Гигиена физического воспитания в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 09:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей исследовательской работы является рассмотрение питания при физических нагрузках.
Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:
1. Изучить гигиену физического воспитания в учебном процессе;
2. Рассмотреть спортивное питание и питание юных спортсменов.
Объектом исследования является питание и физические нагрузки.
Предмет исследования - питание и физические нагрузки учащихся.

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3
1. Гигиена физического воспитания в учебном процессе ....................... 4
2. Спортивное питание .............................................................................. 10
3. Питание юных спортсменов ................................................................. 15
Заключение ................................................................................................ 21
Список используемых источников .......................................................... 22

Вложенные файлы: 1 файл

Физ. кул. Питание и физичекие нагрузки.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

3. Выбор адекватных форм питания (продуктов, пищевых веществ и их комбинаций) на периоды интенсивных нагрузок, подготовки к соревнованиям, соревнований и восстановительный период;

4. Использование индуцирующего влияния пищевых веществ для активации процессов аэробного окисления и сопряженного фосфорилирования, трансгликозидазных процессов, биосинтеза коэнзимных форм, АТФ-азных реакций, накопления миоглобина и других метаболических процессов, которые особенно важны для обеспечения выполнения физических нагрузок;

5. Использование влияния пищевых веществ в целях создания метаболического фона, выгодного для биосинтеза гуморальных регуляторов и реализации их действия (катехоламинов, простагландинов, кортикостероидов и др.);

6. Использование элементарных факторов для обеспечения повышенной скорости наращивания мышечной массы и увеличения силы;

7. Выбор адекватных приемов пищи, в зависимости от режима тренировок и соревнований;

8. Использование алиментарных факторов для быстрого «сгона» веса при подведении спортсмена к заданной весовой категории;

9. Разработка принципов индивидуализации питания в зависимости от антропо-, морфо-, топометрических, физиологических и метаболических характеристик спортсмена, состояния его пищеварительного аппарата, равно, как и его вкусов и привычек.

Существует следующее распределение основных видов спорта на 5 групп в зависимости от расхода энергии:

I группа - виды спорта, не связанные со значительными физическими нагрузками;

II группа - виды спорта, связанные с кратковременными значительными физическими нагрузками;

III группа - виды спорта, характеризующиеся большим объемом и интенсивностью физической нагрузки;

IV группа - виды спорта, связанные с длительными нагрузками.

V группа - те же виды спорта, что и в IV группе, но в условиях чрезвычайно напряженного режима во время тренировок и соревнований.

В таблице 2.1 показана примерная длительность задержки некоторых пищевых продуктов в желудке. Медленнее всего эвакуируются из желудка жиры, особенно бараний и свиной. Длительно (4-5 часов) задерживаются в желудке блюда, при кулинарной обработке которых употребляется большое количество жира (жареное мясо, жареная дичь), это обусловлено тем, что жиры оказывают тормозящее влияние на секреторную и моторно-эвакуаторную функцию желудка.

 

Таблица 2.1.

Длительность задержки пищевых продуктов в желудке

 

1-2 часа

Вода, чай, какао, молоко, бульон, яйца всмятку

2-3 часа

Кофе, какао с молоком, сливками, яйца вкрутую, рыба отварная, телятина отварная, вишни свежие

3-4 часа

Вареная курица, вареная говядина, хлеб, яблоки, рис отварной, картофель, капуста

4-5 часов

Жаркое (мясо, дичь), селедка, пюре гороховое, тушеные бобы


 

Значительно быстрее происходит эвакуация из желудка вареного мяса (3-4 часа), отварной рыбы (2-3 часа). Необходимо учитывать, что на продолжительность задержки пищи в желудке оказывает влияние не только химический состав, но и количество принятой пищи. Больший объем принятой пищи значительно дольше задерживается в желудке. Данные, приведенные таблице 2.1, касаются порций продуктов, в среднем 150-250 г                                         весом. Для правильного соотношения времени тренировочных занятий и времени приема пищи распорядок дня в тренировочном процессе составляется тренером и врачом.

Для поддержания нормальной деятельности человека необходимо поступление в организм пищевых веществ не только в соответствующих количествах, но и в оптимальных для усвоения соотношениях. При этом необходимо помнить, что вредна не только недостаточность отдельных незаменимых факторов питания, но и опасен и их избыток, включая многие аминокислоты, витамины и другие пищевые вещества.

Для обеспечения спортсменов оптимальным питанием совершенно необходимым является разработка специализированных продуктов, блюд и рационов, которые в наибольшей степени отвечают особенностям потребностей организма спортсмена в пищевых веществах и энергии.

Все продукты питания делят на 6 основных групп, которые полезны при составлении меню и выборе продуктов и блюд в соответствии с потребностями спортсменов. Это:

1. Молоко, сыры, кисломолочные продукты - творог, кефир, простокваша, йогурт;

2. Мясо, птица, рыба, яйца и продукты, изготовленные из них;

3. Мука, хлебобулочные изделия, крупы, сахар, макароны, кондитерские изделия, картофель;

4. Жиры;

5. Овощи;

6. Фрукты и ягоды.

1 и 2 группы продуктов являются главными источниками полноценных животных белков. Они содержат оптимальный набор аминокислот и служат для построения и обновления основных структур тела.

Овощи и фрукты являются важнейшими поставщиками витаминов С, Р, некоторых группы В, минеральных солей, ряда микроэлементов. Весьма                               важным свойством овощей является их способность значительно увеличивать секрецию пищеварительных соков и усиливать их ферментную активность. Мясные и рыбные блюда лучше усваиваются организмом, если их употреблять с овощами.

В связи с большими физическими нагрузками в спорте, ежедневными 2-3-разовыми тренировочными занятиями и большими энергозатратами трудно, а  иногда невозможно дать спортсмену необходимое количество калорий за 3 приема пищи. Поэтому сейчас большинство врачей высказывается за 4-х, 5-ти и даже 6-разовое питание, включая в число первый и второй завтраки, обед, полдник, ужин, а иногда еще дополнительные приемы пищевых продуктов до, во время или после тренировок.

Совершенно обязателен прием пищи незадолго до работы. Тренироваться и выступать в соревнованиях натощак недопустимо, так как длительная работа приводит к истощению углеводных запасов и снижению работоспособности до невозможности выполнять работу. Утренний завтрак следует принимать за 1,0-1,5 часа до тренировки и за 3 часа до выступления на соревнованиях. Обедать рекомендуется за 2-3 часа до тренировки и за 3,5-4,0 часа до соревнований.

Нельзя приступать к еде сразу, после тренировочных нагрузок - в этот период секреция пищеварительных соков будет понижена, аппетит отсутствует. Необходимо подождать 20-30 мин., чтобы успокоилась нервная и сердечнососудистая системы и были созданы нормальные условия для секреции пищеварительных желез. Для этого вначале рекомендуется принимать жидкую или полужидкую, легкоусвояемую пищу, а уже затем (через 50-60 мин.) - более твердую пищу.

У спортсменов, которые стали придерживаться системы раздельного питания, улучшилось общее самочувствие: стали энергичнее, уменьшилась потребность во сне (то есть те, кто спал 8-10 часов ночью и еще хотел спать днем, стал спать 7-8 часов в сутки). Были сведены к минимуму проблемы, связанные с пищеварительной системой, легче был перенесен авитаминоз, нормализовался процесс обмена веществ. Что касается совмещения спортивного питания с раздельным питанием, у них значительно быстрее стала расти мышечная масса при занятиях спортом, они стали быстрее бегать, увеличились силовые показатели - их физическая форма стала намного лучше.11

 

 

3. Питание юных  спортсменов

 

Пищевой рацион учащихся зависит от возраста, пола, климато-географической зоны проживания, характера работы и физической нагрузки.

Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста представлены в таблице 2.2. 

 

Таблица 2.2.

Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста12

 

Вещества

7-10 лет

11-13 лет, мальчики

11-13 лет, девочки

14-17 лет, юноши

14-17 лет, девушки

Энергия, ккал

2350

2750

2500

3000

2600

Белки, г,

в том числе животные

77

46

90

54

82

49

98

59

90

54

Жиры, г

79

92

84

100

90

Углеводы, г

335

390

355

425

360


 

За время обучения ребенка в школе его организм претерпевает значительный скачок в развитии. Рост увеличивается на 40-50 см, масса   тела - более чем на 30 кг, окружность грудной клетки - на 20 см. В течение десяти лет продолжается окостенение и рост скелета, что обусловливается высоким уровнем минерального обмена. Развиваются внутренние органы, нервные клетки головного мозга. Объем сердца ежегодно увеличивается приблизительно на 25%. Жизненная емкость легких повышается у мальчиков с 1400 мл в 7 лет до 2000 мл в 11 лет и до 2700 мл в 15 лет, у девочек - соответственно с 1200 мл до 1900 мл и до 2500-2600 мл. Емкость желудка достигает 750-800 мл к 10 годам и 1500-2000 мл к 16 годам у мальчиков и девочек. Начинается усиленный рост кишечника. В 14-15 лет наиболее активно растет печень. Состав и качество крови в организме ребенка 7-12 лет значительно не отличается от таковых у взрослого. Для 7-10-летнего возраста характерна устойчивость нервных процессов в центральной нервной системе. В 11-13 лет появляются вторичные половые признаки, усиленно функционируют железы внутренней секреции. Нервная система в этом возрасте отличается неустойчивостью. В период полового созревания железы внутренней секреции претерпевают значительную перестройку. Резко повышается возбудимость нервных центров коры больших полушарий головного мозга и ослабляются процессы торможения. В подростковом возрасте окончательно формируются внутренние органы и усиленно развивается мышечная система. Наиболее активное нарастание мышечной массы происходит между 15 и 17 годами. В 16 лет она составляет 44,2% от общей массы тела (в 8 лет - 27,2%). К этому времени завершается формирование иннервационного аппарата мышц и координация движений достигает наивысшего уровня.

В настоящее время спорт занимает значительное место в жизни подрастающего поколения. Особенности протекания биохимических и физиологических процессов, обусловленные влиянием систематической мышечной деятельности, требуют внесения соответствующих изменений в питание юных спортсменов.

Основное внимание при организации питания юных спортсменов необходимо обратить на соблюдение следующих положений:

1. Соответствие калорийности  пищевого рациона суточным энергозатратам;

2. Соответствие химическою состава, калорийности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма с учетом вида спорта и периода подготовки;

3. Сбалансированное соотношение основных пищевых веществ в рационе;

4. Использование в питании широкого и разнообразного ассортимента продуктов с обязательным включением овощей, фруктов, соков, зелени;

5. Замена недостающих продуктом только равноценными (особенно по содержанию белков и жиров);

6. Соблюдение оптимального режима питания.

Энергетические затраты юных спортсменов значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. При этом следует учитывать, что для спортивной деятельности характерны интенсивность и неравномерность энергозатрат, часто сочетающихся с нервно-психическими нагрузками, которые могут существенно увеличивать энергозатраты. У юных спортсменов энергозатраты, связанные с двигательной деятельностью, составляют 34-38% от общего расхода энергии за сутки.

Особая роль в питании детей и подростков, занимающихся спортом, отводится белкам. Недостаток белков в рационе задерживает рост, снижает устойчивость к инфекционным заболеваниям, сказывается на умственном развитии. Вместе с тем, и избыток белков в рационе нежелателен. Он снижает сопротивляемость к стрессовым ситуациям, вызывает преждевременное половое созревание.

Как известно, активные занятия спортом требуют изменений в потреблении белков животного и растительного происхождения. В рационе юных спортсменов доля белков животного происхождения (мясо, субпродукты, рыба, птица, творог, сыр, яйца, молоко) должна составлять не менее 60%, что обеспечит требуемый оптимум по аминокислотному составу. Остальные 40% приходятся на белки растительного происхождения. Такое соотношение белков животного и растительного происхождения рекомендуется соблюдать при каждом приеме пищи. В особых случаях животные белки могут составлять 80%. Например, в период тренировок, направленных на развитие таких качеств, как скоростно-силовые, а также при увеличении мышечной массы, выполнении длительных и напряженных тренировочных нагрузок.

Согласно современным научным данным, наиболее благоприятное соотношение белков и жиров в питании юных спортсменов - 1:0,8-0,9 (за исключением зимних видов спорта, конного и мотоспорта, плавания). Доля растительных жиров должна составлять 25-30% от общего количества жиров, что обеспечит оптимальное содержание в рационе полиненасыщенных жирных кислот. В частности, вклад липолевой кислоты составит 3-4% от общей калорийности.

Углеводный обмен у детей и подростков характеризуется высокой интенсивностью. При этом, в отличие от организма взрослого человека, организм ребенка не обладает способностью к быстрой мобилизации внутренних углеводных ресурсов и поддержанию необходимой интенсивности углеводного обмена при повышении физической нагрузки. Юным спортсменам, в этой связи, рекомендуется основную массу углеводов (65-70% от общего количества) употреблять с пищей и виде полисахаридов (крахмал), 25-30% должно приходить на простые и легкоусвояемые углеводы (сахара, фруктоза, глюкоза) и 5% на пищевые волокна.

Информация о работе Гигиена физического воспитания в учебном процессе