Анализ затрат на производство и реализацию продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе для обеспечения экономического роста необходимо, прежде всего, добиться существенного повышения эффективности управления организациями. Однако организации различных форм собственности функционируют в определенной экономической среде, создаваемой государством посредством налоговой и таможенной политики, норм и правил банковской деятельности, межбюджетных отношений и отношений собственности. В этих условиях задача повышения эффективности управления организациями должна решаться по всей управленческой вертикали от федерального Центра, через субъекты Федерации и до каждого конкретной организации. При этом особая роль отводится комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятий.

Содержание

Введение 3
I. Управление затратами 5
1.1. Классификация затрат…………………………………………………………. 5
1.2. Анализ затрат и их взаимосвязи с объемом производства и прибылью………………………………………………………………………………..14
II. Анализ себестоимости продукции 26
2.1. Цели и содержание управления себестоимостью………………………...26
2.2. Факторный анализ себестоимости………………………………………….27
2.3. Анализ затрат на рубль произведенных товаров…………………………34
2.4. Анализ использования материальных ресурсов и их влияния на себестоимость продукции ……………………………………………….…………37
2.4. Анализ использования труда и его влияния на себестоимость продукции ………………………………………………………………………………41

Заключение 47
Список использованной литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 569.50 Кб (Скачать файл)

Большое значение в управлении затратами имеет система контроля, которая обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Для обеспечения контроля затрат их группируют на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые - это затраты, которые поддаются контролю со стороны организации. Неконтролируемые же затраты не зависят от деятельности организации, например, инфляционный рост цен на сырье, изменение цен на топливно-энергетические ресурсы и т.п.

При построении системы  контроля затрат необходимо определить:

  • систему подконтрольных показателей, состав и уровень их детализации;
  • сроки представления отчетности;
  • распределение ответственности за полноту, своевременность и достоверность информации, содержащейся в отчетах по затратам, то есть “привязать” систему контроля к центрам ответственности в организации.

Для того, чтобы система  контроля затрат в организации была эффективной, необходимо вначале выделить центры ответственности, где формируются затраты, классифицировать затраты, определить из нормативные или плановые значения и вести постоянный контроль. В этом случае создается возможность своевременно выделять “узкие места” в планировании, формировании затрат и принимать соответствующие управленческие решения по их регулированию. Для этих целей затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.

По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые. Полностью регулируемые затраты возникают, прежде всего, в сферах производства и распределения. Это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, и величина их зависит от степени регулирования со стороны менеджера. Частично регулируемые затраты имеют место главным образом в НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), маркетинге и обслуживании клиентов. Слабо регулируемые (заданные) затраты возникают во всех функциональных областях.

Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного организации: применяемой технологии; организационной структуры; корпоративной культуры и других факторов. Поэтому универсальной методики классификации затрат по степени регулируемости не существует – ее можно разработать только применительно к конкретной организации.

Степень регулируемости затрат будет различаться в зависимости  от следующих условий:

  • длительности периода времени принятия решения (при длительном периоде появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в коротком периоде считаются заданными);
  • полномочий лица, принимающего решение (затраты, которые являются заданными на уровне начальника цеха, могут оказаться регулируемыми на уровне директора организации).

Успех любой производственной и коммерческой деятельности в первую очередь зависит от усилий трудового коллектива, профессионализма работников, их заинтересованности в результатах своего труда. Для этого в управленческой деятельности широко используется система стимулирования, где затраты организации подразделяются на обязательные, связанные с выполнением работниками основных трудовых обязанностей, и на поощрительные, направленные на достижение высоких качественных показателей.

Приведенные классификации  затрат позволяют каждой организации выбрать систему классификации затрат, исходя из специфики производства, перечня и мест возникновения затрат, сформированной системы учета и контроля.

1.2. Анализ затрат и их взаимосвязи с объемом производства и прибылью

 

Руководителю  любой организации на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат организации, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате организации. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности - определение момента, начиная с которого доходы организации полностью покрывают ее расходы.

Одним из мощных инструментов в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства. Его еще называют анализом соотношения “затраты-объем-прибыль” (Cost -Volume –Profit, СVР - анализ).

Этот вид анализа  является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности организации. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом продаж, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы организации.

Ключевыми элементами анализа безубыточности производства выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальный  доход - это разница между выручкой организации от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

Порог рентабельности (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка.

Производственный  леверидж - это механизм управления прибылью организации в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Маржинальный  запас прочности - это процентное отклонение фактического объема продаж от реализации продукции (работ, услуг) от порогового (порога рентабельности).

При планировании производственной деятельности часто используют анализ «затраты — объем — прибыль». Если определен объем производства, то в соответствии с портфелем  заказов благодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную цену, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, как балансовой, так и чистой. При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ «затраты — объем — прибыль» позволяет получить ответ на вопрос, что мы будем иметь, если изменится один параметр производственного процесса или несколько таких параметров.

Анализ «затраты —  объем — прибыль» — это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, объема продаж (дохода), и прибыли. Это инструмент управленческого  планирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности; что позволяет менеджеру использовать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

Анализ соотношения  «затраты — объем — прибыль» — один из самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнем производства, прямыми затратами на единицу товара, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами и прибылью. Он является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений. Эти решения касаются вопросов определения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой стратегии и т.д. Благодаря такому широкому спектру применения анализ «затраты — объем — прибыль», несомненно, является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной в данных условиях прибыли организации.

Для проведения анализа  безубыточности производства необходимым  условием является деление затрат организации на постоянные и переменные. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные организации в своей практической деятельности используют такие показатели, как маржинальный доход, его средняя величина и норма.

Под средней величиной  маржинального дохода понимают разницу  между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя  величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Нормой маржинального  дохода называется доля величины маржинального  дохода в объеме продаж или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска. Ниже представлены результаты расчета средней величины и нормы маржинального дохода для исследуемого организации (Таблица 3)).

Таблица 3

Анализ средней величины и нормы маржинального дохода

 

Показатели

Предыдущий

период

Текущий период

Откло-

нение

(+/-),

тыс.руб.

Темп роста,

%

сумма, тыс.руб.,

%

структура,

%

сумма, тыс.руб.

структура,

%

1.Затраты на производство

в том числе:

 

541131

 

100,00

 

686079

 

100,00

 

+144948

 

126,79

1.1 переменные

464070

85,76

579800

84,51

+115730

124,94

1.2 постоянные

77061

14,24

106279

15,49

+29218

137,92

2.Объем производства товаров

572661

-

717416

-

+144755

125,30

3.Объем продаж

563089

-

701605

-

+138516

124,60

4.Маржинальный доход (п.3 - п.1.1)

99019

-

121805

-

22786

123,01

5. Прибыль (п.4 - п.1.2)

21958

-

15526

-

-6432

70,71

6. Объем выпуска, шт.

40538

-

43230

-

2692

106,64

7. Средняя величина маржинального  дохода (п.4./ п.6)

2,44

-

2,82

-

0,37

115,35

8. Норма маржинального дохода  ((п.4 /п.3)*100), %

17,58

-

17,36

-

-0,2241

98,73


 

Очевидно увеличение как  постоянных, так и переменных затрат, что обуславливается ростом объема производства. Темпы роста объема производства составляют 125,3% за период, а постоянных затрат – 137,92%. Средняя  величина маржинального дохода увеличилась на 15,35%, что отражает увеличение вклада единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Норма маржинального дохода снизилась на 1,27%, и это показывает, что доля средней величины маржинального дохода в цене товара снизилась.

Анализ «затраты —  объем — прибыль» часто называют анализом величин в критической  точке. Под критической точкой понимается та точка объема продаж, в которой  он равен затратам.

Цель анализа величин в критической  точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда объем продаж становится равным сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю, т. е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка. Таким образом, критической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль.

Анализ соотношения  “затраты - объем - прибыль” на практике иногда называют анализом точки безубыточности. В литературе часто можно встретить  обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура “break-even point”), т.е. точка или порог рентабельности.

Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений  и маржинального дохода.

При графическом  методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика “затраты - объем - прибыль”. Последовательность построения графика заключается в следующем.

Наносим на график линию  постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс. Выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению.

Вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Строим прямую, отвечающую этому значению. Точка безубыточности на графике - это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки (Рис. 2).

 

Рис. 2. График нахождения точки безубыточности

(порога  рентабельности)

 

Изображенная  на рисунке точка безубыточности (порога рентабельности) - это точка  пересечения графиков валового объема продаж и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности объем продаж равен совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль.

Информация о работе Анализ затрат на производство и реализацию продукции