Анализ особенностей и проблемы недропользования в России, правовые и экономические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:13, реферат

Краткое описание

Основной проблемой российской экономики является высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играют нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились и спрос и цены. Важной проблемой является недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику.

Содержание

Введение
1. Понятие экономики недропользования
1.1 Оценка экономической эффективности использования месторождения и эффективности геологоразведочных работ
1.2 Стоимостная оценка недр
1.3 Налоговая политика недропользования в России
2. Законодательство о недрах и недропользовании
2.1 Главные правовые акты, определяющие условия недропользования
2.2 Пользования недрами
2.3. Уполномоченные органы, осуществляющие контроль и надзорза пользование недрами и характер их деятельности
2.4. Государственное регулирование отношений недропользования
2.5. Организация процессов недропользования в нефтегазовом комплексе
3.Проблемы правового регулирования недропользования в России
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат -.doc

— 2.45 Мб (Скачать файл)

Необходимо  снижение налогового бремени с предприятий  горнодобывающих отраслей промышленности – основы сырьевой базы хозяйства страны и экспорта ее продукции. Уменьшение налоговых сборов в горной промышленности приведет не к снижению, а к увеличению налоговых поступлений в бюджет – за счет увеличения объемов действующего производства, возможности вовлечения в оборот участков недр с меньшей рентабельностью,  и главное – а счет инвестиционной привлекательности проектов строительства новых горных предприятий. Снижение налогового бремени горных предприятий отразится также в уменьшении стоимости реализуемого минеральных продуктов, которые является сырьем для энергетической и обрабатывающей отраслей и, соответственно, дальнейшей цепочки потребителей. Наоборот, ужесточение налоговой политики к производителям энергоносителей и минеральног сырья приводит к всеобщему росту цен и новым виткам инфляции.

Недостатки  противоречия действующей налоговой  системы горного производства должны быть устранены при переработке  существующих законов «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции», «О драгоценных металлах и драгоценных  камнях» и разработке новых законов – «О плате при пользовании недр», II и III частей «Налогового кодекса», «Горного кодекса», «О газе и нефти», «Об угле» и др.  Основные направления для развития налогового и горного права для условий горного производстваследующие:

Определение приоритетных положений горного  и налогового законодательства на создание экономических условий работы производства товарной продукции с получением максимальных величин прибыли для  инвесторов и сборов налоговых поступлений  для государства;  определение условия изъятия налогов с прибыли только при ее наличии;

Замена  акциза налогом на дополнительный доход;  уменьшение налога на добавленную стоимость  на минеральное сырье, созданное  природой и только частично трудом и капиталом;  перенос платежа  с производителя товара на его потребителя (начисление платы НДС во время покупки товара);  перенос социальных платежей (с одновременным соразмерным увеличением дохода новых плательщиков налогов) с предприятий на физические лица  работников предприятия;  капитализация геологоразведочных работ в виде нематериальных активов с исключением их стоимости из налогооблагаемой базы налога на прибыль.

В настоящее  время выделяются следующие виды платежей, которые осуществляются, начиная с поисковых и поисково-оценочных  работ и заканчивая отработкой месторождений и проведением восстановительных работ:

  • плата за пользование недрами, включающая:

- геологическое  изучение недр (поисковые и разведочные  работы),

- добычу  полезных ископаемых;

- плата за землю;

  • плата за пользование водными ресурсами, включающая:

- использование  акватории водных объектов и  участков морского дна,

- забор воды и сброс сточных  и дренажных вод.

Платежи при пользовании недрами определяются в соответствии с федеральным  законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», вступившим в силу с 1 января 2002 г. [2]

2. Законодательство о недрах и недропользовании

2.1 Главные правовые акты, определяющие условия недропользования

 

Главными  правовыми актами, определяющими условия недропользования, являются Конституция России, Закон РФ «О недрах» (редакция 2000г.). Федеральные законы «О соглашениях о разделе продукции» (СРП) (редакция 1999г.), «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (редакция 2003г.), а так же законы субъектов Российской Федерации о недрах и ряд других федеральных законов прямо не связанных с недропользованием.

В соответствии с действующими правовыми актами в России недра находятся в  государственной собственности. Владение, пользование и распоряжение недрами в пределах государственной границы находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (так называемое «правило двух ключей»), а за пределами границы (в морской экономической зоне и континентальном шельфе) - в исключительном ведении Российской Федерации.

Недра предоставляются в пользование на условиях, определяемых законодательством. Участки недр и находящиеся в них минеральные ресурсы (МР) не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или отчуждаться в какой-либо иной форме. Право собственности на недра отделено от права собственности на землю. Владелец земельного участка не имеет каких-либо прав на соответствующий участок недр.

Пользователь  недр обязан произвести в установленном  порядке отчуждение (отвод) земельного участка для производства работ, если эти работы связаны с нарушением земной поверхности, строительством зданий, сооружений и т.п.

Право собственности на минеральное сырье, добытое из недр, может осуществляться предприятиями и организациями  любой формы собственности, предусмотренной  законодательством. Добытые из недр полезные ископаемые могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности. Вопрос о собственности на добытое полезное ископаемое или её разделе между недропользователем и собственником недр (государством или субъектом Федерации) определяется условиями лицензионного соглашения.

Право собственности на горное имущество  и геологическую информацию принадлежит  тому, кто оплатил его создание или приобретение. Если недропользователь получает право собственности лишь на часть добытой продукции, стоимостью которой государство компенсирует затраты, то имущество и активы, приобретенные в этот период, являются собственностью государства.

Геологическая информация, полученная пользователем за счет государственных средств, является собственностью государства, а за счет собственных средств - собственностью недропользователя. Однако геологическая информация, являющаяся собственностью недропользователя, должна представляться им в установленной форме в федеральный и территориальный фонды геологической информации (ВГФ, ТГФ). Собственник может только оговорить условия пользования этой информацией в фондах с учетом собственных интересов.

Система пользования недрами в России включает подсистемы пользования недрами, предоставления недр в пользование и контроля за пользованием недрами.

Предоставление  недр в пользование производится для геологического изучения, включая  поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, включая использование отходов горного производства и других видов деятельности. Недра могут представляться в пользование одновременно для геологического изучения (поиски, разведка) и добычи полезных ископаемых (так называемая совмещенная лицензия). В этом случае добыча может производиться как в процессе изучения, так и после его завершения. Пользование недрами в РФ, за исключением работ по региональному геологическому изучению и созданию особо охраняемых объектов, является платным.

Участок недр для геологического изучения предоставляется на срок до 5 лет, а для добычи - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.[3]

 

2.2 Пользования недрами

Условия недропользования определяются соглашением (договором) собственника недр (государства) в лице его уполномоченных органов  и недропользователя, в соответствии с ФЗ «О недрах» и общих норм законодательства РФ.

В практике недропользования известны три типа договорных отношений:

    • недропользователь вносит плату за пользование недрами и уплачивает другие установленные налоги, но полностью распоряжается всей произведенной продукцией;
    • недропользователь и собственник недр заключают соглашение о разделе производимой продукции;
    • недропользователь заключает с собственником контракт на предоставление определенных услуг (субподрядные работы).

В первом случае недропользователь осуществляет все работы по реализации предоставленных лицензией прав за счет собственных средств, принимая на себя все риски. Добытая продукция полностью принадлежит ему, хотя условиями договора может определяться реализация части продукции на внутреннем рынке.Недропользователь вносит все установленные платежи и налоги, связанные с его деятельностью. Все Сооружения и оборудование, используемые при работах, являются его собственностью.

Во  втором случае недропользователь также  несет все расходы и принимает  на себя риски,связанные сведением  работ,а произведенная продукция  делится между ним и  собственником (государством)в видетрех частей: компенсационной  продукции, компенсирующей возмещение затрат недропользователю и двух долей прибыльной продукции,разделенных междугосударством и недропользователем в установленном соотношении. Реализация своих долей продукции осуществляется недропользователем и собственником самостоятельно.

В третьем  случае недропользователь также, неся все затраты, связанные с проведением работ, либо получает возможность их возмещения при коммерческом результате (например, открытии месторождения при поисках), либо получает заранее оговоренное вознаграждение (оплату)  за произведенные работы, но не приобретает никаких прав на добытую продукцию, если таковая будет получена в течение срока действия лицензии или после его истечения.

Помимо  прав, вытекающих из условий недропользования, согласно полученной лицензии,недропользователь имеет право:

  • Использовать отходы своего производства, если иное не оговорено в лицензии;
  • Ограничивать застройку площадей в границах предоставленного ему горного отвода;
  • Проводить в пределах предоставленного горного отвода геологическое изучение недр за счет собственных средств;
  • Обращаться в органы, предоставившие лицензию по поводу пересмотра ее условий, при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Помимо  обязанностей, вытекающих из условий  лицензии, недропользователь обязан обеспечить:

  • Соблюдение действующих стандартов, норм и правил по технологии проводимых работ и охранеокружающей среды;
  • Безопасное проведение работ, связанных с пользованием недр;
  • соблюдение требований технических проектов работ, недопущение сверхнормативных потерь,  разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
  • ведение геологической и маркшейдерской документации и обеспечение ее сохранности;
  • предоставление геологической информации и сведений об извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых и содержащихся в них компонентах, в территориальный и федеральный фонды,  органы горного надзора и органы государственной статистики;
  • предоставление подсчетов запасов полезного ископаемого на государственную экспертизу в соответствии с установленным законом порядком;
  • рекультивацию и восстановление нарушенных земель;
  • своевременное внесение всех платежей за пользование недрами.

 

2.3 Уполномоченные органы, осуществляющие контроль и надзорза пользование недрами и характер их деятельности

Контроль  и надзор за оценкой и разведкой  месторождений полезных ископаемых и другими видами пользования  недрами осуществляют органы Государственного геологического контроля (Госгеолконтроль  Минприроды РФ) и органы федерального горного и промышленного надзора (Госгортехнадзор РФ), а также другие контрольные органы в соответствии с их компетенцией (ГКЗ РФ, природоохранные органы, Госатомнадзор и др.).

Государственный геологический контроль включает контроль за геологическим изучением недр и их рациональным использованием и охраной.Задачей государственного геологического контроля является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования, законодательства, утвержденных в установленном порядке норм и правил в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения учета и отчетности.

Органы  Госгеолконтроля входят в структуру  МПР РФ и его территориальных  подразделений и руководствуются  в своей деятельности Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ.

Федеральный горный и промышленный надзор выполняет  в качестве основной контрольной  функции надзор за безопасным ведением работ, включая вопросы проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации горных предприятий.

Совместно с органами Госгеолконтроля Госгортехнадзор  рассматривает и решает вопросы  списания запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, потерянных при добыче или не подтвердившихся  при дальнейшем геологическом изучении или отработке, а также согласовывает и контролирует нормативы потерь и разубоживания для всех технологических процессов добычи и переработки МС.

Государственная экспертиза запасов  полезных ископаемых производится для обеспечения правильного учета их состояния и движения, правильности отнесения к экономическим группам и категориям изученности в соответствии с действующей классификацией, для определения возможности предоставления скидок и льгот по платежам за пользование недрами, составления Государственного баланса запасов и Государственного кадастра месторождений и др.

Государственный кадастр месторождений  полезных ископаемых содержит сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, условия разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку.

Информация о работе Анализ особенностей и проблемы недропользования в России, правовые и экономические аспекты