Курс лекций по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 10:21, курс лекций

Краткое описание

Понятие и сущность цены в рыночной экономике.
Система цен.
Состав цены.
Государственное регулирование рынка и цен.
Регулирование цен в зарубежных странах.

Вложенные файлы: 1 файл

4.ЛЕКЦИИ.DOC

— 549.00 Кб (Скачать файл)

Постоянное  наблюдение и контроль за ценами ведет  специальный орган — Государственное  управление цен и конкуренции, подчиненное  Министерству гражданской администрации. Во всех 23 губерниях Швеции и Стокгольме имеются структуры, осуществляющие наблюдение за ценами, численность которых составляет от 2 до 10 человек.

Применение  тех или иных форм контроля за ценами в Швеции зависит от экономической ситуации и движения цен.

 

Япония. В Японии прямое вмешательство государства в ценообразование минимально. Более того, государство проводит курс на ограничение любых форм контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпораций. Основная законодательная база. ограничивающая участие субъектов рынка и государства в ценообразовании, — это Антимонопольный закон (1947 г.), Закон о регулировании рынка продовольственных товаров, Закон о стабилизации цен на продукты животноводства. Специальный орган — Комиссия по справедливым сделкам — следит за соблюдением этих законов.

Основой ценообразования  в Японии является взаимодействие спроса и предложения- Однако это не означает, что государство отказывается от воздействия на цены на отдельные виды товаров. Существует Бюро цен при Управлении экономического планирования, учрежденное в 1973 г., которое является правительственным органом, осуществляющим значительную деятельность в области ценообразования: контроль за соблюдением антимонополистического законодательства, изучение тенденций спроса, предложения и ценообразования, поддержание спроса и цен на необходимом уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой политики. Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания.

 

               ТЕМА 6

 

ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД        ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

(Формирование  цены методом “издержки + доход” )

СЕБЕСТОИМОСТЬ

Формирование  цены на товар начинается с определения  его себестоимости. К ней предъявляются  следующие требования:

  1. возможно более полно отражать затраты на воспроизводство использованных материальных, природных, трудовых затрат и основных фондов;
  2. неоходимо учитывать абсолютные суммы удорожаний, удешевлений, связанных с изменением цен на потребленные средства производства.

Для того чтобы  эти требования выполнялись, себестоимость  продукции, работ и услуг включает только те виды затрат, которые перечислены в положении о составе затрат (№552 5.08.92 г.; №661 10.95 г.).

Все затраты, включаемые в себестоимость, группируются в  соответствии с их экономическим  содержанием по следующим элементам:

материальные  затраты;

расходы на оплату труда;

отчисления  на социальные нужды;

амортизация основных фондов;

прочие расходы.

Группировка затрат по элементам позволяет определить, что израсходовано и в какой  форме, а также долю перенесенной стоимости в себестоимость продукции. При этой группировке в один элемент собираются все виды расходов одинакового содержания независимо от того, производятся ли они у рабочего места в пределах подразделений предприятий или в целом масштабе предприятий.

 

ЧИСТЫЙ ДОХОД

Наряду с  себестоимостью в цену товара включается чистый доход. Основой включения чистого дохода в цену товара является стоимость прибавочного продукта, который создается трудом работников сферы материального производства. В то же время чистый доход как денежная форма прибавочного продукта существенно отличается от стоимостной основы. Это объясняется несоответствием себестоимости затратам живого и овеществленного труда, а также отклонением цен от стоимости. Поэтому чистый доход включает также часть необходимого труда, часть затрат прошлого труда по воспроизводству природных ресурсов, которые не отражены в себестоимости, а также часть стоимости, перераспределяемой через цены.

Чистый доход  в цене выступает в следующих  формах:

прибыли;

акцизов;

ндс.

Для включения (определения) прибыли в цену товара могут использоваться следующие методы:

определение прибыли  пропорционально заработной плате  работников, занятых производством данного вида продукции;

определение прибыли  пропорционально себестоимости  продукции;

определение прибыли  пропорционально стоимости основных производственных фондов, используемых в производстве данного вида продукции;

 

 НДС – представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, созданной на всех стадиях производства товара, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ и услуг) и стоимостью материальных ресурсов, отнесенных на издержки производства и обращения.

Объектами налогообложения  являются:

Обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ, услуг.

Товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенным режимом. Обороты по реализации товаров предприятия для собственного потребления, затраты по которым не отнесены на издержки производства и обращение, а также работникам самого предприятия.

Обороты по реализации товаров без оплаты их стоимости в обмен на другие товары.

Обороты по передаче товаров безвозмездно или с частичной  оплатой другим предприятием или  отдельным физическим лицом, включая  работников предприятия.

Для определения  облагаемого оборота фактическая  стоимость товаров исчисляется:

– исходя из свободных цен и тарифов без включения в них НДС;

– исходя из регулируемых оптовых цен без включения в них НДС.

При исчислении облагаемого оборота по подакцизным  товарам включается сумма акцизов.

При обмене товаров, при передаче их безвозмездно или с частичной оплатой облагаемый оборот определяется исходя из сложившихся свободных цен на товары дарения или передачи.

При использовании  товаров собственного производства внутри предприятия облагаемый оборот определяется исходя из стоимости этих или аналогичных товаров, исчисленных на основе принятых свободных цен на эти товары, а при их отсутствии – исходя из фактической себестоимости.

При реализации предприятиями населению товаров  собственного производства по свободным  розничным ценам облагаемый оборот определяется исходя из этих цен с учетом применяемой торговой надбавки.

Налогооблагаемой  базой по товарам, ввозимым на территорию РФ, являются:

– таможенная стоимость;

– таможенная пошлина;

– сумма акцизов (по подакцизным товарам).

Для строительных организаций облагаемым оборотом является стоимость выполненных и оплаченных работ по договорным ценам.

НДС не облагается:

  1. Оборот продажи между структурными подразделениями предприятия (внутрипроизводственный оборот).
  2. Продажа, обмен, безвозмездная передача, приобретение с НДС основных средств и товаров для непроизводственных целей.

От НДС освобождаются:

– товары, экспортируемые, непосредственно предприятиями-изготовителями;

– услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке товаров, при транзите через территорию РФ;

– товары, предназначенные для официального использования иностранными представительствами;

– услуги городского пассажирского транспорта;

– квартплата;

– стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества предприятий;

– стоимость жилых помещений, выкупаемых населением;

– операции по страхованию;

– операции, связанные с обращением денег, валюты и ценных бумаг;

– действия, за которые взимается государственная пошлина (по тарифам);

– патентно-лицензионные операции;

– услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессами; услуги по содержанию детских дошкольных учреждений;

– продукция собственного производства предприятий общественного питания;

– хозяйственные договорные работы и научно-исследовательские работы, выполняемые за счет средств государственного бюджета или средств фонда фундаментальных исследований РФ;

– услуги учреждений искусства и культуры и религиозных объединений;

– ритуальные услуги;

– обороты по реализации конфискованных, бесхозных ценностей;

– платные медицинские услуги и лекарственные средства;

– товары, произведенные и реализуемые учебно-производственными мастерскими;

– товары, произведенные предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 %;

– продукция сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты товаром;

– изделия народных промыслов;

– товары, ввозимые на территорию РФ в качестве гуманитарной помощи;

– сдача в аренду жилых помещений иностранным гражданам;

– продовольственные товары и товары детского ассортимента по действующему перечню, ввозимые на территорию РФ, освобождаются от НДС только в момент таможенного оформления;

– технические средства, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики, лекарственные средства и медицинская техника, ввозимые на территорию РФ.

 

 

Акцизы – косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем.

Ставки акцизов являются едиными на всей территории РФ. При ввозе подакцизных товаров их обложение производится в соответствии с таможенным законодательством.

Объектом обложения  акцизами является оборот по реализации подакцизных товаров собственного производства, включая реализацию государствам – членам СНГ.

Объектом обложения  по ввозимым товарам является таможенная стоимость, таможенная пошлина и  таможенный сбор.

Для определения  облагаемого оборота принимается  стоимость реализованных подакцизных  товаров, исчисленная исходя из свободных цен на товары, а также из регулируемых оптовых цен.

Акцизами не облагаются:

Подакцизные в  РФ товары, вывозимые за пределы  государств – членов СНГ за исключением подакцизных товаров, вывозимых с территории РФ, государств – субъектов бывшего СССР, не вошедших в состав СНГ.

Подакцизные в  РФ товары, поступающие с территории государств – членов СНГ при ввозе их в РФ.

 

 Снабженческо-сбытовые наценки

 включают:

– издержки обращения;

– прибыль снабженческо-сбытовых организаций;

– НДС.

Снабженческо-сбытовые наценки применяются организациями, закупающими и продающими продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления, в том числе торгово-закупочными организациями, посредническими предприятиями всех форм собственности, снабженческо-сбытовыми органами системы госснаба РФ, товарными биржами.

Специализированные  предприятия оптовой торговли, поставляющие товары народного потребления в  розничную сеть, права на применение снабженческо-сбытовых наценок не имеют и возмещают свои расходы за счет оптовой наценки, которая включается в товары народного потребления.

Предельный  размер снабженческо-сбытовой наценки  составляет 40 % к свободной цене без НДС независимо от числа посредников.

Снабженческо-сбытовые наценки дифференцируются в зависимости от форм реализации продукции.

Различают:

– транзитные наценки;

– складские наценки;

– транспортные скидки.

Транзитные  наценки возмещают затраты снабженческо-сбытовых организаций по организации транзитных поставок продукции непосредственно  со склада изготовителя.

Складские наценки  взимаются с потребителей продукции при ее реализации со склада снабженческо-сбытовых организаций.

Транспортные  скидки предоставляются снабженческо-сбытовым организациям предприятиями, продукция  которых реализуется по ценам “франко-станция назначения”.

 

Торговые  надбавки

предоставляются розничным торговым организациям и  предназначены для возмещения затрат этих организаций, получения прибыли, необходимой для развития, а также  уплаты НДС.

Торговые надбавки устанавливаются розничными торговыми организациями исходя из конъюнктуры рынка. Предельный размер этих надбавок определяется органами ценообразования.

Торговые надбавки дифференцируются в зависимости:

– от вида продукции;

– мест реализации продукции.

 

Определение предприятием цены:

Определение предприятием окончательной цены на товар начинается с калькуляции издержек на производство и реализацию товаров в целом  на весь предполагаемый выпуск и на единицу.

После уточнения  предварительной цены на товар исходя из внутренних условий предприятия производится оценка прочности товара и позиции предприятия по сравнению с конкурентами, выпускающими аналогичный товар.

Для этого:

производится  оценка параметров изделия предприятия  и изделий предприятий-конкурентов  и определяются средневзвешенные индексы по каждому изделию;

рассчитываются  приведенные индексы для всех изделий, при этом средневзвешенный индекс изделия предприятия принимается  за базу сравнения, с учетом этих приведенных индексов определяется обоснованная и необходимая надбавка к ценам изделий других предприятий, которая учитывает различия данного предприятия.

Обоснованная  надбавка позволяет определить безразличные цены на изделия, т. е. такие цены, при  которых покупателю будет безразлично, изделие какого предприятия он приобретет. Это объясняется тем, что в безразличных ценах учтены различия в параметрах всех изделий.

Установив безразличные цены и имея цену, которая позволит максимизировать маржинальную прибыль, предприятие имеет теперь достаточно данных, чтобы установить окончательную цену на товар с учетом внутренних и внешних условий реализации этого товара.

Информация о работе Курс лекций по "Ценообразованию"