Заключение по обследованию включает оценку оздоровительной эффективности физического воспитания и соответствия существующим программам и гигиеническим рекомендациям по оптимальному двигательному режиму учащихся, а также выполнение инструктивно-методических и нормативных документов, санитарных норм и правил по вопросам физического воспитания. При выявлении нарушений дают конкретные рекомендации и указывают сроки их устранения.4

Эффективность учебного занятия по физическому воспитанию во многом зависит от содержания и величины нагрузки, соответствующих физической подготовленности, возрасту, полу и состоянию здоровья учащихся. Методически правильно выделять вводную, основную и заключительную структурную часть занятия с оптимальной моторной плотностью, последовательно распределять учебный материал, правильно сочетать с другими уроками в расписании учебного дня и недели, а также предусматривать спортивную одежду у учащихся и микроклиматические условия, обеспечивающие закаливание их организма.

Учебную работу дополняют во внеучебное время секционные занятия и спортивные соревнования. Кроме того, самостоятельные занятия физическими упражнениями в домашних условиях и в семейной обстановке.5

В учебный процесс по физическому воспитанию широко внедряются технические средства обучения. Систематическое и планомерное их использование обеспечивает четкость, логичность построения материала, экономит время, повышает эффективность учебного процесса и совершенствует физкультурно-педагогический труд. На уроке создается ситуация активного внимания учащихся к изложению учебного материала, что способствует укреплению дисциплины и организации труда. К техническим средствам обучения на уроках физического воспитания можно отнести многокомплектные универсальные снаряды и приспособления, а также спортивные тренажеры, с помощью которых повышают моторную плотность и эффективность урока.6

Следует отметить, что в спортивных залах в полной мере должна использоваться функциональная и эстетическая роль цвета.

При цветовом оформлении спортивных залов и бассейнов имеют значение вид спорта, размеры и конфигурация зала, его ориентация, климатическая зона размещения, контраст со спортивным оборудованием.

При окраске стен следует избегать насыщенных тонов (психологически печального коричневого, возбуждающего красного, черного), но рекомендуются теплые светлые: палевый, кремовый, персиковый, светло-розовый, коралловый, цвет морской волны, серо-жемчужный, небесно-голубой. Кроме того, можно сочетать два различных цвета - принцип бикалоризма. При этом коэффициент отражения стен должен быть несколько выше среднего, но не менее - 40-50%. Также важно правильно применять цвет с сигнальными целями.

Цветовое оформление спортивного сооружения должно вызывать чувство эстетического удовлетворения, улучшать нервно-психическое состояние спортсмена.7

Появился опыт использования музыки на уроках и тренировках в зависимости от характера нагрузки и состояния занимающихся. Функциональная музыка имеет психофизиологическое влияние на вегетативные функции организма - кровообращение и др. Кроме того, она позволяет повысить эффективность уроков физкультуры и секционных занятий, сделать учебный процесс более эмоциональным и результативным, создать оптимальные условия для работы преподавателей и учащихся.8 

Повышают работоспособность учащихся на всех предметах также кратковременные формы физического воспитания (вводная гимнастика, физкультурные паузы и минутки).

Вводная гимнастика - это комплекс физических упражнений, выполняемых непосредственно до или после сигнала звонка к началу работы для быстрого настраивания всех систем организма на согласованную деятельность.

Физкультурная пауза действует по механизму активного отдыха, как комплекс физических упражнений, выполняемых непосредственно в рабочее время для снятия утомления, ликвидации неблагоприятных влияний профессиональной деятельности и поддержания высокой работоспособности.

Физкультурные минутки относятся к малым формам активного отдыха, и они оправданы в комплексе оздоровительных мероприятий. Физкультурные минутки проводят периодически в короткие перерывы в работе для снятия локального утомления, возникающего вследствие продолжительного сидения в фиксированной позе, сильного напряжения внимания и зрительных функций, преимущественной нагрузки на локальные мышечные группы.

Тесная связь учебных заведений с производственными объектами обуславливает остановиться на ряде факторов окружающей среды, к которым школьники, учащиеся ПТУ и средних специальных учебных заведений зачастую более чувствительны, чем взрослые.

При температуре воздуха свыше 25 оС, особенно в сочетании с высокой относительной влажностью, нецелесообразно проводить занятия гимнастикой. Рекомендуемые температуры для занятий 20-22 оС и теплоизлучение не более 140 Вт.

Чрезмерное движение воздуха вызывает неприятное ощущение холода и, наоборот, недостаточная подвижность при высокой температуре создает тягостное ощущение жары, поэтому микроклимат может быть то более, то менее неблагоприятным. Скорость движения воздуха в комплексе метеорологических факторов не должна превышать 0,2-0,5 м/с.

В воздухе, насыщенном водяными парами, при высокой температуре затрудняется испарение пота с поверхности тела, а следовательно, и выполнение физической работы. Приемлема относительная влажность в 40-60%.9

 

 

 

 

 

2. Спортивное питание

 

Спортивно-физкультурные занятия сказываются не только на калорийности питания, но и  на его качественном составе. Питание спортсменов - один из важнейших способов повышения их работоспособности и борьбы с утомлением, а нерациональное, напротив, может снизить ее или привести к заболеваниям.10

Принципы построения питания спортсменов могут быть сформулированы следующим образом:

1. Снабжение спортсменов необходимым количеством энергии, соответствующим ее расходованию в процессе физических нагрузок;

2. Соблюдение принципов сбалансированного питания, применительно к определенным видам спорта и интенсивности нагрузок, включая распределение калорийности по видам основных пищевых веществ, что должно существенно меняться в зависимости от фазы подготовки к спортивным соревнованиям; соблюдение принципов сбалансирования по аминокислотам, входящим в состав белковых продуктов; соблюдение выгодных взаимоотношений в жирно-кислотной формуле диеты, основанных на глубоких исследованиях влияния жиров на липидный метаболизм на уровне целостного организма, органов, клеток и мембран; соблюдение рациональных взаимоотношений в спектре минеральных веществ, соблюдение принципов сбалансированности между количествами основных пищевых веществ, витаминами и микроэлементами;

Информация о работе Гигиена физического воспитания в учебном процессе