Курс лекций по"Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 16:40, курс лекций

Краткое описание

В работе содержатся конспекты лекций по финансовому менеджменту.

Вложенные файлы: 1 файл

обновленные лекции по фин. мен..docx

— 113.61 Кб (Скачать файл)

 

1 ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ

 

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства.

Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции, т.е. для предпринимателя она является частью издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.

На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом к рыночной экономике. Это обусловлено тем, что акционерные, арендные, частные предприятия и предприятия других форм собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, остающуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Ведущее значение прибыли  в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что у отдельных хозяйствующих субъектов преобладает стремление извлечь высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда в ущерб производству и социальному развитию предприятия и коллектива.

 

2 ФУНКЦИИ И ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ

 

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

1) результативную функцию. Прибыль отражает конечный финансовый результат, т.е. характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. На величину и динамику прибыли воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия;

2) стимулирующую функцию.  Она состоит в том, что прибыль  одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия;

3) бюджетообразующую функцию.  Прибыль является одним из  источников формирования бюджетов  разных уровней. Она поступает  в бюджеты в виде налогов  и наряду с другими доходными  поступлениями используется для  финансирования удовлетворения  совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли.

Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникального продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта.

Второй источник непосредственно  связан с производственной и предпринимательской  деятельностью.

Величина прибыли в  данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбора продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий прода–жи своих товаров и оказания услуг (важны цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; после–продажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем про–изводства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от снижения издержек производства.

Третий источник связан с  инновационной деятельностью предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

 

3 ВИДЫ ПРИБЫЛИ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ

 

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью дея–тельности  любой коммерческой организации. Как  экономическая категория прибыль  отража–ет чистый доход, созданный  в сфере материаль–ного производства.

В экономической литературе встречаются понятия, образованные на основе понятий при–были и убытка:

  1. бухгалтерская прибыль – разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и платой за ресурсы поставщиков (раз–ница между выручкой от реализации и так на–зываемыми внешними издержками, отлич–ными от внутренних, т.е. внутрифирменных издержек); 
     
    2) предельная прибыль (маргинальная) – разница между предельным доходом (доходом от продажи дополнительной единицы товара) и предельными издержками. 
     
    Прибыль на предприятии представляет собой разницу между доходами и расходами органи–зации. 
     
    Суммарные доходы в зависимости от их ха–рактера, условий получения и направлений дея–тельности предприятия подразделяются на дохо–ды от обычных видов деятельности; операционные доходы; внереализационные доходы; чрезвычай–ные доходы. 
     
    Суммарные расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направле–ний деятельности предприятия делятся на расходы по обычным видам деятельности; опе–рационные расходы; внереализационные расхо–ды; чрезвычайные расходы. 
     
    На предприятиях прибыль формируется как сумма финансовых результатов по всем видам деятельности предприятия. 
     
    1. Финансовый результат основной (обыч–ной) деятельности отражает результат той ос–новной деятельности, которая зафиксирована в уставе предприятия. 
     
    2. Финансовый результат операционной (финансовой) деятельности отражает резуль–тат финансовой деятельности и определяется как разность между операционными доходами и операционными расходами. 
     
    3. Финансовый результат от внереали–зационных операций отражает результаты внереализационных операций и определяется как разность между внереализационными дохо–дами и внереализационными расходами. 
     
    4. Финансовый результат от действия чрезвычайных обстоятельств – результат чрезвычайных обстоятельств, он определяется как разность между чрезвычайными поступления–ми и чрезвычайными расходами. 
     
    Объектом распределения является ба–лансовая прибыль предприятия. Под ее распре–делением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на пред–приятии. После уплаты налога на прибыль расп–ределяется по таким направлениям, как фон–ды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-техни–ческого развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения). 
     
     
     
    ТЕМА 8: КРЕДИТ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ.

 

1 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ КРЕДИТОВАНИЯ

 

Кредит в экономической  теории означает систему экономических (денежных) отношений по поводу предоставления временно свободных денежных средств  в пользование для нужд про–изводства  на условиях срочности, возвратно–сти  и платности. 
 
Источники кредита – временно высвобож–даемые у фирм (предприятий) в процессе круго–оборота часть капитала в денежной форме, денежные накопления государства и частного сектора, мобилизуемые банками. 
 
Субъект кредитной сделки – участник конкретных экономических отношений по пово–ду предоставления ссуды (кредитор, заемщик, посредник, гарант). Субъектами кредитной сдел–ки могут выступать как физические, так и юри–дические лица; резиденты и нерезиденты. 
 
Кредитор – сторона в кредитных отноше–ниях, которая предоставляет в ссуду деньги или товары на определенный срок и на определен–ных кредитным договором условиях. 
 
В зависимости от того, кто является субъектом кредитования, выделяют следующие формы кре–дита. Государственный кредит имеет место тогда, когда государство предоставляет кредит на конкретный срок и на определенных условиях. Го–ворят о хозяйственном (коммерческом) кре–дите, когда в кредитные отношения вступают по–ставщик и покупатель. Гражданский (личный) кредит бывает тогда, когда непосредственными участниками кредитной сделки являются физи–ческие лица. Международным называется 
 
кредит, когда одним из участников кредитных отношений выступает зарубежный субъект. Бан–ковский кредит предоставляется коммерчески–ми банками разных типов и видов. 
 
Объект кредитной сделки в узком смысле слова подразумевает вещь, под которую выдает–ся ссуда или ради которой совершается сделка. 
 
Принципы кредитования: 
 
1) принцип срочности. Обусловлен возмож–ным периодом высвобождения средств бан–ка, передаваемых во временное пользова–ние, определяется периодом существования той временной потребности, которая возник–ла уссудополучателя; 
 
2) принцип дифференцированности. Преду–сматривается дифференциация процентной ставки за кредит, сроков и размера кредита, вида и размера обеспечения с учетом конкрет–ных условий кредитором; 
 
3) принцип обеспеченности. Обусловлива–ет необходимость гарантий возвращения долга в виде юридически оформленных обя–зательств: залогового обязательства, дого–вора гарантии, договора поручительства, до–говора страхования и т.д.; 
 
4) принципы платности и возвратности. Означают, что заемщик, получая кредит как продукт банка, обязан не только возвратить долг, но и компенсировать ему произведен–ные расходы в соответствии с ценой, сложив–шейся на рынке и вытекающей из стратегии кредитного учреждения.

 

2 БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ЕГО ВИДЫ

 

Банковское кредитование имеет свои особенности, делающие эту форму кредита привлекательной для предприятия. Современный рынок ссудных капиталов характеризуется высокой степенью банковского аппарата; предприятие не закрепляется за банком, а само выбирает банк, чьи условия совпадают с его интересами; предприятию предоставляется право открывать несколько ссудных счетов в нескольких банках, что создает основу для планирования рационального кредитного портфеля предприятия.

Основные виды банковских кредитов, предоставляемые предпринимательским фирмам.

1. Контокоррентный кредит  – кредит, при предоставлении  которого банк открывает фирме-заемщику  контокоррентный счет. На этом  счете учитываются как кредитные, так и расчетные операции заемщика. По контокоррентному счету заемщик пользуется кредитом в пределах заранее определенного лимита (контокоррентного лимита) и вносит на этот счет все освобождающиеся у него средства. По отрицательному, дебетовому остатку контокоррентного счета фирма уплачивает банку установленный кредитный процент.

2. Ломбардный кредит –  кредит в зафиксированной сумме, предоставляется кредитором фирме-заемщику на определенный срок под залог имущества или имущественных прав.

3. Ипотечный кредит – долгосрочный кредит, полученный под залог или части основных средств, или имущественного комплекса фир–мы-заемщика в целом. Фирма-заемщик, получая такой кредит, обязана застраховать передаваемое в залог имущество в полном объеме в пользу банка-кредитора.

4. Платежный кредит – кредит, предоставляемый фирмам-плательщикам на оплату ими расчетных документов, выполнение денежных обязательств, при наличии у фирм временных финансовых трудностей, возникающих вследствие опережения сроков платежей по отношению к срокам поступления средств на счет фирм-плательщиков.

5. Револьверный кредит – это автоматически возобновляемый кредит. Данный вид банковского кредита предоставляется на определенный период, в течение которого фирме-заемщику разрешается как поэтапное привлечение кредитных средств, так и поэтапное частичное или полное погашение обязательств по кредиту.

6. Ролловерный кредит  – долгосрочный кредит с периодически пересматриваемой процентной ставкой. Обычно пересмотр процентной ставки осуществляется один раз в квартал или полугодие (в зависимости от темпов инфляции).

Открытие кредитной линии. В связи с тем, что потребность в краткосрочном банковском кредите не всегда может быть предусмотрена с привязкой к конкретным срокам его использования, предпринимательская фирма может по договоренности с банком-кредитором оформить открытие кредитной линии.

Информация о работе Курс лекций по"Финансовому менеджменту"