Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:26, курс лекций

Краткое описание

Тема 1: Организация внешнеэкономической деятельности предприятий.
Основные формы внешнеэкономических связей
Факторы развития внешнеэкономической деятельности
Операции по купле-продаже товаров во внешнеэкономической деятельности
Экспорт и импорт основных услуг
Экспорт и импорт сопутствующих услуг

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ВЭД.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

     Обмен результатами творческой деятельности (особенно в науке, технике и управлении) является важнейшим фактором прогресса. Поэтому государство контролирует эту сферу и, создавая предпосылки  для разработки более эффективных  результатов, пресекает попытки граждан использовать достижения человеческого разума во вред обществу. В частности, оно обеспечивает защиту результатов творческого труда граждан и организаций путем введения правового института объектов интеллектуальной собственности. Особенностью такой защиты является предоставление владельцам охраняемой собственности монопольного права запрещать кому бы то ни было ее использование в коммерческих целях (за исключением случаев, предусмотренных законом). В то же время владельцы могут отменять указанное ограничение в отношении некоторых лиц, получая за это соответствующее вознаграждение.

     Среди объектов права собственности (к  которым относятся движимые и  недвижимые вещи живой и неживой  природы, продукты творческого труда, а также другие материальные и  нематериальные блага) особое место занимают объекты интеллектуальной собственности, являющиеся творениями человеческого разума.

     Они обычно подразделяются на произведения, охраняемые авторским правом (научные  труды, литературные и художественные произведения, конструкторские . чертежи, программы для ЭВМ, базы данных, исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи и др.), и промышленную собственность (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, "ноу-хау" и др.).

     Объекты, охраняемые авторским  правом. Для предпринимателей, продающих и приобретающих технологии, защита авторским правом представляет определенный интерес, поскольку под его действие подпадают научные труды, литературные и художественные произведения, чертежи, программы для ЭВМ, базы данных и пр.

     Изобретения. В отличие от объектов авторского права охрана изобретений и других объектов промышленной собственности гораздо сильнее (как правило, запрещается несанкционированная имитация охраняемых признаков). Критериями охраноспособности изобретения обычно являются новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость (либо их аналоги в законодательстве других стран). Эти критерии вводятся специальным законодательством и уточняются в нормативных актах Патентного ведомства (специального государственного органа, обеспечивающего охрану прав на объекты промышленной собственности, в Российской Федерации таким ведомством является «Роспатент»).

     Изобретение является новым, если оно неизвестно из уровня техники. Понятие «уровня техники» определено как некий набор знаний, получаемый путем сбора и анализа общедоступных сведений со всего мира. В Российской Федерации (как и во многих развитых странах) действует критерий «абсолютной мировой новизны». В других странах новизна может быть «локальной» или «относительной мировой».

     Оформляя  свои права на изобретение, авторы в  специальном документе, называемом «формулой изобретения», перечисляют  основные признаки изобретения (в Российской Федерации — отличительные особенности по сравнению с ранее известными решениями). Эта формула после уточнения в Патентном ведомстве и определяет объем правовой охраны, предоставляемой изобретению.

     Полезные  модели. Полезная модель иначе иногда называется «малым изобретением». Предъявляя к новым разработкам более слабые по сравнению с критериями изобретательской деятельности требования, государство предоставляет им и более слабую, чем изобретениям, правовую защиту. При этом для изобретателей привлекательны упрощенный механизм оформления своих прав и соответственно меньшая сумма затрат на приобретение этих прав. Данный способ защиты технических решений существует не во всех странах (в Российской Федерации он имеется).

     К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. В отличие от трех критериев патентоспособности изобретения у полезной модели их всего два: новизна и промышленная применимость.

     Промышленные  образцы. К промышленным образцам обычно относятся художественно-конструкторские решения изделия, определяющие его внешний вид.

     Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым (критерии охраноспособности в других странах аналогичны).

     Промышленный  образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности  изделия, неизвестна из сведений, ставших  общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

     Промышленный  образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер эстетических особенностей изделия.

     Промышленный  образец признается промышленно применимым, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия.

     Товарные  знаки и знаки  обслуживания, фирменные  наименования. Под товарными знаками обычно понимаются обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних лиц (юридических или физических) от однородных товаров и услуг (далее — товары) других лиц. Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, а в отдельных случаях (например, общеизвестные знаки) без нее. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения (звуковые, световые, цветовые и др.) или их комбинации.

     Владелец  товарного знака может по лицензионному договору предоставить другому лицу право на использование товарного знака.

     Ноу-хау. Термин «ноу-хау» впервые был применен в США в судебном деле Дюранда против Брауна в 1916 г. и означал умение или мастерство что-либо сделать с минимумом усилий. В настоящее время законодательство многих развитых стран мира определяет ноу-хау как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства.

     Понятие ноу-хау включает как различного рода технические знания и опыт, не имеющие правовой охраны, так и знания (опыт) административного, экономического, финансового или иного порядка.

     Достаточно  хорошо известно, что без знания ноу-хау в большинстве случаев  невозможно воспроизвести промышленно  освоенную новую технику и  тем более невозможно совершенствование, а также создание ее последующих поколений. В настоящее время, не имея ноу-хау, практически невозможно применять изобретения, права на которые приобретены у сторонних лиц, являющихся разработчиками (авторами). В силу этого ноу-хау приобретает значительную ценность и может являться объектом купли-продажи.   

     7.2.Формы передачи технологии

     Множество видов объектов интеллектуальной собственности, каждый из которых регулируется законодательно несколько иначе, чем другие, объясняет  и большое разнообразие форм передачи технологии. Данное обстоятельство побуждает специалистов (прежде всего юристов и экономистов) создавать и совершенствовать классификации этих форм. Так, например, если выделить всего три группы основных способов передачи технологии:

     · внутрифирменный обмен (на него приходится 2/3 мировой торговли технологиями);

     · межфирменные соглашения о передаче технологий;

     · межфирменные поставки машин, оборудования и другой промышленной продукции, сопровождающиеся передачей технологий.

     Обычно  основные формы передачи технологий делятся по своему экономическому содержанию на коммерческие (возмездные) и некоммерческие (безвозмездные).

     К некоммерческим формам передачи технологии относят: научно-технические публикации (доклады, конференции, каталоги, выставки); обмен результатами исследований посредством личных контактов и посещений научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий (стажировки, командировки и др.); обмен производственно-техническими достижениями и опытом по долгосрочным программам.

     К коммерческим формам передачи технологии относят передачу технологии по лицензионным договорам, путем продажи оборудования и материалов (или передачи в аренду), оказания услуги типа ИНЖИНИРИНГ, через учреждение совместных фирм (предприятий) и т.п.

     Коммерческие формы передачи технологии подразделяются на сопутствующие соглашения ("под ключ", "под готовую продукцию", "рынок в руки") и самостоятельные формы (лицензионные соглашения, безлицензионные формы передачи технологии и кооперационные соглашения).

     «Соглашения под ключ» широко распространены во многих странах. Они предполагают поручение фирме-исполнителю (подрядчику) научно-технических разработок, поставок необходимого оборудования и строительства промышленного или иного объекта от стадии проектирования до поставок и монтажа оборудования. Позволяя заинтересованным сторонам приступить к выпуску высокотехнологичной продукции, не имея для этого соответствующего научно-технического задела, соглашения «под ключ» обеспечивают возможность приобретения не только определенных технических, но и управленческих знаний, и обходятся заказчику дешевле, чем самостоятельное выполнение всего комплекса работ. Однако злоупотреблять выдачей заказов с исполнением «под ключ» не рекомендуется, так как возможно возникновение и углубление технологической зависимости заказчика от подрядчика. Отмечается, что строительство заводов «под ключ», закупка комплектного оборудования, отдельных объектов техники и другие торговые операции, по которым ноу-хау не передается, позволяют только временно, в пределах морального старения, эксплуатировать закупленную новую технику, но не дают возможности ее воспроизвести, создать более совершенную, а следовательно, ликвидировать наметившееся или сложившееся отставание.

     Соглашение  «под готовую продукцию» является более совершенной и сложной формой приобретения технологии. Она отличается тем, что покупатель получает предприятие в свое распоряжение только после начала производства продукции.

     Из  самостоятельных форм передачи технологии рассмотрим вначале лицензионные соглашения, которые являются основной формой передачи технологии. Они предусматривают передачу на определенный срок прав, вытекающих из интеллектуальной деятельности в области науки и техники. Их можно классифицировать по признакам, характеризующим:

         •степень  автономности лицензии (самостоятельные  и зависимые — сублицензии).

         •способы  охраны объектов промышленной собственности (патентные, беспатентные и смешанные  лицензии).

         •объем  прав на использование технологии

         •права  лицензиара использовать усовершенствование объекта лицензии, осуществленные лицензиатом. 

     Безлицензионные формы осуществляют различными методами, перечисленными ниже.

     Поставки  оборудования и материалов.

     Являясь традиционными формами торговли, они способствуют расширению технологического обмена. Практически каждый КОНТРАКТ по экспорту и импорту станочного оборудования включает раздел по передаче технологии (монтаж, наладка и т.п.). Часто стоимость передаваемой технологии сопоставима и даже превышает стоимость поставляемого оборудования. Так, сообщается1, что при покупке станков с числовым программным управлением на каждую единицу затрат на приобретение электронной части ЭВМ расходуется около пяти единиц затрат на ее программно-математическое обеспечение;

     Предоставление  услуг типа ИНЖИНИРИНГ.

     Услуги  типа "ИНЖИНИРИНГ" возникли в развитых странах в 60-е годы и к настоящему времени получили повсеместное распространение. Основной причиной этого называют рост капиталовложений в основные фонды предприятий и необходимость повышения эффективности их освоения. Обострение конкуренции за высококвалифицированных специалистов, способных "оживить" и заставить эффективно работать все более дорогую и сложную технику, привело к закреплению (к середине 70-х годов) в зарубежной управленческой лексике терминов "человеческий капитал".

Информация о работе Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"