Анализ особенностей и проблемы недропользования в России, правовые и экономические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:13, реферат

Краткое описание

Основной проблемой российской экономики является высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играют нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились и спрос и цены. Важной проблемой является недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику.

Содержание

Введение
1. Понятие экономики недропользования
1.1 Оценка экономической эффективности использования месторождения и эффективности геологоразведочных работ
1.2 Стоимостная оценка недр
1.3 Налоговая политика недропользования в России
2. Законодательство о недрах и недропользовании
2.1 Главные правовые акты, определяющие условия недропользования
2.2 Пользования недрами
2.3. Уполномоченные органы, осуществляющие контроль и надзорза пользование недрами и характер их деятельности
2.4. Государственное регулирование отношений недропользования
2.5. Организация процессов недропользования в нефтегазовом комплексе
3.Проблемы правового регулирования недропользования в России
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат -.doc

— 2.45 Мб (Скачать файл)

Установление  обязанности проведения экспертизы технических проектов разработки месторождений  за счет средств пользователей недр: Действующее законодательство о недрах не предусматривает необходимость проведения подобной экспертизы, а только осуществления согласования подобных проектов с Роснедрами. При этом не учитывается, что оценка соответствия предлагаемого к согласованию проекта не может быть произведена без его детального анализа, то есть экспертизы.(Ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» )

3. Осуществление недропользования на участках недр, содержащих месторождения ОПИ

- Обеспечение возможности получения лицензии на право добычи полезных ископаемых, не являющихся ОПИ, открытых в результате геологического изучения месторождений ОПИ: предоставление лицензии по факту открытия месторождения полезных ископаемых не допускается, если фактически работы проводились в отношении иного полезного ископаемого, чем указанное в лицензии на пользование недрами. Не имея возможности легализовать факт открытия подобного необщераспространенного полезного ископаемого, недропользователь часто начинает добывать его как общераспространенное, в результате чего наносится значительный ущерб состоянию минерально-сырьевой базы страны.(п. 3 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах»).

- Упорядочение процедуры добычи ОПИ пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых, 
в границах горных отводов для собственных нужд : целью введения нормы ст. 19.1 Закона РФ «О недрах» было облегчение допуска недропользователей к добыче общераспространенных полезных ископаемых, необходимых им для осуществления их основной деятельности, однако на практике ситуация сложилась совершенно противоположная, появился новый административный барьер.(п. 3 ст. 10.1 Закона РФ«О недрах).

4. .Иные проблемы правового регулирования недропользования

- Установление порядка ликвидации (консервации) производственных объектов недропользования при неисполнении данной обязанности пользователем недр: основной проблемой, решение которой необходимо для ликвидации и консервации подобных «отработанных» объектов недропользования, является отыскание источников финансирования для проведения подобных работ. Для ее решения представляется возможным создание специального фонда, финансируемого за счет отчислений действующих недропользователей, или создание системы накопительного страхования рисков, приводящих к неисполнению недропользователем обязанностей ликвидации объекта недропользователем.(ст. 26 Закона РФ «О недрах»).

- Установление процедуры изъятия земельных участков, необходимых для осуществления недропользования, в упрощенном и ускоренном порядке:  в случае несогласия собственника земельного участка передать его в аренду недропользователю, у последнего имеется либо возможность, по согласованию с органами государственной власти инициировать процедуру изъятия земельного участка для целей государственных нужд или понудить владельца земельного участка к заключению договора через суд.Оба варианта являются достаточно затратными и сильно растянутыми во времени, в связи с чем, возрастают риски нарушения сроков проведения работ по лицензии.(Земельный кодекс РФ ).

- Необходимость упорядочения процедуры предоставления и использования лесных участков для осуществления недропользования: в связи с безусловным запретом на осуществление добычи полезных ископаемых на территории лесных участков отдельных категорий предоставление в отношении расположенных (хотя бы частично) на их территории участков недр по совмещенной лицензии невозможно.Вместе с тем, по результатам проведения геологоразведочных работ и определения контуров месторождения возможны ситуации, когда для проведения работ по добыче использование лесных участков не потребуется.(Лесной кодекс РФ).[7] [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время дискуссии  по вопросам, связанным с дальнейшими  путями совершенствования и развития российского законодательства о  недрах являются весьма активными и  острыми, что вполне объяснимо и  связано с тем, что минерально-сырьевые ресурсы в значительной мере влияют на экономическую и социальную стабильность в стране.

Дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы государства, особенно по таким  имеющим устойчивый спрос полезным ископаемым, как нефть, газ, благородные и цветные металлы, имеет хорошие перспективы за счет изучения континентального шельфа Российской Федерации, районов Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Однако, проведение геологоразведочных работ, вовлечение в освоение новых месторождений полезных ископаемых требует стабильности и предсказуемости развития законодательства о недрах.

Список использованных источников

 

  1. Домаренко В.А.,Рациональная методика поисков и геолого-экономической оценки минеральных ресурсов (часть II): Курс лекций. - М: Изд-во ТПУ, 2000г.
  2. Эколого-экономическая оценка месторождений : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. профессора Рихванова - М.:ТПУ, 2007г.
  3. Боярко  Г.Ю. Экономика минерального  сырья. Томск: Изд-во Аудит-Информ. 2000г .
  4. Перчик А.И. Горное право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Издательский Дом ≪ФИЛОЛОГИЯ ТРИ≫, 2002г. - 525 с.
  5. Сирык С.И., Боровинских А.П. Недропользование в Российской Федерации и предложения по его совершенствованию. Монография. – СПб.: «НЕДРА», 2004г.
  6. Махлина М.И. «О развитии гражданско-правовых отношений недропользования в России» // Минеральные ресурсы России. – 1999г. - №5
  7. Кокин В.Н., Недропользование теоретико- правовой анализ.М: ООО « Нестор Академик Паблишерз,2005г.
  8. Кокин В.Н.,Право собственности на недра : мировой опыт и российский путь.Нефть, газ,право.2004г. №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ особенностей и проблемы недропользования в России, правовые и экономические аспекты