Кредитование проектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:06, реферат

Краткое описание

Цель работы - изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого бизнеса, отражающую специфику его становления в нашей стране и учитывающую мировой опыт работы кредитных организаций с малыми предприятиями. Автор сразу оговаривается, что акценты в Дипломной работе смещены в сторону работы с проектами.

Содержание

Введение
Глава 1 Основы функционирования малого предпринимательства и предпосылки необходимости его кредитования
1.1. Экономическая сущность малого предпринимательства
1.2. Малое предприятие в экономике страны
1.3. Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка
Глава 2 Инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства в коммерческом банке
2.1. Особенности кредита как одного из источников финансирования проектов
2.2. Проектный цикл в банке
2.2.1. Организация процесса отбора проектов
2.2.2. Оценка инвестиционного проекта
2.2.3. Кредитный договор
2.2.4. Контроль за реализацией проекта
2.2.5. Оценка результатов реализации инвестиционных проектов
2.3. Основные методы оценки эффективности проектов
2.3.1. Методы дисконтирования
2.3.2. Традиционные методы
Глава 3 Пути решения основных проблем при кредитовании малого предпринимательства
3.1. Гарантийные фонды как источник обеспечения кредитов малому предпринимательству
3.2. Экспресс-анализ проектов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кредит малого бизнеса реферат.docx

— 198.75 Кб (Скачать файл)

Индекс доходности.

На самом деле, уровень доходности проекта можно оценить с помощью IRR, а для комплектования портфеля с максимальным суммарным значением NPV можно использовать не PI (как предлагает В.В.Ковалев), а непосредственно NPV.

Норма прибыли.

В.Беренс и П.Хавранек предлагают рассчитывать НП на вложенный капитал как (10, с.254,255)

 

Hj=(ЧП+п)*100%/К, или Hj=(ЧП+п+А)*100%/К,

 

где

ЧП - чистая прибыль,

п - проценты,

А - амортизация,

К - полные инвестиционные издержки.

Однако тут же указываются недостатки этого критерия (метода):

  • проблема выбора репрезентативного периода (как правило, года) для принятия за основу при расчете НП;
  • даже при расчете НП для всех периодов остается главный недостаток - не принимается во внимание временная цена инвестированных средств. Поэтому “недостаточно полагаться на годовой расчет прибыльности, необходимо определить общую прибыльность проектов, что возможно только путем использования методов дисконтирования”.

Тогда для чего нужен этот показатель, если можно использовать методы дисконтирования, да к тому же иногда он может нести искаженную информационную нагрузку?

Внутренняя норма доходности

В работах различных авторов  предлагается использовать для ОЭИП метод IRR и сравнивать её с требуемой  инвестором нормой дохода на капитал, нормой дисконта, стоимостью капитала + надбавка за риск и т.д.

Предлагается использовать IRR для ранжирования проектов при формировании инвестиционного портфеля. Хорошо, предположим, что имеется 2 (для простоты) альтернативных проекта:

 

  1. NPV1>>NPV2;
  2. IRR2>>IRR1;
  3. K1+K2>K;
  4. K1>>K2,

 

где

К1, К2 - объёмы инвестиций,

К - располагаемые объемы средств.

В этом случае стоит подумать об увеличении масштабов второго проекта. Если этого сделать нельзя, целесообразно  “поискать” третий проект:

 

  1. K2+K3<K;
  2. NPV2+NPV3>NPV1,

 

таким образом, критерий IRR подменяется  критерием NPV.

Нужно также учесть, что уравнение для нахождения IRR может иметь несколько действительных корней. В этом случае нужно брать в качестве IRR наименьшее значение.

Чистая приведенная стоимость.

Какими же свойствами обладает показатель NPV:

  1. именно NPV является мерой эффекта инвестиций по определению - сумма эффектов за весь расчетный период приведенная к начальному шагу;
  2. только NPV обладает свойством аддитивности (то есть выполняется равенство Эjkkiji , где Эji - эффект от замены мероприятия j на i, - этот случай был проиллюстрирован при рассмотрении IRR), что служит предпосылкой для локальных экономических расчетов.

Таким образом, если задано n независимых  проектов, отбор для финансирования проводится следующим образом: составляются всевозможные комбинации проектов (их будет 2n-1, а точнее 2n, так как возможен такой вариант, что ни один из проектов не будет удовлетворять ограничению, а математика точная наука). И далее отбираем такие проекты, для которых:

 

Кi<K ,

NPVi=max.

 

Ещё раз оговоримся, рассматривалась ситуация для ограниченного объема ресурсов. Если же финансово-кредитное учреждение располагает возможностями привлечения средств из дополнительных источников, то тогда можно ранжировать проекты по IRR. Очевидно, что при одинаковых объемах инвестиций большую NPV будет иметь проект (портфель проектов), имеющий большую IRR. Однако это уже проблема консолидации финансово-кредитных учреждений.

 

Глава 3 Пути решения основных проблем при кредитовании малого бизнеса

 

Как было уже сказано выше (см. стр.20) одной из основных проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия при обращении за кредитом является недостаточность обеспечения по кредиту. Отсутствие достаточного для залога имущества при расширении деятельности или более того при организации нового бизнеса – вполне нормальное явление для необремененных основными фондами малых предпринимателей. Для малого предпринимательства также крайне важны сроки рассмотрения кредитных заявок и принятия решений о кредитовании – в силу мобильности и высокой эффективности проектов малого предпрнимательства лишние 2-3 недели на анализ заявки банком могут обернуться для предпринимателя потерей значительных доходов.

 

3.1. Гарантийные фонды как источник обеспечения кредитов малому бизнесу

В последнее время активно ведутся  разговоры о необходимости создания эффективной структуры, решающей проблемы обеспечения кредитов для малых  предприятий. Ниже будет рассмотрен зарубежный (США) опыт работы организаций  с аналогичными, что и у гарантийного фонда задачами, а также предложения по  мультипликации средств гарантийного фонда.

Small Business Administration - организация, задачей  которой является поддержка малого  бизнеса в США (аналог Федерального  фонда поддержки малого предпринимательства).  SBA предлагает целый пакет программ, направленных на финансирование  и гарантирование займов малого  бизнеса в США:

- 7 (а) loan guaranty

- low documentation loan (low doc), 7 (а) loan guaranty

- CAPlines, a 7 (а) loan guaranty

SBA также предлагает ряд менее  актуальных для российской действительности программ гарантий займов:

- женщинам-бизнесменам;

- малым предприятиям, работающим  на “оборонку”;

- экспортным малым предприятиям;

- экспортно-импортным малым предприятиям;

- микропредприятиям;

- гарантии под “развивающие”  кредиты.

Наиболее интересна для российских условий программа 7 (a) loan guaranty, реализуемая  в соответствии со статьей 7 (а) Акта о малом бизнесе (Small Business Act), предоставившей полномочия SBA по гарантированию ссуд малым предприятиям, которые не могут привлечь финансирование на разумные сроки через традиционные каналы получения заемных ресурсов. Эта программа создана для поддержки становления и роста малых предприятий путем предоставления гарантий по кредитам, выдаваемым эффективно работающим фирмам. Она рассчитана на весьма разнообразные цели использования кредита:

- покупка недвижимости;

- расширение бизнеса;

- покупка оборудования;

- пополнение оборотных средств;

- приобретение инструментов (МБП).

В рамках этой программы SBA может прогарантировать до 75 % ссуд размером до  $ 750 000 и до 80 % ссуд размером не более $ 100 000. Стоимость гарантии не превышает 2,75 % годовых. Срок гарантии: для кредитования оборотных средств - до 10 лет, основных средств - до 25 лет.

Размещение средств SBA производится через коммерческие кредитные институты, получившие соответствующие лицензии SBA (например, General Electric Capital Small Business Finance)

Опыт SBA представляет ценность в силу того, что в рамках Федерального фонда поддержки малого предпринимательства  и региональных фондов поддержки малого предпринимательства ведется работа по созданию гарантийных фондов (5, Приложение 1, п.1.7.).

В Федеральном законе “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ” сказано, что “Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства  может выступать гарантом ... по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями РФ субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства” (1, ст. 8, п. 2). Это положение отражено в Уставе фонда: “для достижения своей основной цели Фонд: ... выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства” (6, ст.6). Формирование гарантийных фондов может быть осуществлено и в рамках региональных фондов поддержки малого предпринимательства.

Необходимость создания гарантийных  фондов связана с необходимостью “привлечения дополнительных средств  и повышения эффективности управления ими” (5, Приложение 1, п.1.7.).

Основной функцией гарантийных  фондов будет являться создание системы  выдачи гарантий (поручительств) специализированным структурам по поддержке малого предпринимательства  и иным организациям, имеющим собственные  программы кредитования малого бизнеса, а в отдельных случаях и  непосредственно субъектам малого предпринимательства с целью  обеспечения возвратности кредитов, направляемых кредиторами в сферу  малого предпринимательства. Гарантийный  фонд должен возмещать потери банкам и иным кредитным учреждениям по невозвращенным вовремя прогарантированным кредитам от субъектов малого предпринимательства.

Интересно, что средства гарантийных  фондов могут формироваться как  за счет денежных средств, так и за счет ценных бумаг, а при дальнейшем развитии рынка недвижимости в качестве имущества гарантийного фонда может  выступать передаваемая муниципалитетами недвижимости по её оценочной стоимости. Это несомненно важно, так как  живых денег для таких целей  у исполнительной власти нет. Особенно актуально это для регионов.

Заявки на предоставление гарантий будут рассматриваться специально созданным Кредитным комитетом  фонда, специальным органом, осуществляющим процедуру санкционирования разрешения о предоставлении финансирования на возвратной основе.

Предоставление гарантий будет  платным – не более 1 % от суммы  обеспеченного гарантией обязательства. Однако данный подход к установлению платы за гарантию представляется автору по мнению автора работы нецелесообразен  – комиссия фонду за гарантию должна покрывать как минимум расходы фонда по анализу проекта соискателя и учитывать риски гаранта, которые будет нести фонд. Учитывая, что получить бюджетные деньги в условиях постоянного бюджетного кризиса представляется достаточно проблематичным, а средств от приватизации на уставные цели как всегда будет не хватать, напрашивается вывод – с указанной платой за гарантии фонд будет вынужден зарабатывать средства “на стороне”. В то же время автор уверен, что проекты малых предприятий, направляемых на соискание гарантии фонда будут достаточно доходны, чтобы оплатить комиссию фонду в 3-6 % (в зависимости от прое


Информация о работе Кредитование проектов малого предпринимательства