Кредитование проектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:06, реферат

Краткое описание

Цель работы - изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого бизнеса, отражающую специфику его становления в нашей стране и учитывающую мировой опыт работы кредитных организаций с малыми предприятиями. Автор сразу оговаривается, что акценты в Дипломной работе смещены в сторону работы с проектами.

Содержание

Введение
Глава 1 Основы функционирования малого предпринимательства и предпосылки необходимости его кредитования
1.1. Экономическая сущность малого предпринимательства
1.2. Малое предприятие в экономике страны
1.3. Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка
Глава 2 Инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства в коммерческом банке
2.1. Особенности кредита как одного из источников финансирования проектов
2.2. Проектный цикл в банке
2.2.1. Организация процесса отбора проектов
2.2.2. Оценка инвестиционного проекта
2.2.3. Кредитный договор
2.2.4. Контроль за реализацией проекта
2.2.5. Оценка результатов реализации инвестиционных проектов
2.3. Основные методы оценки эффективности проектов
2.3.1. Методы дисконтирования
2.3.2. Традиционные методы
Глава 3 Пути решения основных проблем при кредитовании малого предпринимательства
3.1. Гарантийные фонды как источник обеспечения кредитов малому предпринимательству
3.2. Экспресс-анализ проектов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кредит малого бизнеса реферат.docx

— 198.75 Кб (Скачать файл)
  1. характером производственного процесса;
  2. спецификой системы управления и руководства;
  3. состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.);
  4. особенностями внешних воздействий.

Первая группа характерных черт малого предприятия такова: 1) ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов; 2) небольшая номенклатура выпускаемых изделий, то есть узкая специализация; 3) упрощенность системы сбыта.

Вторая группа критериев малого предприятия включает в себя: 1) единство права собственности и непосредственного управления предприятием; 2) особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включение практически во все функциональные области; 3) компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров; 4) отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля; 5) быстроту принятия решений.

В составе третьей группы признаков выделяются: 1) особый, характер отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия; 2) гибкость, восприимчивость к нововведениям; 3) небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов; 4) низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую часть доходов; 5) высокая оборачиваемость капитала; 6) существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

Четвертую группу образуют следующие устойчивые характеристики малого предприятия: 1) локальность ресурсных и сбытовых рынков; 2) неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей; 3) положение “ведомого” в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями; 4) чувствительностъ к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства, обусловленная низким барьеров вхождения в бизнес, а следовательно, и выхода из него; 5) ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников); 6) большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.

Значение вышеперечисленных характеристик  будет проанализировано в третьей  части первой главы при рассмотрении вопроса о целесообразности выделении  работы по кредитованию малых предприятий  в банке в отдельную составляющую деятельности кредитного отдела (или  отдела инвестиций).

Необходимость определения критериев  отнесения хозяйствующих субъектов  к субъектам малого предпринимательства  стоит и перед государством. Как  было уже сказано, малые предприятия  имеют важное социально-экономическое  значение, вместе с тем этот сектор в силу объективно менее благоприятных  по сравнению с крупными фирмами  условий хозяйствования характеризуется  неустойчивостью, а значит, нуждается  в государственной поддержке.

Как же государство решает этот вопрос? Несомненно, относить предприятие к малому для целей налогообложения, отчетности, применения процедур организации было бы достаточно проблематично на основе вышеуказанных критериев. Основной показатель для государства – количество работающих на предприятии: Закон “О предприятиях СССР” в промышленности и строительстве к малым предприятиям относил вновь создаваемые и действующие предприятия с численностью до 200 человек, в науке – до 100 человек, в других отраслях производственной сферы – до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек, в розничной торговле – до 15 человек; принятый 14 июня 1995 г. Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” снизил этот показатель в 2 раза: теперь  “под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации .., в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

- в промышленности – 100 человек;

- в строительстве – 100 человек;

- на транспорте – 100 человек;

- в сельском хозяйстве – 60 человек;

- в научно технической сфере  – 60 человек;

- в оптовой торговле – 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения – 30 человек;

- в остальных отраслях и при  осуществлении других видов деятельности  – 50 человек” (1, ст. 3).

Ужесточение критериев отнесения  к малым предприятиям представляется недальновидным шагом, так в развитых странах уже давно осознана социальная и экономическая ценность этого  сектора экономики, количественные критерии расширены и речь идет о малых и средних предприятиях в системе господдержки. Так, в США интегральное понятие “малый бизнес” включает в себя рыночную деятельность семейного бизнеса, малых предприятий (до 100 человек) и средних предприятий (от 100 до 499 человек).

Закон “О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации” устанавливает также  ограничения на участие в уставном капитале малого предприятия прочих предприятий и организаций. Так  “доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов … , доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства” не может превышать 25 %” (1, ст.3).

В качестве количественных критериев  в некоторых странах развитой экономики помимо описанных  показателей  может применяться размер уставного  капитала, размер валовой выручки  предприятия (в России предельный размер этого показателя (100 000 минимальных  размеров оплаты труда) устанавливается для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения учета и отчетности).

 

 

Таким образом, определяя сущность малого предпринимательства, мы выявили, что это – сектор экономики, характеризующийся  мелкотоварным производством. В  силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней  среды, однако поэтому же малое предприятие  является наиболее мобильной размерной  хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем. Между руководителем (хозяином) и работником нет посредников, то есть менеджер-хозяин должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать функции собственника. Из этого следует, что малое предпринимательство является также особым видом предпринимательской деятельности.

 

1.2. Малое предприятие  в экономике страны.

Как уже было сказано, малые предприятия  играют значительную роль в экономике страны. Возвращаясь к сказанному выше, можно говорить о влиянии малого предприятия на свою внешнюю среду.

При рассмотрении качественных характеристик малого предпринимательства можно говорить о его влиянии на:

  • ресурсно-сбытовые рынки;
  • на агентов рыночных отношений;
  • на политические и социокультурные процессы.

С точки зрения влияния малого предпринимательства на ресурсные и сбытовые рынки есть основания говорить о его роли как:

а) важного потребителя, осуществляющего  значительные закупки для собственных  производственных нужд;

б) гибкого производителя, оперативно реагирующего на изменения конъюнктуры  рынка и придающего рыночной экономике  необходимую эластичность;

в) крупного работодателя, к тому же использующего рабочую силу социально  уязвимых слоев (женщин, иммигрантов, инвалидов) и выполняющего в силу этого важную социальную функцию.

В аспекте воздействия малого предпринимательства на важнейших агентов рыночных отношений целесообразно выделить следующие моменты:

а) малое предпринимательство играет значительную роль в формировании конкурентной среды;

б) выступает как амортизатор  колебаний экономической конъюнктуры;

в) играет роль катализатора научно-технического и технологического прогресса (по оценкам  специалистов, на его долю приходится около половины всех изобретений и научных разработок).

Воздействие малого предпринимательства  на политические и социокультурные процессы выражается в его роли:

а) амортизатора социальной напряженности, поскольку именно малое  предпринимательство является фундаментальной основой формирования “среднего класса” и, следовательно, ослабления присущей рыночной динамике тенденции к социальной дифференциации;

б) источника обученных кадров, охватывающего подавляющее большинство мест производственного обучения.

В дополнение к вышеперечисленным, так сказать общим функциям малого предпринимательства, в России добавляются  новые, обусловленные общеэкономической  ситуацией, необходимостью смягчения кризиса в экономике и социально-политической сфере. Роль  малого предпринимательства возрастает в силу того, что оно призваны: значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; принять активное участие в конверсии через  кооперирование как с малыми (то есть внутри размерной группы), так и более крупными предприятиями; обеспечить эффективное использование высвобождающихся ресурсов; приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов; вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления; создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов; послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.

Не менее весомо социально-политическое значение малого предпринимательства: малые предприятия служат базой развития “среднего” класса, который в состоянии выступить гарантом стабильности в обществе.

 

 

Что касается количественных характеристик малого предпринимательства, к ним относят: абсолютное и удельное количество малых предприятий, число занятых на малых предприятиях, доля малых фирм в ВВП и др.

 

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика масштабов развития малого предпринимательства в ведущих  странах мира, в России и в Ростовской области

Страны

Количество малых и средних  фирм, тыс.

Количество малых и средних  фирм на 1000 жителей

Число занятых, млн. чел.

Доля малых и средних фирм в общей численности занятых, %

Доля малых и средних фирм в ВВП, %

Великобритания

2630

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-54

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия*

838

5,7

6 (12***)

9

12

Ростовская область**

 

27

 

6

0,206 (0,255***)

 

11

 

-

г. Ростов-на-Дону

 

12,7

 

13

 

-

 

-

 

-


* на 1 июля 1997г.

** на 1 октября 1997г.

*** с учетом  вторичной занятости

 

Как видно из таблицы 1.1, малые предприятия  в развитых странах (на место среди  которых претендует Россия) производят в среднем чуть более половины ВВП, при этом малое предпринимательство  в большинстве стран более  эффективно, чем прочие сектора экономики. Учитывая, что данная выборка репрезентативна  для развитых стран, и в данных странах в основном только экономические (то есть базисные) предпосылки формирования малого предпринимательства были схожи, а культурные и исторические разнились, можно утверждать, что в стране с рыночной экономикой весомая роль малого предпринимательства – объективна.

Информация о работе Кредитование проектов малого предпринимательства