Курс лекций по"Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 16:40, курс лекций

Краткое описание

В работе содержатся конспекты лекций по финансовому менеджменту.

Вложенные файлы: 1 файл

обновленные лекции по фин. мен..docx

— 113.61 Кб (Скачать файл)

Результатом текущего финансового  пла–нирования является разработка трех основных документов: плана движения денежных средств; плана отчета о  прибылях и убытках; плана бухгал–терского  баланса.

Основной целью построения этих до–кументов является оценка финансового поло–жения предприятия  на конец планируемого пе–риода. Текущий  финансовый план составляется на период, равный 1 году. Это объясняется тем, что за 1 год в основном выравниваются  сезон–ные колебания конъюнктуры  рынка. Годовой фи–нансовый план разбивают поквартально или по–месячно, поскольку в течение года потребность  в денежных средствах может меняться и в ка–ком-то квартале (месяце) может  оказаться не–достаток финансовых ресурсов.

Краткосрочное (оперативное) финан–совое планирование дополняет  долгосроч–ное, оно необходимо в  целях контроля за поступ–лением  фактической выручки на расчетный  счет и расходованием наличных финансовых ресур–сов. Финансовое планирование включает со–ставление и исполнение платежного календаря, кассового плана и  расчет потребности в кратко–срочном кредите.

 

3 ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ

Финансовая стратегия  представляет собой определение  долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффек–тивных способов и путей их достижения. Финан–совая стратегия охватывает следующие вопро–сы: определение  источников долгосрочного финансирования; формирование структуры и затрат капитала; выбор способов наращива–ния долгосрочного капитала.

Этапы разработки финансовой стратегии.

  1. Определение периода реализации стратегии. Продолжительность этого периода зависит в первую очередь от продолжительно–сти периода формирования общей стратегии развития фирмы.
  2. Анализ факторов внешней финансовой среды фирмы. На продолжительность периода реализации стратегии воздействуют факторы, такие как динамика макроэкономических процес–сов; изменения, происходящие на финансовом рынке; отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельности фирмы.
  3. Формирование стратегических целей финансовой деятельности. Главная задача этого этапа которого является максимизация рыночной стоимости фирмы.
  4. Разработка финансовой политики фир–мы. На основе финансовой стратегии определя–ется финансовая политика фирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности: нало–говой, амортизационной, дивидендной, эмиссион–ной и т.п.
  5. Разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии. В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, на фирме формируются «центры ответственности», определяются пра–ва, обязанности и меры ответственности их ру–ководителей за результаты реализации финан–совой стратегии фирмы.
  6. Оценка разработанной финансовой стратегии. Это заключительный этап разра–ботки финансовой стратегии фирмы. Оценка эф–фективности разработанной стратегии предпо–лагает анализ:

1) соответствия разработанной  финансовой стра–тегии общей  стратегии фирмы путем выявле–ния  степени согласованности целей,  направ–лений и этапов реализации  этих стратегий;

2) согласованности финансовой  стратегии фир–мы с прогнозируемыми  изменениями во внешней предпринимательской  среде;

3) реализуемости разработанной  финансовой стратегии, т.е. рассматриваются  возможно–сти фирмы в формировании  собственных и привлечении внешних  финансовых ресурсов. Такая оценка может быть основана на прог–нозных расчетах различных финансовых пока–зателей.

 

4 МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

 

Существуют различные  классификации прог–нозно-аналитических  методов. Наиболее расп–ространенной  является следующая классифи–кация.

  1. Неформализованные методы. Они ос–нованы на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не с помощью строгих ана–литических зависимостей (методы экспертных оценок, сценариев, психологические, морфоло–гические, методы сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.п.). Применение этих методов харак–теризуется определенным субъективизмом, по–скольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.
  2. Формализованные методы. В их осно–ве лежат строгие формализованные аналити–ческие зависимости. Известны десятки этих ме–тодов; их можно условно разбить на группы:

1) элементарные методы  факторного ана–лиза: методы цепных  подстановок, ариф–метических разниц, выделения изолирован–ного влияния  факторов, процентных чисел, простых  и сложных процентов, балансовый, дифференциальный, логарифмический,  ин–тегральный методы. В рамках  финансового менеджмента эти  методы используются главным  образом для оценки и прогнозиро–вания  финансового состояния предприятия;

2) традиционные методы  экономической статистики: методы  средних и относительных величин,  группировки, графический, ин–дексный, элементарные методы обработки  рядов динамики. Эти методы широко  исполь–зуются в финансовом менеджменте;

3) математико-статистические  методы изучения связей: корреляционный  анализ, регрессионный анализ, дисперсионный  ана–лиз, современный факторный  анализ и др.;

4) методы экономической  кибернетики и оптимального программирования: ме–тоды системного анализа,  методы машинной имитации, линейное  программирование и др. В настоящее  время значение этих методов  в финансовом менеджменте относительно  невысоко; вместе с тем все  большее распрост–ранение получают  методы машинной имита–ции (в  частности, для разработки и  выбора различных вариантов действий  в рамках опти–мизации инвестиционной  политики);

5) эконометрические методы: матричные ме–тоды, гармонический  анализ, спектральный ана–лиз, методы  теории производственных функций,  методы теории межотраслевого  баланса;

6) методы исследования  операций и тео–рии принятия  решений: методы теории графов, метод деревьев, методы байесов–ского  анализа, теория игр, теория  массового обслуживания, методы  сетевого планирова–ния и управления. Наряду с эконометриче-скими эти  методы не получили широкого  рас–пространения в управлении  финансами. Комплексное использование  данных методов для решения  текущих и перспективных задач  может существенно повысить эффективность  финансового менеджмента.

 

5 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ

Широко распространенным методом финан–сового прогнозирования  является метод про–порциональных  зависимостей показате–лей. Основу этого  метода составляет тезис о том, что  можно идентифицировать некий по–казатель, являющийся наиболее важным с по–зиции характеристики деятельности компании, который благодаря такому свойству может быть использован как базовый  для определения прог–нозных  значений других показателей в том  смысле, что они «привязываются»  к базовому показателю с помощью  простейших пропор–циональных зависимостей.

Последовательность процедур данного метода.

1. Идентифицируется базовый  показатель В (например, выручка  от реализации).

2. Определяются производные  показатели, прогнозирование которых  представляет интерес для менеджера  (в частности, к ним могут  отно–ситься показатели бухгалтерской  отчетности в той или иной  номенклатуре статей, поскольку  именно отчетность представляет  собой форма–лизованную модель, дающую достаточно объек–тивное  представление об экономическом  потен–циале компании).

3. Для каждого производного  показателя Р устанавливается  вид его зависимости от базо–вого  показателя: Р = f(B). Чаще всего  зависи–мость может устанавливаться  одним из двух способов:

1) значение f устанавливается  в процентах к В (например, на  основе экспертных оценок);

2) простейшая регрессионная  зависимость (линейная) Р от В  выявляется путем изучения динамики  данных.

4. При разработке прогнозной  отчетности со–ставляется прогнозный  вариант отчета о прибы–лях  и убытках, поскольку в этом  случае рассчиты–вается прибыль,  являющаяся одним из исходных  показателей для разрабатываемого  баланса.

5. При прогнозировании  баланса рассчиты–вают ожидаемые  значения его активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается  с помощью метода балансовой  увязки показателей; ведь чаще  всего выявля–ется потребность  во внешних источниках финан–сирования.

6. Собственно прогнозирование  осуществля–ется в ходе имитационного  моделирования, ког–да при расчетах  варьируются темпы изменения  базового показателя и независимых  факторов, а его результатом является  построение несколь–ких вариантов  прогнозной отчетности. Выбор наилучшего  из них (и использование в  дальней–шем в качестве ориентира)  делается уже с по–мощью неформализованных  критериев.

Данный метод основан  на предположе–нии, что:

1) значения большинства  статей баланса и от–чета о  прибылях и убытках изменяются  прямо пропорционально объему  реализации;

2) сложившиеся в компании  уровни пропорцио–нально меняющихся  балансовых статей и со–отношения  между ними оптимальны.

 

6 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ФИНАНСОВОГО ХАРАКТЕРА В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ

 

Основополагающим принципом  ведения бух–галтерского учета  является оценка объектов учета по себестоимости. В условиях инфляции подобные оценки могут значительно  отличать–ся от текущих рыночных оценок. Поэтому с пози–ции соответствия стоимостной оценки активов предприятия  их рыночной цене бухгалтерская отчетность недостоверна, что усложняет рабо–ту  финансового менеджера. Инфляция по-разному  влияет на объекты учета.

Монетарные активы (обязательства) – это учетные объекты, которые  либо находятся в форме денег, либо будут оплачены или получе–ны  в виде оговоренной неизменной суммы  де–нег. Такие объекты в силу своей природы отража–ются в  учете и отчетности в текущей  денежной оценке и не требуют переоценки исходя из долго–срочного изменения  покупательной способности денежной единицы. К ним относятся денежные средства в кассе и на расчетном  счете, депози–ты, финансовые вложения, расчеты с дебитора–ми и кредиторами.

Немонетарные активы (обязательства) – это учетные объекты, реальная денежная оцен–ка которых меняется с течением времени и из–менением  цен. В силу своей природы эти  объекты должны периодически переоце–ниваться. К ним относятся основные средства, нематериальные активы, производственные за–пасы, обязательства перед контрагентами, ко–торые должны быть погашены в дальнейшем пре–доставлением определенного рода товаров или услуг и т.п.

Основные средства в наибольшей степени подвержены влиянию инфляции. Искажается реальность балансовых оценок. Поэтому не–обходимо проводить  периодическую пе–реоценку основных средств. Также необхо–димо по мере возможности использовать ускоренную амортизацию.

Производственные запасы. Согласно п. 6 ст. 254 НК РФ размер материальных расходов при списании в производство сырья и материа–лов определяется следующими методами: ме–тодом оценки по себестоимости единицы запа–сов; методом оценки по средней себестоимости; методом оценки по себестоимости  первых по времени приобретений (ФИФО); методом оцен–ки по себестоимости  последних по времени при–обретений (ЛИФО). Метод ФИФО дает более при–влекательную картину для инвесторов, повышая  показатели рентабельности. Метод ЛИФО предпочтителен в условиях инфляции, по–скольку у предприятия остается фактически боль–ше средств после  уплаты налога на прибыль.

Дебиторская задолженность. На Западе широко используется система  скидок. Предо–ставление скидок препятствует влиянию инфля–ции на обесценивание  дебиторской задолжен–ности. Быстрое  поступление денежных средств на расчетный счет позволяет по–лучить  дополнительный доход от их много–кратного реинвестирования.

 

ЛИТЕРАТУРА 

 

Основная литература

  1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 528с.: ил.
  2. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2003. – 240с.
  3. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2002. - 768 с.: ил.
  4. Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. - М.: Финансы и статистика, 2010.-288с.
  5. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2003. – 304с.

Дополнительная  литература

  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.-4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 416с.:ИЛ.
  2. Бланк И.А. Концептуальные основы финансового менеджмента, - К.: Ника - Центр, Эльга, 2003. - 448с.- («Энциклопедия финансового менеджера», вып. 1).
  3. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. - К.: Ника - Центр, Эльга, 2003. - 496с.
  4. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент: проблемы и решения: Сборник мини-тем для обсуждения, тестов, задач, деловых ситуаций: Учеб.пособие. – М.: Дело, 2007.- 336.
  5. Бригхем Ю., Галенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: в 2-х томах (переведён с англ. Под ред. В.В. Ковалёва.). - СПб.: Экономическая школа, 1997.
  6. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002.-528с.
  7. Забелина О.В., Толкаченко Г.Л. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Забелина О.В., Толкаченко Г.Л. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224с.
  8. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. Экспресс - Курс. М.: Бератор - Пресс, 2002. - 144с.
  9. Маренго А.К. Финансовый менеджмент. Экспресс-курс. М.: Бератор-Пресс, 2002. - 144с.
  10. Морошкин В.А., Ломакин А.Л. Практикум по финансовому менеджменту: технология финансовых расчетов с процентами: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 112с.
  11. Основы учёта и анализа в системе финансового менеджмента: Уч. пос. под ред. проф. Д.А.Панкова и Д.Дутто – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003
  12. Рынок ценных бумаг. Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова - М.: Финансы и статистика, 2002.
  13. Справочник финансиста предприятия - 4-е изд., доп. перераб. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 576с.
  14. Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента. – Минск: ООО «Интерпрессервис», 2002
  15. Финансовый менеджмент: Учебное пособие/под ред. проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-пресс, 2003.-408с.
  16. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е.С. Стояновой - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во «Перспектива», 2002. - 656с.
  17. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. акад. Г.Б. Поляка.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 527с.
  18. Финансовый менеджмент: Учебник под ред. д.э.н., проф. А.М. Ковалевой. - М.: ИНФРА - М, 2002.-284с.
  19. Экономический анализ: Учебник для вузов/Под. ред. Л.Т. Гиляровской. - 2-е изд., доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -615с.

Информация о работе Курс лекций по"Финансовому менеджменту"