Анализ особенностей и проблемы недропользования в России, правовые и экономические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:13, реферат

Краткое описание

Основной проблемой российской экономики является высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играют нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились и спрос и цены. Важной проблемой является недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику.

Содержание

Введение
1. Понятие экономики недропользования
1.1 Оценка экономической эффективности использования месторождения и эффективности геологоразведочных работ
1.2 Стоимостная оценка недр
1.3 Налоговая политика недропользования в России
2. Законодательство о недрах и недропользовании
2.1 Главные правовые акты, определяющие условия недропользования
2.2 Пользования недрами
2.3. Уполномоченные органы, осуществляющие контроль и надзорза пользование недрами и характер их деятельности
2.4. Государственное регулирование отношений недропользования
2.5. Организация процессов недропользования в нефтегазовом комплексе
3.Проблемы правового регулирования недропользования в России
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат -.doc

— 2.45 Мб (Скачать файл)

Государственные балансы запасов  полезных ископаемых содержат сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами.[3]

 

2.4 Государственное регулирование отношений недропользования

Государственное регулирование охватывает отношения, возникающие между государством и экономическими субъектами при пользовании недрами для регионального геологического изучения недр, поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений (не связанных с добычей полезных ископаемых), охраны геологических заповедников и сбора геологических коллекционных материалов.

Цель регулирования - обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы, ее рациональное использование и охрану недр. В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», в границах ее территории недра являются государственной собственностью.

В компетенцию  федеральных органов государственной  власти и государственного управления Российской Федерации, в частности, входят:

  • разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;
  • определение и реализация федеральной политики недропользования;
  • распоряжение недрами континентального шельфа РФ;
  • установление общего порядка пользования недрами; государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; составление государственного баланса запасов полезных ископаемых;
  • государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и иных целей, ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;
  • разрешение споров между субъектами РФ по вопросам пользования недрами;
  • заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр;
  • государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
  • заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр;
  • государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Совместная  компетенция органов государственной  власти и государственного управления РФ и ее субъектов в сфере регулирования  отношений недропользования включает:

  • распоряжение государственным фондом недр, кроме участков, находящихся в исключительном ведении РФ;
  • определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами, а также утверждение договоров об условиях раздела продукции.

В соответствии с соглашением о разделе продукции и выданной лицензией инвестору удостоверяется его право пользования участком недр, право разработки месторождения. Одновременно с этим государство передает инвестору во владение и пользование имущество, в том числе горное, имеющееся на участке недр.[4]

 

2.5. Организация процессов недропользования в нефтегазовом комплексе

Статьей 6 закона РФ «О недрах» определены виды пользования недрами, для которых они предоставляются. К этим видам относятся:

    1. Региональное геологическое изучение;
    2. Геологическое изучение, включающее поиск иоценку месторождений полезных ископаемых;
    3. Разведки и добычи полезных ископаемых;
    4. Строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    5. Образования особо охраняемых геологических объектов;
    6. Сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Организация процесса пользования недрами для определенных законом видов подробно не установлена ни одним из законодательных документов, что дает государственным чиновникам все основания самостоятельно решать вопрос организации процесса недропользования.

Принимая во внимание, что предприятия  нефтегазового комплекса пользуются недрами, в основном, для из геологического изучения с целью обнаружения  месторождений углеводородного сырья, а также для их разведки и добычи, попытаемся более подробно рассмотреть данный вопрос и определить проблемные вопросы, возникающие на отдельных этапах процесса, которые до

Рассмотрим более детально организацию  процессов пользования недрами для их геологического изучения, с целью поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, а также для разведки и добычи полезных ископаемых, в данном конкретном случае, для разведки и добычи углеводородного сырья.

Основные этапы процесса геологического изучения (поиск и оценка)  Участков недр. Процесс геологического изучения участков недр состоит из отдельных этапов и стадий, которые в совокупности и определяют весь процесс геологического изучения недр, включающий поиск и оценку месторождений полезных ископаемых (рис. 1). К этим этапам относятся: ).[5]

    • Формирование и опубликование Перечня участков недр, которые предлагаются в пользование для геологического изучения;
    • Формирование пакета заявочных документов и подача заявки на выбранный участок;
    • Рассмотрение пакета заявочных документов и принятие решений;
    • Оформление лицензий и Соглашений о порядке пользования недрами;
    • Организация и проведение работ по геологическому изучению участка недр;
    • Сдача лицензии.

Каждый из перечисленных этапов состоит из отдельных стадий, которые в свою очередь состоят из целого ряда задач, решение которых и определяет весь процесс недропользования с целью геологического изучения предоставленного в пользование участка недр.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Этапы процесса геологического изучения участков недр

 

Процесс разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется на основании лицензии выданной недропользователю по решению  органа исполнительной государственной  власти, на которого возложены эти  действия, на основании решения конкурсной (аукционной) комиссии принятого по результатам проведения конкурса или аукциона.

Сразу же следует отметить, что в нарушение  действующего законодательства МПР  России принято положение о предоставлении прав пользования недрами для  разведки и добычи полезных ископаемых только на основании решения Федерального агентства по недропользованию, принимаемого по результатам проводимых аукционов.

Конкурсы  уже не проводятся более двух лет, а их дальнейшее проведение не предусматривается. Считается, что аукционная форма предоставления прав пользования недрами более прозрачна, чем конкурсная, этим и объясняется их решение. Однако, как уже показала практика, и при проведении аукционов также существует возможность принятия решения с нарушением положений действующего законодательства, так как в процессе подготовки и проведении аукционов возможны пути возникновения коррупционных действий со стороны отдельных недропользователей, которые не имея действительного желания участвовать в процессе изучения и освоения месторождений, могут шантажировать других недропользователей, реально желающих принять участием в данном процессе. Таким образом, уходя от отдельных возможных коррупционных методов, мы сталкиваемся с другими.[6]

Как показала многолетняя практика, процесс  разведки и добычи полезных ископаемых, также как и процесс геологического изучения участков недр, состоит из отдельных, последовательно сменяющих друг друга, этапов и стадий (рис. 2),  к которым относятся:

  • Формирование и опубликование Перечня участков недр, которые планируются для выставления на аукционные торги;
  • Формирование пакета заявочных документов и подача заявки для участия в аукционе;
  • Аукционные торги и принятие решения;
  • Оформление лицензий и Соглашений о порядке пользования недрами;
  • Организация и проведение работ по разведке и добыче;
  • Продление срока действия лицензии до срока окончательной отработки запасов или ее сдача влад

 

 

Рисунок 2. Этапы процесса разведки и добычи полезных ископаемых

 

3.Проблемы правового регулирования недропользования в России

Изменения, внесенные в Закон РФ 
«О недрах», Федеральным законом от 30.12.2008 г. 
№ 309-ФЗ  показывается :

  • отменена обязанность по получению согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр;
  • разрешена разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов, без получения дополнительных разрешений;
  • закреплены полномочия Правительства РФ по установлению порядка подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

1. Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы России

- Реформирование существующей системы геологического изучения недр за счет бюджетных средств: Изменение системы заключения государственных контрактов, предусмотренной Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», применительно к геологоразведочным работам (п. 9 ст. 10.1 Закона РФ«О недрах» )

- Увеличение  срока геологического изучения недр на суше с 5 до 7 лет : На практике лицензии на пользование недрами с целью геологического изучения, чаще всего, продлеваются, однако существующая процедура внесения изменений в лицензию, в том числе по срокам, достаточно сложна и длительна. В связи с этим, время, которое можно было бы потратить на геологическое изучение, тратится на преодоление административных барьеров. (Ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

- Разрешение  предоставления участков недр  для геологического изучения  за счет собственных средств в случае подачи двух или более заявок:в настоящее время значительное количество заявок на геологическое изучение снимается с рассмотрения по формальному признаку – в случае подачи двух или более заявок.(п. 3 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах»).

- Безусловное предоставление участка недр федерального значения в случае открытия в ходе геолого-разведочных работ месторождения полезных ископаемых : высокая стоимость геологоразведочных работ (в т. ч. в шельфовой зоне) и их рисковый характер, в отсутствии гарантий получения в пользование участка недр, является фактором, значительно снижающим инвестиционную привлекательность подобных проектов, что негативно сказывается на объемах проводимых геологоразведочных работ.(ч. 5 ст. 2.1 Закона РФ «О недрах»).

- Введение ряда мер финансово-экономического стимулирования геолого-разведочных работ:  освобождение недропользователей, открывших месторождение полезных ископаемых за счет собственных средств, от уплаты разового платежа при получении лицензий на право разведки и добычи полезных ископаемых (Ст. 40 Закона РФ «О недрах»).

2.Повышение эффективности функциоФСнирования горнодобывающей отрасли

Разрешение предоставления участка  недр единственному участнику аукциона : законодательством о недрах не предусмотрена возможность предоставления права пользования недрами единственному участнику аукциона, в случае, если на участие в данном аукционе была подана только одна заявка. Следует установить норму, согласно которой, в случае поступления только одной заявки, лицензия на пользование участком недр может быть выдана единственному участнику аукциона (по аналогии с предоставлением участков недр по конкурсу)(Ст. 13.1 Закона РФ «О недрах»)

Установления  возможности внесения изменений  в лицензию в части расширения границ участка недр : Разрешение внесения соответствующих изменений в лицензию на право пользования недрами в случае необходимости расширения границ лицензионного участка, предоставленного в пользование для целей разработки месторождений полезных ископаемых, с тем, чтобы у действующих предприятий была возможность осуществить доработку остаточных запасов (Ст. 12 Закона РФ «О недрах»)

Информация о работе Анализ особенностей и проблемы недропользования в России, правовые и экономические аспекты