Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:26, курс лекций

Краткое описание

Тема 1: Организация внешнеэкономической деятельности предприятий.
Основные формы внешнеэкономических связей
Факторы развития внешнеэкономической деятельности
Операции по купле-продаже товаров во внешнеэкономической деятельности
Экспорт и импорт основных услуг
Экспорт и импорт сопутствующих услуг

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ВЭД.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

     Именно  применение высококвалифицированного человеческого ресурса способствует максимальному сокращению сроков ввода  объектов в эксплуатацию, ускорению  отдачи капитала. Причем большое разнообразие возникающих технических, коммерческих, финансовых, юридических, административных и других вопросов требует привлечения значительного числа специалистов разного профиля. Увеличение численности штатных сотрудников фирмы не всегда желательно из-за постоянно присутствующего риска ухудшения конъюнктуры и, как следствие, невозможности их эффективного использования. Поэтому более выгодным, представляется использование труда специалистов инженерно-консультативных фирм. Они помогают сократить сроки осуществления проектов, быстро получить специальные знания и опыт в области техники, технологии, организации и управления производством и сбытом, а также (очень часто) уменьшить необходимые инвестиции, снизить производственные затраты на единицу продукции, повысите эффективность капиталовложений.

     Поскольку консультант независим от администрации заказчика, он способен объективно оценить ситуацию, сложившуюся на фирме, лучше разглядеть имеющиеся недостатки и упущения, поставив о них в известность заказчика. Большой опыт консультанта по решению аналогичных задач на многих предприятиях помогает ему глубже вникнуть в суть проблемы и найти более эффективное решение. По-видимому, вследствие этого иностранные фирмы прибегают к услугам консультантов даже в тех случаях, когда та или иная работа может быть выполнена собственными силами без расширения штата.

     Особенности инжиниринговые сделок, отличающих их от контрактов на поставку товаров  и традиционных лицензионных соглашений, создают определенные трудности  для предпринимателей, заключающих  такие сделки. Так, например, бывает сложно:

     · определить целесообразность заключения сделки;

     · определить стоимость услуг или их долю в общей сумме контракта;

     · решить вопрос о распределении поступлений между промышленными, научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями;

     · решить задачу оптимального премирования специалистов, чьи опыт и знания передаются в процессе оказания услуг типа "ИНЖИНИРИНГ".

     По  роду оказываемых услуг в развитых капиталистических странах различают  четыре группы фирм, предоставляющих  инжиниринговые услуги:

     •инженерно-консультативные;

     •инженерно-строительные;

     •консультативные  по вопросам организации и управления;

     •инженерно-исследовательские. 
 

     4. Франчайзинг во  внешнеторговых отношениях  

     ФРАНШИЗА и дистрибъюторство это деловые соглашения, по которым одна сторона предоставляет свою репутацию, обеспечивает техническую информацию и проводит экспертизу, а другая вкладывает капитал в целях продажи товаров или оказания услуг непосредственно потребителю. Термин "ФРАНШИЗА", получивший широкое распространение в последние три десятилетия, означает, что одна, как правило, крупная компания (франчайзер) разрешает другой организации (франчайзи) использовать свое известное фирменное наименование при условии, что последняя будет под этим наименованием сбывать продукцию этой корпорации, получая за это от нее техническую, коммерческую и иную консультацию, помощь и т. п.

     ФРАНШИЗА (франчайзинг) является одной из коммерческих форм технологического обмена, взрывной рост популярности которой обусловлен происходящей во всем мире перестройкой структур управления производством и значительным увеличением числа малых предприятий.

     В частности, в нынешней ситуации крайне сложно создать новый товарный знак, способный конкурировать с уже  хорошо известными знаками на рынке  однородных товаров и услуг. В связи с этим фирмы (особенно специализирующиеся в области производства пищевых продуктов) стараются пользоваться старыми, хорошо зарекомендовавшими себя товарными знаками для маркирования и рекламы новых товаров.

     Крупные фирмы также обычно заинтересованы в передаче лицензий на использование своих товарных знаков, поскольку путем включения в лицензионные договоры дополнительных условий (о передаче лицензиатам оборудования, технологии производства, научно–технических достижений и об установлении соответствующих ограничений) превращают другие предприятия в своеобразные филиалы, которые пользуются товарным знаком основного владельца и реализуют его продукцию.

     Обычно  выделяют три типа франшизы: производственную, торговую (товарную) и лицензионную (деловую).

     Производственная  ФРАНШИЗА предполагает передачу основных элементов или комплектующих, необходимых для изготовления продукции, реализуемой затем под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Для того чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет необходимую технологию и проводит обучение сотрудников франчайзи необходимым навыкам, осуществляя впоследствии контроль за соблюдением технологической дисциплины. Такая ФРАНШИЗА наиболее широко представлена в производстве электронной техники, в пищевой промышленности и некоторых других отраслях.

     Торговая  ФРАНШИЗА представляет собой такой способ организации дела, при котором франчайзи покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.

     Лицензионная  ФРАНШИЗА является наиболее популярной. Она подразумевает, что франчайзер, который заинтересован в продвижении своего товарного знака, выдает франчайзи лицензию на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора товаров и услуг под именем франчайзера. Такая ФРАНШИЗА часто используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общественного питания быстрого обслуживания, продаже мороженого, в прокате автомобилей.

     К числу основных достоинств франшизы относят:

         •сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество  даже при фактическом превращении  этого ранее независимого предприятия  в своеобразную дочернюю фирму более  известной компании;

         •возможность получения франчайзи комплексной помощи от франшизного центра в выборе конкурентоспособного товара, в поставке технологии, техники, обучения кадров, в разработке и совершенствовании эффективных систем управления предприятием;

         •возможность  получения небольшим предприятием поддержки от более сильного партнера при обращении за кредитом в банк или временных затруднениях в расчетах с кредиторами;

         •наличие  у франчайзера и франчайзи  бесплатной взаимной поддержки рекламой и оказание помощи друг другу при  осуществлении поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции.  

 

      Тема 8: Торговые операции состязательного типа

  1. Виды товарных бирж и организация и работы
  2. Техника биржевых операций
  3. Особенности аукционных торгов
  4. Особенности осуществления фьючерсных сделок
 
  1. Виды товарных бирж и организация и работы

      Товарная биржа - это постоянно действующий рынок, на котором продаются и покупаются однородные товары без их предъявления (зерно, лес, нефть, цветные металлы и др.) по описанию или образцам.

      Биржевое  дело развивается на протяжении нескольких столетий. Одними из первых были учреждены биржи в Антверпене в 1531 г. и Гамбурге в 1558 г. В России первые биржи появились в начале, а в США — в конце XVIII в.

      В зависимости от границ регионов, в  которых биржи являются центрами притяжения товарного обмена, они могут носить национальный и международный характер. Среди них есть специализированные биржи, на которых совершаются операции с одним или несколькими однородными товарами, и универсальные, позволяющие оперировать как с широким кругом однородных товаров, так и с неоднородными товарами сельскохозяйственного характера, минерального происхождения и промышленного производства.

      С организационно-правовой точки зрения биржи делятся на публичные и частные. Публичные биржи патронируются государственными и муниципальными организациями. Их деятельность регулируется законами и иными нормативными актами и носит открытый характер. Сделки на них могут совершать как члены биржи, так и другие предприниматели.

      Частные биржи организуются обычно в форме закрытых акционерных обществ с ограниченным числом членов. Биржи работают на основании своих уставов, определяющих их функции, структуру, порядок управления, состав действующих членов, порядок их выбытия и принятия новых. Члены биржи имеют свои брокерские конторы, в которые входят брокеры, непосредственно заключающие соглашения, их помощники и другой вспомогательный персонал.

      На  бирже для обеспечения ее работы создаются специальные комитеты, которые ведут учет и оформление операций, фиксируют биржевые цены и публикуют в установленное время биржевые котировки высших, низших, средних цен, цен предложения и спроса и т.д. Одной из главных структур биржи является расчетная палата, которая ведет расчеты с членами биржи по результатам торгов. Крупные биржи имеют в своем составе постоянно действующие арбитражи для оперативного рассмотрения споров, связанных с биржевыми операциями. Комитетами биржи руководят директора, обычно входящие в биржевой совет — высший орган управления биржей. Во главе биржи обычно стоит президент, избираемый ее членами.

      Брокерские  конторы членов биржи имеют разветвленную сеть своих агентов, обеспечивающую поступление заказов на совершение операций.

      2. Техника биржевых операций

      Главным местом, где непосредственно совершаются биржевые сделки, является операционный зал с отгороженным участком, который называется «круг» или «ринг», в него могут заходить только непосредственные участники торга — брокеры. За рингом располагаются помощники брокеров, которые передают им поручения на совершение биржевых сделок, осуществляют непосредственную связь с клиентами по вопросам предельных цен и других условий сделки, фиксируют договоренности по совершенным брокерами устным сделкам, а по окончании торгов оформляют заключенные контракты в письменной форме.

      На  биржах торгуют не самим товаром, а контрактами на товар. Биржевой товар строго стандартизирован, что  позволяет торговать им без предварительного осмотра. Стандарты на товар допускают  некоторые отклонения от установленных характеристик, которые впоследствии учитываются при расчетах с продавцами и покупателями реального товара.

      Количество  товара в каждом контракте строго определено в зависимости от вида товара. Например, в одном контракте на куплю-продажу натурального каучука содержится 5 т стандартного товара, в одном контракте на продажу сахара — 50 т товара. Поэтому если клиент даст брокеру поручение закупить 500 т сахара, то последний заключит 10 контрактов.

      Если  контракт заключен на немедленную поставку товара, это означает, что продавец должен поставить проданный товар на склад биржи в течение 2 недель, а покупатель имеет право забрать товар не позже чем через 2 недели.

      Если  реальный товар продается или  покупается с отсрочкой поставки, то такая отсрочка может быть кратной установленному для каждого товара периода и называется «позиция».

      Клиент, которым является продавец или покупатель реального товара, или биржевой игрок, связывается по телефону, электронной почте или по сети Интернет с одной из брокерских контор биржи и дает поручение продать или купить товар, указывая количество товара, срок сделки и минимальную или максимальную цену, либо пору-- чает совершить сделку в течение определенного срока по наиболее благоприятной для него цене. Поручение клиента немедленно оформляется соглашением. Брокерский немедленно передает порученше в ооераншы! зал биржи помощнику брокера, а тот — в ринг. После завершения торга и оформления контракта помощники брокера передают клиенту результаты заключенной сделки. 

      3. Особенности аукционных торгов

      Аукционы  являются особой разновидностью посреднических организаций, способствующих обращению товаров. В отличие от биржи аукционы являются не постоянными, а периодически действующими центрами посреднической торговли реальными товарами с индивидуальными свойствами.

      Аукционы  по масштабу охвата регионов делятся  на национальные и международные. Наиболее распространенными аукционными товарами являются пушнина, немытая шерсть, крупный рогатый скот и лошади, морская рыба, табак, чай и т.д.

      Обычно  периодически действующие аукционы публикуют график проведения торгов или заблаговременно оповещают поставщиков и традиционных покупателей о сроках их проведения.

Информация о работе Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"